Словесница Искусств. Стих петр комаров приамурье


МКУК "МЦБ Амурского района" - Стихи - о Хабаровском крае

Булатов Л.

Выборов К.

Гран П.

Дечули М.

Захаров В.

Казакова Р.

Комаров П.

Кухтина А.

Миланич Л.

Рябов Н.

Самар А.

Смоляков С.

Феоктистов С.

Леонид Булатов «Край ты мой…»

Край ты мой, с туманами молочными, С тишиной, звенящею окрест, С травами высокими и сочными, С васильковым венчиком невест. Край родной с березовою проседью, С родниковой чистою водой, С золотой чарующею осенью И с веселой песенной весной. Край ты мой - любимая сторонушка! Каждой клеткой я к тебе тянусь, Ты - мое единственное солнышко, Ты - моя единственная Русь.

Константин Выборов «В низовьях»

Амур широк, его теченье Едва заметно, берег дик И полон мудрого значенья В пейзаже каждый легкий штрих. Здесь всё неярко и неброско – Едва намечено, но точно. Здесь всё увязано непросто, Не вдруг, не враз - легко и прочно! С трибун речей не любят длинных, Тут верят слову - не словам. Тут круто правит бог путинный. Тут поклоняются делам. Отсюда вверх плывут туманы, И набирает ветер силы... Здесь в двух шагах чужие страны, Здесь начинается Россия!..

Константин Выборов «Мой край»

Мой край - снега и глухолесье. Тяжёлый дух рыбачьих станов. И в годы злого лихолетья. Плач овдовевших поселянок. Звериный рёв и птичий гомон. Волну клюющий катерок. Обородевших плотогонов Неторопливый говорок. Бегущий в школу нанайчонок Вдоль кромки рыжего песка. Парней бичующих, никчёмных. О прошлом пьяная тоска. Лесных озёр ночная стылость. Где днём жирует род утиный. Старинных сёл неторопливость, И новых строек гул машинный. Где сложно всё и не обжито. Где крут характером народ. Где щедрость дел и бедность быта, Ну, а порой - наоборот. Где нынче бой, и завтра - бой. Где утешениям внимая. Мы жирной, дымною ухой Гостей приезжих угощаем. Тех, что на время приезжают За длинным северным рублём И остаются, оседают, И успокоенно потом Дивятся глупой канители, Стыдясь беспутной маеты. Быть может, снежные метели Врачуют их от суеты... Здесь всё и маетно, и сложно – И гнус, и стужа, и снега, - Но если сдюжишь – значит можно Судьбу брать круто за рога!..

Гран П.

Я не уеду в дальние края - Куда мне дальше Дальнего Востока? В траве, цветах, в журчании ручья Я растворюсь без имени и срока.

Душой своей и сердцем буду рад, Что любовался дымкой над Амуром, Когда в ней сопки медленно парят, Укрытые тайгою, как велюром.

И, может быть потом, пройдут века, Я опаду листом под чьи-то ноги, Или пробьюсь изгибом ручейка Вдоль прежде мною хоженой дороги.

И прорасту... Пора придет моя, Среди цветов сверкну слезой истока... И не уеду в дальние края - Куда мне дальше дальнего Востока.

М. Дечули «Приамурье»

С детства знакомая песнь бесконечная, Солнце - горячее, щедрое, вечное! Сопки - хранители древнего племени. Сколько, Амур, ты блуждаешь во времени?

Робкая, дикая, гордая женщина – Сколько, тайга, тебе весен обещано? Мари – не меряны, тропы - не хожены, Звери и птицы, как с вами похожи мы!

Волны! Я ваше ловлю соучастие. Сеть моя крепкая! Вытяни счастье! Ветер весенний! Прошу - сохрани В гриве зеленой саранок огни! Где б ни жила я и где б ни ходила я - Здесь моя родина - древняя, милая!

***

На сопках Сихотэ-Алиня Багульник розовый цветет. И небо ясной звонкой синью В дорогу дальнюю зовет. Но я надолго не оставлю Дыханье влажное реки. В любом краю земли прославленном Умру, наверное, с тоски Без этих древних сел рыбацких, Где каждый каждому - родня. Где рядом с песней залихватской Тоскует песня про тебя. Где только камень, только крепкий Вобрал всю правду о веках, Где прах моих далеких предков В цветах, деревьях, облаках.

В. Захаров «Мы – патриоты»

Полотнище свободно реет – Ветров избыточно в краю! И, кажется, что флаг нас греет, Как присягающих в строю На верность Дальнему Востоку И граду стольному его, Где богатырь - Амур широкий Достиг величья своего. Где небо чисто-голубое, Где море девственной тайги, Метели с вихревым подбоем Чисты и в чистоте строги. И белизна, лазурь и зелень — Легка палитра и светла... Мы патриоты в самом деле, И мы вершим свои дела На благо края — Наше благо, На устремление в века, Чтоб предков слава и отвага Была в сердцах у нас крепка. И чтоб мы помнили извечно: Щедрее жить И быть добрей, Беречь хрустальность наших речек, И шум тайги, И гон зверей. И ощущать себя причастным И к созиданью, и к борьбе, К тому, что стало звездным часом В краю И в собственной судьбе. И флаг Хабаровского края Нас осеняет, как бойцов... И мы всей жизнью повторяем Жизнь наших дедов и отцов.

Р. Казакова «Сопки»

Не поеду я в Сочи, где солнце, песок… А поеду я в сопки, На Дальний Восток.

Там у склонов колючих, Упав с высоты, Светлый ключ, будто ключик, обронен в кусты.

Там у синей Дюанки, безвестной реки, не поляны - диваны, пуховики!

Там ало от саранок, взметнувших луга, будто горных баранов крутые рога!

На востоке - просторы, моря, острова. Все такое простое – как хлеб и трава.

Что мне смутно и ложно темнит белый свет, там прочтется несложно, как заячий след.

Мне нужны эти сопки – в вершке от небес, как врачебные скобки на сильный порез.

Мне нужны эти сопки в закатном огне, чтоб весенние соки не сохли во мне.

Мне нужны эти сопки – >высоты мои. Мое сердце, как соты, тяжело от любви.

Комаров П. «На краю России»

Азиатской волной Амура, Криком зверя во мгле ночной, Потайною тропой маньчжура Ты пугал меня, край лесной.

Ни церквей на холмах зеленых, Ни плакучих берез в полях — Только кедры на горных склонах, Где за соболем шел гиляк.

Но сейчас, кого ни спроси я, Все ответят наперебой: Ты и здесь обжилась, Россия, С неподкупной своей судьбой!

Дни летят косяком гусиным... Сопки. Мари. Тайга. Вода. С Ерофеем — крестьянским сыном — Ты из Вологды шла сюда.

На чукотский всходила берег, Где туманы плывут с утра, Где над скалами поднял Беринг Государственный флаг Петра.

Землеходцы пришли босые, Топором прорубая путь. Не забудь их, моя Россия,

Добрым именем помянуть! Не найдешь той минуты краше, Когда люди сказать смогли: Все здесь русское, все здесь наше — От Москвы до конца земли...

Где-то есть, под Рязанью, что ли, Не такие, как здесь, места: За селом — с васильками поле, Неба звонкая высота.

Что же, пусть небеса другие Опускаются надо мной — Ты и здесь мне мила, Россия, — Край суровый мой, край родной!

Приамурье мое

Край далекий – с лесами да сопками, С поздней жалобой птиц, - это ты Разбудил голосами высокими Сыновей золотые мечты.

Много стран в эти годы видали мы, По дорогам солдатским пыля. Только нам и за дальними далями Снилась наша родная земля:

…Небеса с колдовскими закатами, И тайги вековечный покой, И Амур с берегами покатыми, И весенний туман над рекой.

Выйдешь в поле – весна над равниною Из цветов вышивает узор, Вереницу следит журавлиную Голубыми глазами озёр.

И любая березка знакома нам. Только крикнешь – на все голоса Птичьим щебетом, свистом и гомоном В тот же миг отзовутся леса.

Лось идёт ли по склону отлогому, Головой раздвигая кусты, Или рысь возвращается к логову – В каждом шорохе слышишься ты.

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою, Я бы выпил ручьи до глотка, Я тропинку бы выходил каждую, - Да моя сторона велика.

Как посмотришь – не хватит и месяца Обойти и объехать её. Только в песне да в сказке уместится Приамурье моё!..

Кухтина А. «Наш край»

Хабаровский край! Он почти бесконечный, Живая частица ушедших времен, Той жизни суровой, неспешной и вечной Великих народов и малых племен.

Тут люди мудры и добры, и степенны. Не зря уважал их бедовый казак. Осталось в веках его имя нетленно. Теперь этот край называется так.

Играют в Амуре лосось и калуга. И зреет в распадках лесной виноград. Здесь север и юг дополняют друг друга. Хабаровский край чудесами богат.

Здесь ходят медведи, скользят кабарожки, Изюбрь и сохатый зовут здесь весну. Бесшумно гуляют огромные кошки И зорко хранят эту чудо-страну.

Цветут рододендроны в мае на склонах, Все сопки укутав в сиреневый цвет. И только у нас, в уголках затаенных Так чисто и нежно цветет бересклет.

И каждый, кто здесь побывал хоть когда-то, Не сможет забыть Мяо-Чановых гор, Прекрасных амурских, волшебных закатов, Влюбившись навек в этот вольный простор.

Хабаровский край

Над сопками солнце встает величаво, Умывшись крутой океанской волной. Здесь нового дня и исток, и начало. К нам первым рассветы стучатся в окно.

Не зря вологодский казак добирался Сюда, чтоб найти здесь затерянный рай. В историю нашу он гордо вписался, Дал имя тебе, наш Хабаровский край.

Наш край необъятный, порой непонятный Тому, кто с ним только заочно знаком. Исконно российский, но щедрый и близкий Для всех, кто назвался его земляком.

Земля эта ценит дела трудовые, Надежные плечи и мудрость сердец. Откроет нам щедро свои кладовые, Где олово, золото, медь и свинец.

Леса распахнет, пусть работают руки, Откроет бескрайний амурский простор, Чтоб жили достойно и дети и внуки Всех тех, кто поверил в наш Дальний Восток.

Миланич Л.

* * *

Солнце Дальнего Востока Я в крови своей ношу, От рожденья, от истока Здешним воздухом дышу. И, хотя не против странствий, Но собою быть могу Лишь средь этого пространства, Лишь на этом берегу.

Рябов Н. «Чудесный край»

Над Амуром небо голубое. Шепот рощ да гомон птичьих стай... Как не залюбуешься тобою, Край родной, дальневосточный край! Все здесь сердцу чуткому отрадно, Все невольно привлекает взор: Лес осенний — празднично нарядный, Разнотравья летнего ковер. По весне разливистые зори, А зимой — бескрайние снега.. Круглый год широкая, как море, Над Амуром плещется тайга. Здесь кругом раздолье и приволье С русскою былинной красотой: Если поле, то уж чисто поле, Если бор—дремучий и густой, Коль дорога — меряна верстою, Коли горы—высятся стеной, Если солнце — только золотое, Ну, а если дождь, то проливной. Ветерок колышет паутину, Бродит в травах нежный аромат. Как на левитановской картине, Стройные березоньки стоят. Край любимый, нет тебя чудесней, Хоть всю землю обойди кругом. Мы тебя душевной славим песней, Укрепляем радостным трудом. Ты пугал когда-то дикой хмурью, Гнал удушьем из курной избы. Но зато теперь по Приамурью Города и села — как грибы! Тут народ к любому делу годен, И совсем недаром, погляди — Самый высший, самый плавный орден У тебя сияет на груди... Край родной, ты близкий, а не дальний Для любого, кто к тебе привык, Оттого и слышится печальным Перелетных птиц прощальный крик. Оттого, когда б не увозили Нас в края иные поезда, Мы всегда один лишь край любили. Мы везде одной надеждой жили – Возвращались всякий раз сюда.

Самар А.

***

Выйди в верховья Амура – Сунгари устье сверкает. Выйди в низовья Амура – Устье Амгунь открывает.

Здесь я родился и вырос, Здесь мой любимый край. В среднем теченьи Амура Родина всех нанай…

Смоляков С. «Край мой любимый»

Край мой любимый, - с туманными далями, С шумной тайгою, с болотными рясками... Сколько бы разных земель ни видали мы - Нет тебя лучше, красивей и ласковей.

Я исходил твои тропки заветные, Видел рассветы над горными кручами, Там, где в расщелинах, еле заметные, Речки родятся ручьями певучими.

Здесь я сроднился с колхозными нивами, С морем хлебов, с кораблями-комбайнами, Штормы терпел над морями шумливыми, Руды искал за лесами бескрайними.

Здесь я услышал, как юноши спорили, - Есть ли моста на земле знаменитее... Край мой возлюбленный! В радости, в горе ли - Связан ты с сердцем незримыми нитями.

Пусть твои сопки в туманах теряются, Пусть ты далек от Москвы белокаменной - Близость сердец не верстой измеряется: Мужеством славных, И доблестью пламенной!

По России

Люблю бродить я по России, По всем краям ее. И тут, По приамурским далям синим, Где зори щедро оросили Луга, что, буйствуя, цветут, Где после гроз вскипает пена По стрежням резвых горных рек, Где познавал я постепенно, Что значит в мире человек.

Гудят попутными дороги, Проголосуй — и цель вблизи. Но я пешком. Пусть вязнут ноги В привычной будничной грязи. Зато потом, в конце дороги, На ближних подступах к селу, Зверей и птиц увижу многих И даже в доннике пчелу. Зато потом, укрыв от ливня Рюкзак под крышей навесной, Тепло мне знать, как помогли мне Все те, кто встретился со мной.

Один помог найти тропинку За самый дальний перевал, В тайгу, в ту самую глубинку, Где раньше леший проживал. Там встретил я своих знакомых, С какими в давнем детстве рос, Мечтой искательской влекомых, В чащобе кедров и берез.

Другой помог к большому тракту Сквозь марь пробиться прямиком Туда, где в ночь трудяга-трактор Пыхтит за старым дубняком. Там повстречал я сильных волей Тех однокашников своих, С которыми делил я в школе Печаль и счастье на двоих...

И вот опять - теперь под зноем – Я пыль дорожную толку, Чтоб повстречаться с новизною В стану совхозном, на току. Вернусь домой — непышный опус Я сочиню и в этот раз: Я напишу про пеший отпуск Друзьям далеким, без прикрас – Как побродил я по России, Как много встретил на пути... Россия-мати! Свет мой синий! Дай сил не раз еще пройти.

Феоктистов С.

* * *

Край мой милый, хоромы лесные, Говорливый амурский прибой! Разве могут несчастья шальные Разлучить наше сердце с тобой!

Ты растил нас любовно и строго, Ты готовил нас к ратной судьбе. С волжских плесов, с карпатских отрогов Мы поклон посылали тебе.

Нас встречала в слезах Украина, Беларусь нам шептала: «Сынки!» Вместе с нами ты шел до Харбина, Брал японскую свору в штыки...

Несмолкающий гул океана, Что весеннему грому сродни, Золотая земля Магадана, Комсомольских заводов огни.

Скрип колодца в лесной деревушке, Палисадник с веселой резьбой, След оленя у самой опушки, Кучерявый дымок над избой.

Искрометные горные реки, Журавлиная просинь озер... Вот за что мы по-русски, навеки Полюбили твой щедрый простор.

Это чувство мы в сердце носили Сквозь кинжальную злую картечь. Как народное счастье Россия Заказала тебя нам беречь!

mcbamk.ru

На краю России | Сообщество «Дети от 6 лет и старше»

 Автор: Петр Комаров

Художник: Геннадий Павлишин

Издательство: Речь, 2017 г.

Серия: Образ Речи

ISBN: 978-5-9268-2432-9

Страниц: 128 (Мелованная)

Лабиринт

Май-шоп

Озон

Очередная книга - шедевр вышла в издательстве Речь. Книга, которая встанет у меня на книжной полке рядом с Золотой Ригмой, Амурскими и Таежными сказками. Книга, в которой соединились таланты двух людей: поэта Петра Комарова и художника Геннадия Павлишина. Людей влюбленных в природу Дальнего Востока.

Пётр Комаров - большую часть жизни провёл на Дальнем Востоке и считал эту землю родной. Здесь он жил, работал, писал. Приамурью посвящены его стихи. Поэт похоронен в Хабаровске.

Геннадий Павлишин родился и проживает в Хабаровске. Его знают в нашей стране и за рубежом. На международной книжной выставке в Братиславе «Амурские сказки» Геннадия Павлишина получили высшую награду - приз «Золотое яблоко», а в Лейпциге - золотую медаль. В Японии за книгу «О, мой брат олень!» художник удостоен высшей награды по восьми номинациям в конкурсе «Лучшая книга Японии», в Италии он признан лучшим в мире мозаистом, а в Африке - лучшим анималистом.

О книге:

Книга получилась невероятной. Большого формата. Обложка с тиснением - так и хочется пощупать, потрогать, погладить. Крупный шрифт. Отпечатана книга в Латвии.

Тираж - 5 000 экземпляров.

Иллюстрации Геннадия Павлишина на каждом развороте.

И именно иллюстраций Геннадия Павлишина была приобретена книга

Смотрю на иллюстрации в книге и чувствую себя ребенком, которому подарили волшебную книжку, такую, что глаз не оторвать. На фотографиях мне не удалось передать всю эту красоту. Даже слов нет, чтобы передать эмоции… описать сложно. Книгу надо видеть вживую. Потрясающе красивая книга!

У Геннадия Павлишина удивительный талант: он не просто иллюстрирует книгу, а дополняет, досказывает то, что не выразил словами писатель.

Но не только иллюстрациями хороша книга.

В своих стихах Петр Комаров описывает таежную жизнь - малоизвестную нам городским жителям, животных, птичек, рыбок, а работы Геннадия Павлишина оживляют стихи Петра Комарова.

Петр Комаров замечательно чувствует природу. Несколько строчек и вот перед нами предстает Приамурье - любимый край автора.

Рыбаки

Мы вместе с папой-рыбаком

Живём в колхозе «Буря».

Он с каждой рыбою знаком,

Что водится в Амуре.

А я с весны завёл тетрадь

И по его совету

Хочу всех рыб зарисовать

В свою тетрадку эту.

Вот эта рыба снасти рвёт,

Когда придётся туго.

Она - царица наших вод,

Амурская калуга….

Сто двадцать восемь страниц... Тут есть стихи про олененка, белочку - летягу, про сойку, про выдру, про черного зайца и т.д.

Очень мне нравится стихотворение про смелого охотника Сережу!!!!

По этой книге можно и нужно изучать природу Дальнего Востока!

Лабиринт

Май-шоп

Озон

www.mam4.ru

«...И лучшей награды поэту не надо»

Петр Степанович Комаров всю жизнь прожил на Дальнем Востоке и не мыслил себя где-то в иных пределах, возможно, более благодатных, чем наше Приамурье. Для него работал он без устали, жил, горел... и сердце отдал ему, и песни...

Сторонка дальняя моя,С перепелами вдоль обочин.Твоею славой славен я,Твоей заботой озабочен.Благословен мой край, и в нем —Наш труд, наш дом, где все знакомо.Я — нитка в знамени твоемНад черепичной крышей дома.(Надпись на книге)

В этом коротком, звучащем как песня стихотворении, которое можно поставить рядом с лучшими образцами лирической русской поэзии, заложено высокое понимание долга, сыновней любви к Родине, а в итоге — смысл человеческого предназначения на земле.

Юношеский портретДрузьям и товарищам его, тем, кто видел, как упорно он боролся с тяжелым недугом, как, преодолевая нужду, работал, искал свою тропу в сложном мире литературных авторитетов, споров, имен, особенно радостно сознавать, что стихи Комарова приобрели широкую известность и стали достоянием русской поэзии.

Рано ушел он от нас, побежденный болезнью. Медицина в то время еще не имела таких мощных средств против туберкулеза, какими она располагает сейчас. Об этом думаешь с болью и сожалением. Как часто нам не хватало его негромкого, но ясного слова, когда неожиданно для всех на различных высотах государственной лестницы стали перемещаться различные величины и на литературном небосклоне тоже меркли одни звезды, восходили другие...

О гражданственности иногда говорят, как о чем-то сверхданном. Критики нередко спорят между собой, определяя меру ее в стихах того или иного поэта. Но ведь она не может быть довеском к таланту! Гражданственность выявляется как отражение души; это — образ мышления, и это — позиция художника, литератора. У Петра Комарова она органична. Его творчество освещено горячим светом Времени, в котором он жил и работал, постоянно осознавая себя сыном своей великой Родины, а если нужно, и — солдатом.

Сугробкин, Тельканов, КомаровНе скажешь, что при жизни Комаров был мало известен и не признан. Его стихи печатались в центральных журналах и газетах, звучали по Всесоюзному радио. Имя Петра Степановича, особенно в годы войны и послевоенные, стало появляться в печатных изданиях на Урале и в Сибири, его знали многие читатели Москвы и Ленинграда. Сам он не впадал в восторг от читательских похвал, получая письма из разных городов России.

И все-таки настоящая, широкая известность пришла позднее. Мы это теперь знаем. А тогда просто было естественным предвидеть, что стихи его останутся жить долго. Среди поэтов, своим творчеством связанных с Дальним Востоком, первое место, бесспорно, принадлежит ему.

Комаров, Ермаков, Драчинский – сотрудники КрайТАССПетр Комаров родился 12 июля 1911 года в деревне Боево Крестецкого уезда Новгородской губернии. Отец — рабочий Кулотинской брезентной фабрики, много лет отдавший на предприятии частного владельца вредному цеху, решил переселиться на Дальний Восток. Ранней весной 1918 года он со всем семейством прибыл сначала в город Свободный, затем с Суражевской пристани подался в зазейские места. Добрые люди посоветовали определиться в Поповке — небольшой деревеньке, из тех, что в одну улицу выстраивались на возвышенном берегу реки. Новоселам-безлошадникам нелегко было обживать таежные земли. Пришлось самим вручную выкорчевывать пни, подкатывать бревна для сруба. К осени кое-как управились, поставили избу, сложили печь. Только бы жить... А тут вскоре началась Гражданская война.

Как похоже складывалось детство у нашего поколения дальневосточников! Ведь многие из нас сели за парты в грозовое время. Амурская земля еще не остыла от пожаров. Еще Красная армия освобождала ее от японских интервентов и белогвардейских карателей, гнала их все дальше, на восток, к Тихому океану. Горящие избы, кровавые расправы с мирным населением, бездомные сироты, беженцы... На всю жизнь это останется в памяти.

Жизнь шла своим чередом. В девять лет Петя был незаменимым помощником матери, а когда здоровье отца пошатнулось и он слег по весне, мальчик стал исполнять поручения старшего брата Василия.

Кажется, все книги, какие были в его распоряжении, Петр перечитал. В те годы у него была уже заветная тетрадь со стихами. Он писал обо всем, что происходило вокруг и казалось значительным: в деревню пригнали трактор на диво крестьянам, открылась изба-читальня... Впечатления детства и отрочества потом отзовутся в стихах Петра Комарова, когда он повзрослеет и начнет основательно пробовать свои силы в творчестве. Но для того чтобы стать поэтом, ему пришлось многое преодолеть в своей судьбе. Самый первый шаг, который Комаров отважился сделать, был связан с отъездом из Поповки. Комсомольская организация направляла его в школу крестьянской молодежи.

Мать, Татьяна Семеновна, сшила ему рубашку из кумача; Петя обулся в ичиги, взял с собой кое-какие вещички, тужурку, шапку на всякий случай и побежал с котомкой за плечами к пароходу. В то время, да и позднее, по реке Зее ходил старенький колесный пароходик «Брянта». Вот на нем он и отправился в город Свободный.

Много будет у него потом дорог, но эта, как исток в горах, дающий начало большому течению, впервые обозначила его характер.

С 1926 года Петр Комаров стал печататься в газете «Молодая гвардия», затем — в «Набате молодежи». После окончания ШКМ Свободненский райком комсомола направил его в Благовещенский сельскохозяйственный техникум. Он и там учился хорошо, но агрономом не стал. Другая страсть влекла к себе Петра Комарова — журналистика, литература, поэзия. И вот словно кто-то подслушал его тайные думы. Из техникума, который он так и не закончил, Далькрайком комсомола отозвал Петра для работы в редакции молодежной газеты. Это был 1929 год, памятный во многих отношениях. Уже расходился по земле гул потревоженных деревень, стали известны первые опыты организации колхозов, и противоречивое отношение к ним вызывало разные толки. И без того трудная обстановка осложнялась конфликтом на Китайско-Восточной железной дороге, который, к счастью, был довольно скоро урегулирован, хотя жизнь дальневосточной границы оставалась неспокойной.

Слева направо: В. Ажаев, П. Комаров, Г. Марков. Вверху — С. СмоляковНо именно в такое время Петр Комаров и появился на Комсомольской улице Хабаровска в редакции газеты «Набат молодежи». Впервые он увидел двухэтажный дом, с которым будет связано так много в его литературной биографии.

Было бы преувеличением говорить, что Петр Комаров сразу же завоевал читательское признание. Да он и не торопился в начале 30-х годов печататься. Стихи давались ему не так-то просто. Возвращаясь из командировок, надо было выполнить задание, сдать очерк или статью на машинку: работа в редакции требует оперативности. Для стихов оставалось мало времени.

Исследователи творчества Петра Комарова в силу каких-то причин опускали тот период его жизни, когда он работал в молодежной газете. А между тем это были годы взросления, творческого роста Комарова в окружении целой плеяды дальневосточных поэтов. Во Владивостоке: Вячеслав Афанасьев, Георгий Корешов, Александр Артемов, Анатолий Гай, впоследствии переселившийся в Хабаровск. Здесь определилась довольно сильная группа поэтов и прозаиков. Редакция краевой комсомольской газеты, куда поступил на работу Комаров, располагала завидными кадрами литераторов. В разных ее отделах сотрудничали одновременно Григорий Кравченко и Семен Бытовой, Михаил Лесневский и Иннокентий Луговской.

Не имея высшего образования, Комаров должен был сам многое постигнуть в пределах возможного, как считал и как мог. Позднее он пробовал учиться в Московском институте журналистики, однако работа, связанная с командировками, отрывала его от учебных заданий, и с институтом пришлось расстаться.

Портрет Петра Комарова работы В. Г. ЗуенкоОсень 1933 года была памятной. В сентябре из Москвы приехал Александр Фадеев. Вместе с кинорежиссером А. Довженко они решили создать художественный фильм о Дальнем Востоке на современном материале. Но не менее важным было и другое: по поручению А. М. Горького Фадеев должен был познакомиться с литераторами Хабаровска и Владивостока, помочь оформиться дальневосточной писательской организации. Его приезд оказался весьма кстати и завершился тем, что с помощью краевого комитета партии утвердили решение — издавать в Хабаровске журнал «На рубеже» (позднее «Дальний Восток»). Фадеев дал согласие быть редактором. А для Петра Комарова эта осень оказалась памятной еще и тем, что в октябре он получил от горвоенкомата повестку и через несколько дней был призван в армию. Служить ему пришлось в Приморье, однако не стрельбища, не учебные занятия на полигоне его ожидали, а привычный труд газетчика.

В Хабаровск Петр Комаров вернулся зимой, накануне нового, 1936 года. Знакомые двери редакции «Тихоокеанского комсомольца» (так стала называться молодежная газета) были для него открыты. Ему предложили должность заместителя редактора.

В эти годы Комаров стал выступать со своими стихами по просьбе читателей. Ездил к морякам Краснознаменной Амурской флотилии, был на погранзаставах. Поездки вдохновляли. В доме на Комсомольской улице писатели проходили своеобразную школу литературного опыта, учились мастерству. На литературных «четвергах» выступали поэты и прозаики. Василий Ажаев вынес на обсуждение свои рассказы, а затем повесть «Далеко от Москвы», ставшую впоследствии романом. Интересно было слушать Е. И. Титова — яркого публициста и литературоведа. В соавторстве с В. К. Арсеньевым он написал серьезное научное исследование об истории тунгусского (эвенкийского) народа. Затем вместе с П. Г. Кулыгиным работал над пьесой «Сергей Лазо» для театра Красной армии. Но постановка не состоялась. Шел 1937 год, по всей стране разворачивалось страшное действие, ставшее реальной жизненной трагедией нашего народа.

Иллюстрация к книге «Золотая удочка» В. ДобровольскогоОдин за другим исчезали в мрачных застенках НКВД талантливые литераторы. У нас на виду был взят, уведен из редакции и отправлен в неведомые круги ада Е. И. Титов. Затем в радиокомитете арестовали П. Г. Кулыгина. Репрессирован был И. И. Шабанов. Все трое — члены Союза советских писателей. Все погибли. Несколько раз Петра Комарова вызывали на допрос. Потом он был уволен из редакции газеты «...за утрату бдительности и связь с врагами народа...». Когда друзья и знакомые при встрече с ним спрашивали, чем он занят сейчас, что пишет, Комаров отвечал не без иронии: «Отдыхаю...» В то время ему было двадцать шесть лет... К счастью, его оставили в покое, не к чему было придраться.

Поездка в деревню Чембары летом тридцать восьмого года была для Петра Комарова добрым жестом судьбы. Он как бы получил увольнительную от городской сутолоки и прибыл на свидание с природой. Впечатления от этой встречи неназойливо войдут в его творчество как обобщенные образы родного края.

Давно уже было замечено, что стихи Петра Комарова музыкальны. В них каждая строфа выверена на звук. Стихи настолько напевны, что многие из них положены на музыку. Но вот что удивительно: никто из нас не слышал, чтобы Комаров пел. Чувство ритма, звуковые образы таились в нем самом и только для стихов, так же, как чувство природы, которое он обычно не высказывал вслух, словно боясь, что, высказанное не стихами, оно расплещется зря и потом утратит для него всякий интерес. Позднее, уже во время войны, когда тяготение к пейзажной лирике не поощрялось, Петр Комаров написал стихотворение «Над Шантарскими островами» — двадцать строк всего лишь, которые и есть сама музыка...

Под крылом самолета — тайга и тайга.Золотая земля в непромытых бутарах.Голубые песцы. Голубые снега.Голубая земля на Шантарах...

В сороковые годы, в самом их начале, творческая судьба Комарова складывалась обнадеживающе. Вышел первый сборник его стихотворений «У берегов Амура» (Дальгиз, 1940 г.). Он работал в журнале «На рубеже», который возобновил свой выход, стихи Комарова печатались на Дальнем Востоке и в Сибири. Во время войны он сотрудничал с краевым отделением ТАСС, печатался в «Тихоокеанской звезде», был активным корреспондентом газеты «Тревога», выступал на радио со своими стихами. В те годы периодически обострялась болезнь Петра Степановича. Врачи категорически запрещали ему поездки, командировки. Но несмотря на это в 1942 году, когда в Комсомольске-на-Амуре вводили в строй завод «Амурсталь» и там работала выездная редакция «Тихоокеанской звезды» в составе А. Пришвина, Ан. Гая, Н. Галунина, В. Павчинского, Петр Комаров присоединился к ним и был до конца строительства.

Объективно поездка Комарова на строительство «Амурстали» была необходима. И, наверное, лучше всех понимал это он сам. Понимал и оттого не щадил себя. Мысль о беззаветном служении Родине, когда ты знаешь, что труд твой необходим, а цель, поставленная тобой, благородна, много раз в стихах Комарова находила свое образное воплощение. Но, пожалуй, особенной глубины она достигла в «Золотой просеке», задуманной и начатой перед войной и получившей завершение еще в разгар военных событий. Выходят одна за другой его книги: сборник стихов «Время бесстрашных» (1941 г.), сатирические стихи «Как прусак попал впросак» (1942 г.), сборник стихов «С востока на запад» (1943 г.), рассказы «Загадка Кривой протоки» (1944 г.). А в 1945 году вышли его четыре сборника в разных издательствах, в том числе и в Москве.

С большим трудом, преодолев сопротивление и начальства, и врачей, Петр Комаров добился назначения в действующую армию. Вместе с писателем Николаем Задорновым — корреспондентом ТАСС — они проделали довольно большой путь с войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов. На маньчжурской земле многое им открылось тогда. А итогом стала «Маньчжурская тетрадь» — три цикла Петра Комарова, куда вошли стихи о Китае, Корее и Монголии.

В 1950 году Государственной премии были удостоены циклы стихов Петра Комарова, созданные им в последние годы жизни: «Зеленый пояс», «Маньчжурская тетрадь» и «Новый перегон». К сожалению, Петр Степанович не дожил до этого дня. Он умер 30 сентября 1949 года.

Оглядывая мысленно путь, пройденный Комаровым, думаешь о том, как много он сумел сделать за свою недолгую жизнь — трудную и все-таки прекрасную в служении народу.

Вот его последняя исповедь:

Сторонка родная, где прожиты годы,И дом, как маяк, у реки.Войду в поговорку иль выйду из моды,Припомнят меня земляки:— Он жил для тебя и работал неплохо,Бродил по дорогам лесным,Был сыном твоим до последнего вздохаИ верным солдатом твоим.Они для меня прозвучат как награда —Простые слова земляков.И лучшей награды поэту не надоВо веки веков...

Юлия ШЕСТАКОВА

P. S. В марте 2002 года не стало Юлии Алексеевны Шестаковой. Это ее последняя статья для журнала«Словесница искусств»

www.slovoart.ru

На краю России | Сообщество «Детские книги»

 Автор: Петр Комаров

Художник: Геннадий Павлишин

Издательство: Речь, 2017 г.

Серия: Образ Речи

ISBN: 978-5-9268-2432-9

Страниц: 128 (Мелованная)

Лабиринт

Май-шоп

Озон

Очередная книга - шедевр вышла в издательстве Речь. Книга, которая встанет у меня на книжной полке рядом с Золотой Ригмой, Амурскими и Таежными сказками. Книга, в которой соединились таланты двух людей: поэта Петра Комарова и художника Геннадия Павлишина. Людей влюбленных в природу Дальнего Востока.

Пётр Комаров - большую часть жизни провёл на Дальнем Востоке и считал эту землю родной. Здесь он жил, работал, писал. Приамурью посвящены его стихи. Поэт похоронен в Хабаровске.

Геннадий Павлишин родился и проживает в Хабаровске. Его знают в нашей стране и за рубежом. На международной книжной выставке в Братиславе «Амурские сказки» Геннадия Павлишина получили высшую награду - приз «Золотое яблоко», а в Лейпциге - золотую медаль. В Японии за книгу «О, мой брат олень!» художник удостоен высшей награды по восьми номинациям в конкурсе «Лучшая книга Японии», в Италии он признан лучшим в мире мозаистом, а в Африке - лучшим анималистом.

О книге:

Книга получилась невероятной. Большого формата. Обложка с тиснением - так и хочется пощупать, потрогать, погладить. Крупный шрифт. Отпечатана книга в Латвии.

Тираж - 5 000 экземпляров.

Иллюстрации Геннадия Павлишина на каждом развороте.

И именно иллюстраций Геннадия Павлишина была приобретена книга

Смотрю на иллюстрации в книге и чувствую себя ребенком, которому подарили волшебную книжку, такую, что глаз не оторвать. На фотографиях мне не удалось передать всю эту красоту. Даже слов нет, чтобы передать эмоции… описать сложно. Книгу надо видеть вживую. Потрясающе красивая книга!

У Геннадия Павлишина удивительный талант: он не просто иллюстрирует книгу, а дополняет, досказывает то, что не выразил словами писатель.

Но не только иллюстрациями хороша книга.

В своих стихах Петр Комаров описывает таежную жизнь - малоизвестную нам городским жителям, животных, птичек, рыбок, а работы Геннадия Павлишина оживляют стихи Петра Комарова.

Петр Комаров замечательно чувствует природу. Несколько строчек и вот перед нами предстает Приамурье - любимый край автора.

Рыбаки

Мы вместе с папой-рыбаком

Живём в колхозе «Буря».

Он с каждой рыбою знаком,

Что водится в Амуре.

А я с весны завёл тетрадь

И по его совету

Хочу всех рыб зарисовать

В свою тетрадку эту.

Вот эта рыба снасти рвёт,

Когда придётся туго.

Она - царица наших вод,

Амурская калуга….

Сто двадцать восемь страниц... Тут есть стихи про олененка, белочку - летягу, про сойку, про выдру, про черного зайца и т.д.

Очень мне нравится стихотворение про смелого охотника Сережу!!!!

По этой книге можно и нужно изучать природу Дальнего Востока!

Лабиринт

Май-шоп

Озон

www.mam4.ru

2011 год № 3

Ирина ДОБРОВОЛЬСКАЯ

«Творческое горение»

Петр Комаров — классик дальневосточной литературы

Открытие и освоение дальневосточных земель было по плечу лишь людям смелым и честным, любознательным, готовым к преодолению любых препятствий, к сотрудничеству с аборигенами и народами соседних государств.В книге «Особый район России» губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев дал такое определение дальневосточного характера: «Понятие «дальневосточный характер» — не просто словесный штамп. Дальневосточный характер, складывавшийся десятилетиями, существует в действительности и подразумевает мужество, выносливость, широту души, а трудности его закаляют». Именно такой характер явил и жизнью своей, и творчеством наш земляк поэт-классик Петр Степанович Комаров (1911–1949 гг.)Русские мореплаватели, государственные деятели, казаки, крестьяне, ищущие на востоке земли для вольного хлебопашества, составили основу населения Дальневосточного региона, которое освоило богатый, но малонаселенный край. И Петр Комаров, патриот родного края, посвятил первопроходцам немало своих произведений.В легенде «Серебряный кубок» поэт знакомит читателей с потомком албазинских казаков: он передает сегодняшним молодым людям кубок, принадлежавший самому Василию Даниловичу Пояркову, который в середине XVII века возглавлял отряд, достигший впервые Амура. Пожилой казак с вдохновением рассказывает о счастливых событиях прошлого:

И сразу забыты мороз и туман, Ночлег по-звериному — в яме.Казаки кричат: «Погляди, атаман, Какая река перед нами!»Вздымается солнце, и пар над рекойКолеблется в розовых клубах.Встал в лодке Поярков и машет рукой: «Подайте серебряный кубок!Другое ему назначенье дано — Быть вечной утехой народу.Но нынче, казаки, я пью не вино, А эту холодную воду.

Поэт ведет речь и о Ерофее Павловиче Хабарове, также державшем когда-то в руках заветный кубок. Хабаров основал Албазинский острог на Амуре. Ему приходилось отражать нападение маньчжурской армии, стремящейся уничтожить казацкий отряд и поработить дауров, доброжелательно относящихся к русским.Победы предков стали для дальневосточников примером служения Родине.

Ушел албазинец дорогой своей…Он знал, что ни грозы, ни буриВо веки веков для его сыновейНе будут страшны на Амуре.

Петр Комаров мечтал написать исторический роман в стихах об освоении Камчатки Владимиром Владимировичем Атласовым, но безвременная кончина не позволила осуществить творческие планы. Читатели познакомились лишь с отдельными главами этого произведения. Но то, что написано, читается, как говорят, на одном дыхании.Образы землепроходцев, мореплавателей, ученых, писателей, лучших людей России, способствующих освоению Дальнего Востока, показаны Комаровым не только в поэмах — они проходят через все его творчество. Это Василий Поярков и Ерофей Хабаров, Витус Беринг и Владимир Арсеньев, Иван Гончаров и Геннадий Невельской — истинные сыны России. Поэт с гордостью пишет о том, что он живет в городе, носящем имя великого Хабарова:

Есть слово древнее — хабар.У русских воинов сначалаОно удачу означало.И от чертогов до хибарБыл славен воинский хабар.Пусть я удачу назовуСегодня как-нибудь иначе,Но сам я в городе удачи — В родном Хабаровске живу.

В стихотворении «Мой город» автор говорит и о другом замечательном путешественнике — мореплавателе Геннадии Ивановиче Невельском.

…Преображался дикий берег. И сам Геннадий НевельскойУже входил в пролив морской.

Поэт относится к Геннадию Ивановичу Невельскому с благоговением. В стихотворении «В заливе Счастья» он пишет:

Шапку сняв на твоем берегу, Я напомню тебе пилигрима, Но прибрежного кустика мимо, Как чужой, обойти не смогу…Может, также стоял день-деньскойНе сказав ни единого слова, У Петровской косы Невельской, Чья звезда поднимается снова.Капитан Невельской, настоящий профессионал и патриот, человек высоконравственный, при поддержке губернатора Н. Н. Муравьева добился больших успехов в деле исследования и освоения Дальнего Востока.О трудностях в деятельности Невельского и о радости его, связанной с победой, поэт Комаров пишет ярко и реалистично:

Он сюда пробирался не зря,И легенда рождалась в народе, Как нарушил он волю царяИ суровый запрет Нессельроде.Сколько писем, доносов, угрозОн оставил тогда без вниманья,Чтобы знамя России взвилосьНад волною в Амурском лимане!Ни жилья за спиной, ни дымка.Только ветер шалит над заливом.Двадцать лет стерегли моряка,Но тогда он был самым счастливым.

Виссарион Григорьевич Белинский: «Чем выше поэт, тем оригинальней мир его творчества. И не только великие, даже просто замечательные поэты тем и отличаются от обыкновенных, что их поэтическая деятельность ознаменована печатью самобытного и оригинального характера». Именно таков дальневосточный поэт Петр Комаров, чья жизнь и творчество — от родного края, родному краю и его людям.Выходец из рабочей семьи, приехавшей на Дальний Восток в 1918 году в поисках лучшей доли, в четырнадцать лет он вступил в комсомол, в тридцать два года — в партию, служил в Красной армии, активно работал корреспондентом в региональной периодической печати (газеты «Набат молодежи», «Тихоокеанская звезда», журнал «На рубеже» и др.). В 1943–1946 годах руководил Хабаровским отделением Союза советских писателей. Исколесил самые глухие уголки края, чем основательно подорвал свое здоровье. Он не кривил душой, когда восхищался работой трактористов, лесников, энтузиастов городских новостроек, колхозников, участников художественной самодеятельности: он знал и понимал своих земляков, писал о них честно и вдохновенно.Его оптимистическая лирика и сегодня создает приподнятое настроение у читателей, помогая преодолевать жизненные трудности. Поэт находит точные слова, чтобы показать радость колхозников, получивших высокий урожай:

Поля желтеют вдалеке — Необозримые, густые.Как в половодье на реке,Здесь ходят волны золотые.Невольно вслушаешься тыВ осенний шум родной сторонки:Комбайн стучит до темноты, Бегут колхозные трехтонки…И мы при встрече каждый разИх долгим взглядом провожаем…Ну, что же, осень, — в добрый час:Ты к нам явилась с урожаем.

Подобным же пафосом проникнуто стихотворение «Сентябрь», в котором доверительно ведется речь о благополучии в колхозе:

Все уродило в этот год!Кривые ветки нагибая, В саду висит прозрачный плод.Кряхтят в пути от урожаяКолеса медленных подвод.Их обгоняя, вдоль рекиБегут, бегут грузовики…

Стихотворение «Начало города» является как бы поэтической иллюстрацией к книге Веры Кетлинской «Мужество», где реалистично, но вместе с тем с элементами романтики ведется речь о строительстве Комсомольска-на-Амуре. Строить город в начале 1930-х годов, при большом недостатке техники, было очень трудно. Но невзгоды преодолевались молодежью, которая чувствовала себя счастливой, понимая, что ее труд необходим Родине…

Я припомнить всего не смогуПро костры на ночном берегу,Про тайгу, что шумела вчера,И про первый удар топора.Это — черные гари во мглеИ постель на промокшей земле,Это — наш балаган у рекиИ зеленые тучи мошки.Было страшно идти, не солгу,В нелюдимую эту тайгу…К нашей песне прислушайся ты,Что прошла сквозь цинговые рты.В новый город нас песня вела,Чтобы ты в нем счастливо жила.

Поэт писал и о культурной революции, которая не только покончила с элементарной безграмотностью в стране, но и приобщила миллионы людей к высокому искусству. В эти годы повсеместно появлялись школы, рабфаки, библиотеки, клубы, высшие учебные заведения.В поэтической зарисовке «Деревенский спектакль» Комаров показывает с элементами юмора деревенских зрителей, которые с удовольствием смотрят в клубе спектакль земляков-комсомольцев. Пусть пока это сценическое представление не совсем удачно, но согрело души.

В тесном зале сидят мужики, Бабы с шумной своей мелюзгою —Шутят вслух, поправляют платкиИ подсолнечной сыплют лузгою.Громким смехом встречают того, Кто на сцене игрой отличился.«Ванька, Ванька-то, язви его,Погляди — королем нарядился!..»Может, наш комсомольский спектакльБыл сегодня не очень хорошим, —Этот вечер запомнится так, Как другие мы вспомнить не сможем.

Бо́льшая часть жизни Петра Комарова пришлась на время Великой Отечественной войны. Он был очень болен, и на фронт его не пустили. Но стремясь быть максимально полезным отчизне, Комаров создал стихи высокого эмоционального накала, которые помогали верить, воевать, работать, выстоять. Уже названия этих произведений говорят об их направленности: «К оружию, патриот!», «Святая месть», «Тебе, Москва», «Вандалы», «Мы с тобой, Ленинград», «Родина», «Мститель», «Красноармейцу Пашкову, вставшему из могилы», «Сын», «Возмездие» и др.Поэт призывал бойцов Красной армии к беспощадной борьбе с озверевшим врагом:

В твой дом родной и твой очагСтучит прикладом лютый враг. Он у твоих стоит ворот.К оружию патриот!Расчеты варвара грубы:Он — господин, а все рабы.У нас же с ним один расчет:К оружию патриот!Родная мать, в твоих детейФашистский целится злодей.Но — смерть за смерть! — сказал народ.К оружию, патриот!

Комаров в годы войны пишет также сатирические фельетоны, подписи к плакатам, которые вывешивались в окнах на главной улице Хабаровска и вошли в книгу «Как пруссак попал впросак» (1942 г.)В 1945 году поэт в качестве корреспондента ТАСС принимал участие в военных действиях Первого Дальневосточного фронта. На основании впечатлений о завершающем этапе Второй мировой войны были созданы циклы «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы».Война с Японией в 1945 году по продолжительности была короткой, менее месяца: у Советской армии был к тому времени опыт ведения современной войны, и она даже в тяжелых условиях горной местности одерживала победы с минимальными потерями и в кратчайшие сроки. К тому же китайское и корейское население, оккупированное японскими милитаристами, встречало советских воинов как освободителей.Комаров с гордостью пишет о славных воинах своей Родины, одержавших победу над фашизмом и ускоривших окончание Второй мировой войны:

А ветер шумит, Сгибая дубки молодые,И прежние песни поет — Да мы-то уже не такие!Мы только вчераПрошли всю Европу с тобою,На Дальний Восток из Берлина пришли, Готовясь к последнему бою.

Внимательно слушают жители города Нинани русского пехотинца, как любимого учителя, открывающего правду жизни:

С краткой речью в городе НинаниРусский пехотинец выступал,Слушали солдата горожане, Переполнив невысокий зал.Правду открывая в каждом звуке,На мгновенье замерли сердца.А потом восторженные рукиНад толпою подняли бойца.Для толпы, ликующей в то время,Человека не было милей.Я подумал: так из академийВ старину несли учителей.

Стихотворение «3 сентября 1945 года» передает радость дружественных народов мира, завершивших Вторую мировую войну:

Над нами ветров беспорядокИ флагов почетный парад,И яркими вспышками радугЦветные ракеты горят!От самого древнего дедаДо младшего внука в семьеВеликое слово победаСегодня у всех на уме.

Петр Комаров не мог не показать в своем творчестве героизм тружеников тыла, в том числе, конечно же, земляков, — без которого невозможна была бы великая победа.Такие стихи, как «Аэроград», «Пути тысячеверстные легли», «Энский завод», «Ночной цех», «Награда», «Ходит слава по заводу», «Амурсталь», «Советские девушки», «Надпись на подарке», стали хрестоматийными. Правда о героическом труде людей ради победы над врагом и будущего счастья и сегодня не оставляет читателей равнодушными. Голодные, в холоде, люди работали сутками, хорошо понимая необходимость своей работы. Общая цель сплотила народ так, что все мелочное, низкое оставалось в стороне. Доброта, взаимная выручка отличали тружеников тыла. Вот строки из стихотворения Комарова «Ночной цех»:

Всю жизнь горели за спинойОгней кочующие вехи, И ветерок тайги ночнойБыл между нами в гулком цехе.Среди огней терялась мгла.Весь цех гудел не остывая, Как будто рядом пролеглаВ тайге дорога фронтовая…И каждый думал в этот миг:Пока опасность над страною,Ты и в работе — фронтовик, Ты и в труде — участник боя.Навсегда осталось в дальневосточной поэзии стихотворение «Амурсталь». Его создание связано с конкретным фактом вступления в строй металлургического завода в Комсомольске-на-Амуре в феврале 1942 года.

Ты многое вспомнишь, И сердце забьется, В груди застучит горячей.Кому еще столькоНе спать доведетсяСуровых амурских ночей?И подвиг товарищейВ памяти будет, Его позабудешь едва ль.Советские люди, Бесстрашные люди —Вот это и есть Амурсталь!..Ты многое вспомнишь:Декабрьские буриИ снежный морозный февраль, И линию фронтаНа самом Амуре —Вот это и есть Амурсталь!

В 1950 году циклы стихов Петра Степановича Комарова «Маньчжурская тетрадь», «Новый перегон» и «Зеленый пояс» были удостоены Государственной премии — увы, посмертно.Большим достоинством Петра Комарова является неповторимость изображения дальневосточной природы. Поэт был влюблен в роскошную, разнообразную природу родного края. Хорошо об этом сказала Юлия Шестакова: «Природа в стихах Петра Комарова всегда осязаема, зрима, конкретна. Для него не существует просто трав, просто деревьев, просто птиц — он всегда может точно назвать их… Даже неодушевленные элементы пейзажа и просто общие, а то и отвлеченные понятия он часто раскрывает через живое. Меткие сравнения помогают создавать запоминающиеся образы».Стихи Петра Комарова о природе нашей, о связи человека с живым его окружением — прекрасны, многие стали хрестоматийными.Сердце какого дальневосточника не дрогнет, когда он обратится к стихотворению «Приамурье»:

Край далекий — с лесами да сопками, С поздней жалобой птиц, — это тыРазбудил голосами высокимиСыновей золотые мечты…Выйдешь в поле — весна над равниноюИз цветов вышивает узор,Вереницу следит журавлинуюГолубыми глазами озер…

Читатель заряжается энергией любви поэта, словно бы сам сочинил эти строчки:

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,Я бы выпил ручьи до глотка,Я тропинку бы выходил каждую, —Да моя сторона велика.Как посмотришь — не хватит и месяцаОбойти и объехать ее.Только в песне да в сказке уместитсяПриамурье мое!..

Друг поэта Анатолий Гай сказал точно: «Творческое горение — эти два слова как нельзя лучше определяют короткую и яркую жизнь Петра Комарова как поэта и человека. Вся его поэзия — до последней строки — была мужественной, бодрой и жизнедеятельной».

litjournaldv.ru

Музыка золотой просеки | Словесница Искусств

Когда говорят о творчестве Петра Комарова, подчеркивают строгую ритмичность и «поющую» строфу его стихов, что и придает им особую музыкальность. Но, думается, это не единственное достоинство, привлекавшее внимание композиторов. Дальневосточная природа, своеобразие быта коренных народов, населяющих этот край, — вот тот неисчерпаемый источник, который привлекал музыкантов.

Одним из первых к поэзии Комарова обратился известный советский композитор Мариан Коваль, опубликовав 10 песен и романсов: «Приамурье», «Шалаш в тайге», «Баллада о зверолове», «Горлинка», «Лесная полоса», «Апрель», «Начало города», «У солдатской могилы», «Цветы Родины».

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,Я бы выпил ручьи до глотка,Я тропинку бы выходил каждую, —Да моя сторона велика.Как посмотришь — не хватит и месяцаОбойти и объехать ее.Только в песне да в сказке уместитсяПриамурье мое!..

Эти стихи открывают цикл романсов и песен М. Коваля. Образ родного края, природы излагаются широкой распевной мелодией. Стремясь как-то оттенить «Край далекий», композитор наряду с русскими национальными оборотами вносит в музыку элементы нанайского музыкального фольклора.

Позже к этим стихам обратятся многие композиторы: М. Матвеев, С. Томбак, П. Мирский, Н. Менцер, Э. Казачков, самодеятельные композиторы Е. Лыткин из Благовещенска, Г. Угрюмов из Хабаровска. И как бы оригинальны ни были песни всех этих авторов, нетрудно заметить, что их объединяет общность характера изложения мелодии, выдержанной в духе раздольных русских песен. Все композиторы единодушно подчеркивают лирический образ произведения.

Изложенная для меццо-сопрано «Баллада о зверолове» из цикла романсов и песен М. Коваля построена на основе национальных интонаций и ритмов коренных жителей Дальнего Востока. Замечательной исполнительницей этого романса была М. Максакова. Один из ярких номеров цикла — романс «Горлинка». В 1960 году профессор И. И. Полтавцев переложил его для смешанного хора, и музыка от этого выиграла, значительно обогатив тембровые возможности музыкального изложения. В средней части произведения («Где-то бушует Камчатское море...») в мужских голосах добавился изобразительный прием, рисующий бушующее море. Образовавшийся женский ансамбль (в основном двухголосный), еще больше подчеркнул лирическую сторону произведения. Хоровой вариант «Горлинки» стал очень популярным и прочно вошел в репертуар как профессиональных, так и самодеятельных хоровых коллективов нашей страны.

В 1956 году было опубликовано хоровое произведение «Клен», тогда еще молодого композитора Александра Флярковского.

На лугу стоит зеленомОдинокий кленГоворят, под этим кленомПартизан казнен.В час ночной его не стало,А взошла заря —Как росу, земля впиталаКровь богатыря.И, должно быть, в знак отвагиКлен, багряный весь,Словно огненные флаги,Ветви поднял здесь.

В 1959 году к стихам П. Комарова обратился известный советский композитор-хоровик А. Пащенко, написав семь песен для детей: «Орленок», «Серый щенок», «Пришла коза», «Барсук», «В дубняке», «Лесная музыка». Несколько позже, в 1967 году, было опубликовано его фундаментальное произведение для смешанного хора без сопровождения «Баллада о зверолове».

В 1966 году к стихам П. Комарова обращается другой известный советский композитор, автор популярных массовых песен («Орленок», «В защиту мира» и др.) В. Белый.

Леса шумят...В долинах, на пригорках,Чуть шевеля весеннею листвой,Стоят они в зеленых гимнастерках,Как будто на поверке боевой.Спроси их, путник: чем они богаты?Они ответят: верностью своей...В зеленых гимнастерках, как солдаты,Стоят они — защитники полей.

В 50-е годы к поэзии Комарова все чаще стали обращаться местные композиторы. В 1958 году была осуществлена попытка написать коллективную ораторию, посвященную русскому землепроходцу В. Д. Пояркову. В основу текста была положена поэма П. Комарова «Серебряный кубок». Коллективного произведения не получилось, но остались звучать отдельные ее номера. Среди них «Баллада о Пояркове» С. Томбака, Н. Менцера, Г. Угрюмова (все с одинаковым названием).

Лирические стихи П. Комарова «За кустами краснотала» нашли отражение в хоре без сопровождения В. Румянцева.

За кустами краснотала,За сквозным березнякомЧто-то речка бормоталаБеспечальным языкомВыйди к речке спозаранок:Посреди шумливых водИз тайги венок саранокПо теченью проплывет.В эту краткую минутуТы саранок не лови:Это девушка кому-тоНамекает о любви.

Композитора Ю. Владимирова с первых лет его работы на Дальнем Востоке восхищает чудесная дальневосточная природа. Поэтому совсем не случайно он обращается к творчеству П. Комарова, написав в 1961 году цикл романсов «Золотая просека»: «Когда бы я не был знаком», «Мы в обрыве с тобой смотрели», «Я жду опять дождя грибного», «Сосна», «Как будто в берлоге медведица», «Золотая просека».

Когда бы ручьи позабыл,Где каждая струйка — хрустальная, —Наверно бы, так не любилТебя, сторона моя дальняя...

У Комарова в поэтическом цикле «Золотая просека» последним стоит стихотворение «Когда бы я не был знаком». Ю. Владимиров ставит его на первое место, и от этого тема любви к родному краю становится главным акцентом всего цикла. Взволнованная фортепианная партия, которая играет в этом романсе не меньшую роль, чем партия певца, передает всю возбужденность авторских чувств. Мы не найдем в ней звукоподражательности. Но удивительно, тем явственнее мы чувствуем запахи трав и видим хрустальные струи ручья, о которых говорит поэт.

Ю. Владимиров первым запечатлел образ певца Дальнего Востока и в симфонической музыке, написав к 50-летию освобождения Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов симфоническую поэму «Памяти Петра Комарова» (1972). Это лирико-драматическое произведение, раскрывающее с разных сторон образ поэта-гражданина, творчество которого так близко по духу композитору. Мы словно слышим в оркестре шорох листьев, скрип деревьев, обласканных обильным солнечным теплом. Но «мирный хор тайги» нарушен. Звучат боевые возгласы меди, тревожная дробь барабана и удары литавр. Музыка драматизируется, светлые образы природы сменяются суровой темой войны.

Своеобразно П. Комаров воспроизводит мир природы глазами детей. Его детский цикл привлек многих дальневосточных композиторов. Одно из таких произведений — кантата Б. Напреева «Лесная музыка», написанная в 1975 году. Она открывается оркестровой увертюрой, в которой сконцентрирован основной лирический и эмоциональный тонус произведения. Музыка увертюры не лишена изобразительности, но главное не изобразительность. За счет симфонического развития наиболее ярких «узловых» музыкальных тем последующих частей создается образ природы — «Лесной музыки».

В 1959 году композитор П. Мирский создал маленький цикл из трех песенок, написанных каждая в своей особой, оригинальной манере. Первая из них — «Кабарга». Нельзя утверждать, что композитор использовал ту или иную нивхскую или нанайскую песню, но строение мелодии обнаруживает связь с фольклором этих народов. Вторая песня «Теремок» рассказывает о забавном столкновении.

Раньше дятел знать не могГде у белки теремок...

Третье произведение цикла близко по характеру советским пионерским песням. Эта маршевая песенка называется «Следопыт».

С веток падает снегХлопьями слетает,Вася ходит по лесуИ следы читает...

Сюита Э. Казачкова «Весенний пал» для смешанного хора без сопровождения написана в 1978 году. В трех частях сюиты — «Апрель», «На острова», «Весенний пал» — композитор, следуя стихам поэта, передает неразрывную связь человека с природой. В данном случае, даже более конкретно — с дальневосточной природой, где он живет и трудится.

Мощный унисон мужских голосов извещает о приходе весны:

На нашей речке — ледолом,И первый трактор землю пашет

Им легко и грациозно отвечают сопрано:

И в небе трепетным крыломВеселый жаворонок машет.                                      Апрель

Чем же так привлекала композиторов поэзия Петра Комарова? Наверное, в первую очередь тем, что в ней ярко и образно отражалась тема дальневосточной природы, которая преподносится поэтом не изолированно, а в тесной связи с окружающими людьми в их повседневной жизни — любви, труде. Другая тема, нашедшая отражение в музыке — любовь к Родине, к родному Приамурью, к воинам-дальневосточникам, отдавшим свои жизни за родную землю. Стремление к первоистокам русской музыки привлекло к поэзии Комарова выдающихся мастеров советской песни, а также местных композиторов разных поколений.

Более пятидесяти поэтических произведений Петра Комарова положены на музыку. Но возможности музыкального воплощения его стихов не исчерпаны и, несомненно, найдут своих талантливых интерпретаторов.

Павел ВОЛЬХИН

 

Имя Павла Ивановича Вольхина хорошо известно в среде хабаровских музыкантов.

Профессиональный военный дирижер, он с 1964 года преподавал хоровые дисциплины в Хабаровском училище искусств, педагогическом училище, институте культуры. Позднее был директором детской школы искусств и заместителем директора Хабаровского лицея искусств. Прожив тридцать лет в дальневосточном крае, воспетом поэтами, художниками и музыкантами, он стал популяризатором и пропагандистом их творчества.

В 2008 году вдова Павла Ивановича Милица Петровна Вольхина передала личные документы мужа в Государственный архив Хабаровского края. Среди них оказались статьи П. И. Вольхина о творчестве композиторов Дальнего Востока, написанные им в разные годы. Одна из них посвящена поэзии Петра Комарова, воплощенной в музыке.

Лариса САЛЕЕВА

www.slovoart.ru

Конкурс «Дети читают стихи амурских поэтов»

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении областного конкурса поэтической декламации среди детей из замещающих семей «Дети читают стихи амурских поэтов»

Форма заявки на конкурс

ИНСТРУКЦИЯ «Как разместить видеоролик на видеохостинге YouTube»

По итогам заседания конкурсной комиссии, в которую вошли представители министерства социальной защиты населения области, Амурской областной научной библиотеки, детской библиотеки им. П. Комарова г. Благовещенска, театральной студии «Дебют», а также поэт, публицист, член Союза писателей России Нина Николаевна Дьякова, призовые места распределились следующим образом:

1 место - Зинаида Билык, 12 лет, г. Свободный (Олег Безруков «Отцы и деды»)2 место – Дарья Афанасьева, 6 лет, г. Белогорск (Евгения Остапенко «Хочу про город рассказать»)3 место - Матвей Телицын, 5 лет, г. Завитинск (Станислав Повный «Радуга»)

В течение 10 дней победителям будут разосланы призы и дипломы, все участники конкурса получат благодарственные грамоты. Желаем всем детям дальнейших творческих успехов!

РАБОТЫ:

Ангелина Снегирева, 8 лет, г. Благовещенск – Н.И. Фотьев «Благовещенск»

https://www.youtube.com/watch?v=_cWc0b466hk

Олеся Коцаренко, 15 лет, п. Прогресс - Аня Синякова «Люди – не звери»

https://www.youtube.com/watch?v=PllaFvaKYdc

Виктория Ищенко, 12 лет, г. Благовещенск - Надежда Белоусова «Наш Благовещенск мирно спит»

https://www.youtube.com/watch?v=0qBVZ3JozWY

Эльвира Руденко, 8 лет, Бурейский район - Пётр Комаров «Китайчата»

https://www.youtube.com/watch?v=S26z7beOu0A&feature=youtu.be

Анастасия Щеблыкина, 13 лет, п. Прогресс - Тамара Шульга«Оранжевое настроение»

https://www.youtube.com/watch?v=V-4Lqjr1_xo

Олег Тюкавкин, 12 лет, п. Прогресс - Алексей Ершов «Люблю природу русскую»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=6n5S21tr-1g

Александр Тюкавкин, 8 лет, п. Прогресс - Анатолий Шанин «В красочном амурском краю»

https://www.youtube.com/watch?v=VW1eg6B6Ams

Яков Жоров, 4 года, Бурейский район - Геннадий Кремнёв «Наказание»

https://www.youtube.com/watch?v=kNXURYwLFKE&feature=youtu.be

Виктория Валиахметова, 12 лет, Белогорский район – Олег Безруков «Отцы и деды»

https://www.youtube.com/watch?v=eeeli00mS5A&feature=youtu.be

Лилия Волошина, 13 лет, Белогорский район - Пётр Комаров «Серебряный кубок (Амурская легенда)» (отрывок)

https://www.youtube.com/watch?v=xZe_FHzg44c&feature=youtu.be

Валерия Гордик, 11 лет, Белогорский район - Василий Морозов «Ключ берёзовый»

https://www.youtube.com/watch?v=EwmraSgxV90&feature=youtu.be

Иван Гордик, 13 лет, Белогорский район - Мария Аксёнова «Семена»

https://www.youtube.com/watch?v=cCj84MJnaEM&feature=youtu.be

Илья Зенкин, 11 лет, Белогорский район - Сергей Сонин «Мы живём в таком времени трудном»

https://www.youtube.com/watch?v=peNhwx0avfA&feature=youtu.be

Элеонора Кулакова, 12 лет, Белогорский район - Сергей Сонин «Неуязвимая душа»

https://www.youtube.com/watch?v=i7kfCiW6JPQ&feature=youtu.be

Матвей Кучеренко, 7 лет, Белогорский район - Мария Козлова «Недоволен папа наш»

https://www.youtube.com/watch?v=GRXd2_ai468&feature=youtu.be

Вероника Лабинская, 14 лет, Белогорский район - Наталья Гребнёва «С печалью в глазах смотрю я на то...»

https://www.youtube.com/watch?v=25ZhfeACp6c&feature=youtu.be

Светлана Лыкина, 6 лет, Белогорский район - Татьяна Макарова «Раздумья неизвестного солдата»

https://www.youtube.com/watch?v=UDf3JKbOnAM&feature=youtu.be

Леонида Пасынок, 13 лет, Белогорский район - Владимир Тяптин «Смотрят пылко ротозеи...»

https://www.youtube.com/watch?v=RYecvNClZIk&feature=youtu.be

Юлия Раткина, 12 лет, Белогорский район - Алексей Бурматов «Амурский край! Ты так прекрасен!»

https://www.youtube.com/watch?v=jWzPpZ4mhh5&feature=youtu.be

Дарья Романова, 9 лет, Белогорский район - Леонид Завальнюк «9 Мая»

https://www.youtube.com/watch?v=-Ud1ytgM7LI&feature=youtu.be

Максим Усольцев, 15 лет, г. Белогорск - Пётр Комаров «Красноармейцу Пашкову, вставшему из могилы»

https://www.youtube.com/watch?v=3EU47GDGb-w&feature=youtu.be

Даниил Федоровский, 13 лет, Белогорский район - Игорь Игнатенко «Бывает час»

https://www.youtube.com/watch?v=FxePZQ3Ax3M&feature=youtu.be

Андрей Сергеев, 15 лет, г. Белогорск - Алексей Бурматов «Амурский край ты так прекрасен!»

https://www.youtube.com/watch?v=9lUZ1P2HPLc

Альберт Замотай, 9 лет, г. Белогорск - Олег Маслов «Амурские села»

https://www.youtube.com/watch?v=Mn2vPR8wulA&feature=youtu.be

Юлия Михайлова, 13 лет, г. Белогорск - Михаил Штыкин «Апрельские слезы»

https://www.youtube.com/watch?v=sGaiUhI4iAk

Диана Щеглова, 10 лет, г. Белогорск - Сергей Крохмаль «Свеча моей памяти»

https://www.youtube.com/watch?v=mUxuDret86E&feature=youtu.be

Сергей Щеглов, 9 лет, г. Белогорск - Вадим Ефремов «Амурчане – войны ветераны»

https://www.youtube.com/watch?v=96z1ljZljcY&feature=youtu.be

Александр Гудков, 10 лет, г. Белогорск - Сергей Тюменцев «Медаль»

https://www.youtube.com/watch?v=4pYEr00UVy0&feature=youtu.be

Татьяна Щеглова, 13 лет, г. Белогорск - Екатерина Шашеро «День Победы»

https://www.youtube.com/watch?v=kp3m1imOSew&feature=youtu.be

Никита Канин, 14 лет, Белогорский район - Олег Безруков «Отцы и деды»

https://www.youtube.com/watch?v=PM8S8I-eEHU&t=1s

Анастасия Синдеева, 8 лет, г. Белогорск - Алексей Бурматов «Амурский край, ты так прекрасен!»

https://www.youtube.com/watch?v=ZYWR04CP6RY

Николай Гончар, 11 лет, г. Белогорск - Петр Манжос «День Победы»

https://www.youtube.com/watch?v=-zgjuU0tdd4&feature=youtu.be

Валерия Мулляр, 7 лет, г. Белогорск - Владимир Тяптин «Смотрят пылко ротозеи»

https://www.youtube.com/watch?v=IxkjugQzcaE&feature=youtu.be

Егор Сиротенко, 10 лет, г. Благовещенск - Петр Комаров «Сойка»

https://www.youtube.com/watch?v=EbynFwrDRfY

Юлия Ульянова, 4 года, Михайловский район – Николай Наволчкин «Как Алёнка поила телёнка»

https://www.youtube.com/watch?v=wXEcwbIS4tU

Полина Сержантова, 16 лет, Михайловский район - Пётр Комаров «Приамурье моё»

https://www.youtube.com/watch?v=mIqLBWa4R9s

Валерий Герасименко, 16 лет, Михайловский район - Игорь Игнатенко «Равнодушный свет»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=5UGF98L33Zk

Александра Косторная, 8 лет, Михайловский район - Людмила Мерзлякова «Стержень жизни»

https://www.youtube.com/watch?v=YOPTdcgP3ZI

Виктория Гречаник, 16 лет, Михайловский район - Нина Дьякова «Из Харбинской тетради...»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=zOCGxRsmXjE 

Динара Горюнова, 14 лет, Бурейский район - Петр Комаров. Отрывок из легенды «Серебряный кубок»

https://www.youtube.com/watch?v=2VmRTGTzCl4 

Марина Панкратова, 5 лет, Бурейский район – Валерий Шульжик «Уронила белка шишку»

https://www.youtube.com/watch?v=0UqHdW6HJUA&feature=youtu.be 

Анастасия Шестопалова, 9 лет, Михайловский район - Николай Наволочкин «Чистописание»

https://www.youtube.com/watch?v=xL2FtkhS_ho 

Виктория Мохарь, 8 лет, Михайловский район - Петр Комаров «Кабарга»

https://www.youtube.com/watch?v=Gvy_Pw8gh4A 

Владимир Мохарь, 6 лет, Михайловский район - Петр Комаров «Теремок»

https://www.youtube.com/watch?v=T5P1twacUOY 

Булочников Кирилл, 4 года, г. Завитинск – Станислав Повный «Мне не скучно»

https://www.youtube.com/watch?v=Wrs-nnBSeXU&feature=youtu.be 

Константин Кирющенко, 6 лет, г. Завитинск – Станислав Повный «Я рисую»

https://www.youtube.com/watch?v=gDOufZ0Mm_Y&feature=youtu.be 

Телицын Матвей, 5 лет, г. Завитинск - Станислав Повный «Радуга»

https://www.youtube.com/watch?v=io1_lYy5oUI&feature=youtu.be 

Даша Сологон, 5 лет, Михайловский район - Станислав Повный «Радуга»

https://www.youtube.com/watch?v=IyiXTrgh5_0 

Евгения Мирошнеченко, 11 лет, Максим Мирошнеченко, 10 лет, Мирошнеченко Дмитрий Андреевич, 8 лет, Иванов Илья Сергеевич, 9 лет (коллективная работа приемной семьи Ивановых, г. Райчихинск) – Петр Комаров«Приамурье мое»

https://www.youtube.com/watch?v=3LpFjfubkQE 

Диана Красильникова, 9 лет, Бурейский район - Василий Федин отрывок из стихотворения «Красавица на Бурее»

https://www.youtube.com/watch?v=6K7YShFQJlU 

Виктория Лелекова, 15 лет, г. Зея - Евгений Федоров «Городу Зее»

https://www.youtube.com/watch?v=F-XjSmx1B7w 

Арина Генералова, 11 лет, г. Зея - Геннадий Мозолевский «Багульник»

https://www.youtube.com/watch?v=CNoezE8U1hk 

Светлана Чекулаева, 5 лет, Магдагачинский район - Марина Нежина «Где же Фея»

https://www.youtube.com/watch?v=JJe_C4QYDB4&feature=youtu.be 

Алена Чернобровкина, 16 лет, г. Завитинск - Александр Шалагай «Моей маме»

https://www.youtube.com/watch?v=-7F2NNDVBS0 

Сухова Эвелина Николаевна, 8 лет, Мошева Валерия Анатольевна, 9 лет (коллективная работа приемной семьи Пахота, г. Завитинск) - Валентин Пирог «У Ванюши»

https://www.youtube.com/watch?v=_4sTWOaKEGE 

Дарья Афанасьева, 6 лет, г. Белогорск – Евгения Остапенко «Хочу про город рассказать»

https://www.youtube.com/watch?v=Mrtp3CengGM 

Артём Горбань, 10 лет, г. Благовещенск - Юрий Архаров «Еду к бабушке в село»

https://www.youtube.com/watch?v=UgLq2XMKPjA 

Вероника Забелина, 10 лет, г. Благовещенск - Шашеро Екатерина «День Победы»

https://www.youtube.com/watch?v=4bxVysy624M 

Владлена Осьмирко, 12 лет, г. Свободный - Ольга Андрейкова «России всей жемчужина - амурская земля...»

https://www.youtube.com/watch?v=bvwR7yPjGGQ&feature=youtu.be 

Зинаида Билык, 12 лет, г. Свободный – Олег Безруков «Отцы и деды»

https://www.youtube.com/watch?v=aXrrq9P3z-Q&feature=youtu.be 

Кристина Лигочин, 13 лет, г. Свободный – Василий Потапенко «Амурскому району в день рождения» 

 https://www.youtube.com/watch?v=6ksQoY_C6Bg&feature=youtu.be

Владислава Володина, 11 лет, г. Свободный - Ольга Андрейкова «России всей жемчужина - амурская земля...» 

 https://www.youtube.com/watch?v=Xcd3fsAtBaE&feature=youtu.be

Татьяна Попова, 12 лет, г. Свободный - Ольга Андрейкова «Мой край родной» 

 https://www.youtube.com/watch?v=FDN-3GhbMSI&feature=youtu.be

Катерина Данилова, 12 лет, г. Свободный - Владимир Тяптин «Смотрят пылко ротозеи...»

https://www.youtube.com/watch?v=lvTESEqjdBY&feature=youtu.be 

Анна Дементьева, 6 лет, Бурейский район – Михаил Штыкин «Апрельские слезы»

https://www.youtube.com/watch?v=oFwHhE3VKk0&feature=youtu.be 

Максим Коцебуров, 8 лет, Магдагачинский район - Ольга Андрейкова«Амурский май»

https://www.youtube.com/watch?v=U4MVhif8LGw&feature=youtu.be 

Екатерина Ахметова, 17 лет, Магдагачинский район - Ольга Андрейкова«России всей жемчужина - Амурская земля»

https://www.youtube.com/watch?v=NT8lLslm96k&feature=youtu.be 

Ангелина Морозова, 4 года, Магдагачинский район - Наталья Чупыра «Журавль»

https://www.youtube.com/watch?v=vACHHeVXlFI&feature=youtu.be 

Юлия Коваленко, 16 лет, Завитинский район - Людмила Суслова-Беседина «На карте родины немало городов…»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=EEarOba_DaU

szn.amurobl.ru