borisovdimitry. Похороны комара


Тюмень, ТВВИКУ, 1982г. Похороны комара "Феди"

Тюмень, ТВВИКУ, 1982г. Похороны комара "Феди"В Тюменском Высшем Военно-инженерном Командном Училище им. Маршала Прошлякова у курсантов 70-90х годов было много традиций и обычаев, таких как чистка сапог памятнику на КПП, мытье плаца с мылом, привязывание метлы ( или даже небольшого дерева) к машине после последнего лагерного сбора, подписывание и дарение бумажного рубля первому кто отдаст воинскую честь молодому лейтенанту и т.д., и т.п. и пр. Но одна традиция стоит особняком, это ПОХОРОНЫ ПОСЛЕДНЕГО КОМАРА, на последнем курсантском лагерном сборе, или в лагерях, как говорят военные. О ней и пойдёт речь. Знаю что меня будут поправлять, старшие поколения тюменских курсачей, будут , мягко выражаясь, говорить что мы были не правы. Но так было, и факта этого из нашей курсантской жизни не вычеркнуть.[​IMG]

ПРЕЛЮДИЯКак известно, в Тюмени комары злые и их много, даже значительно больше чем курсантов))). За четыре года этот гнусный товарищ порядком нам надоел. Был такой случай, как-то наша 8-я рота 3-го батальона (комбат п-к П.В.Кузнецов) вышла на построение попеть весёлые военные песни на вечерней прогулке. И наш фотограф ротный курсант Кулешов, попросил старшину Сашу Вязьмина дать команду роте «сесть» в строю, снимка у меня нет, а уважаемый Кулёк, как мы ласково звали фотографа не желает ни где публиковать свой архив. Но те кто стоял недалеко от строя рассказывают , да мы и сами видели, присев, какая туча комаров от нас была на высоте в полуметре. Было такое, что и после занятий полевых ночью, когда руки были постоянно или минами, или зарядами разминирования и комаров мы просто не могли отгонять физически, приходили с распухшими физиономиями, что от глаз были только щёлочки. Вот и представьте, как мы относились к этому насекомому после четырех лет учебы.

НЕХИТРЫЙ СЮЖЕТЭтого события мы ждали долго, и планов как это сделать было много, но экспромт – великая штука. Не буду писать кто задумщики сценария, что бы не обидеть своих однокашников, но мне пришлось принять активное участие, вплоть до рисования портрета комара и присвоения ему имени «Федя».Одним мирным воскресеньем на озере Андреевском, курсанты смотрели в солдатском клубе какой-то фильм. Заранее было обговорено, что дневальный Аликашев зайдет в клуб и скажет фразу: «Курсант Петров на выход. На КПП ждут родственники» - что было вполне приемлимо для воскресного дня. Но Вадик паренб спортивного склада, зашел и горомко сказал: «Восьмая рота на выход!». Где в рядом с нами сидел и дремал командир роты, которого мы уважали,и берегли , как могли его нервную систему. Но Товарищ Аликашев, был на службе и не учел нашей любви к нашему командиру. Рота поднялась в полном составе, даже те кто не знал о мероприятии-похоронах, ротный встрепенулся и спросил: «Куда это вы?» - вопрос был законным, мы же его подчиненные, и он нас люил не меньше чем мы его. Игорь Колесников, по прозвищу «Дед» смотрел фильм рядом с ним и ответил честно:- На похороны.- Кого? – уже спросил, окончательно проснувшийся командир.- Федю, комара Федю,- ответил Игорь, что не дало Шилову полной информации, о том что бет происходить через 15-20 минут в окрестностях до сих мирного озера Андреевское.Личный состав вышел организованно, по задумке почетный караул разобрал пожарные красные лопаты, импровизированный оркестр достал, заранее одолженные крышки от кастрюль в столовой, факельщики достали, соответственно факелы, «поп» отец Сергий в лице двухметрового Серёжи Драпа облачился в свой наряд и головной убор из алюминиевой проволоки и все встали по положенным местам согласно расчету, с нетерпением ожидая таинства шествия и его продолжения……Стоит отметить, что заранее были приглашены родственники, девушки, жены, друзья курсантов, представители дружественных нам курсантских рот – 7-й и 9-й.01.[​IMG] ПРОЦЕССИЯ ТРОНУЛАСЬФотографии , к сожалению, не того качества, и как вы успели заметить с уже до того затёртой фотопленки, но общее представление получить не трудно.Командир роты нас всё-таки догнал на своём красном Москвиче, но «служба обеспечения и безопасности» не дала выйти ему из авто. Ротный сматерился и уехал. Как вы видите в колонне много штатских лиц, так едет нам на встречу скорая помощь, замедляет движение, приближается, ведь в окрестностях нет кладбищ и не может быть, и в недоумении врач задаёт вопрос:- Кого хороним?-Комара… - прозвучал ответ трагичеким голосом.- Идиоты! – был ответ врачихи, и машина набрав скорость, скрылась за леском.А процессия приближалась к кладбищу комаров многих лет, могилки некоторые уже покосились, но существовали. И как военно-партийные органы не добрались до этого места, многие бы лишились партбилетов или еше чего, за такую невинную шалость, как антисоветчина. Как это комсомольцы и члены КПСС (для тех кто не знает что это, это почти тоже , что и ВКП (б)) творят аяй-яй такие вещи.02.[​IMG]03.[​IMG]04.[​IMG] 05.[​IMG]06.[​IMG]07.[​IMG]08.[​IMG]

«ОТПЕВАНИЕ». ПРОЩАЛЬНЫЕ РЕЧИ. ПЛАКАЛЬЩИКИ.Серёжа Драп – отец Сергий был во всей красе и величии, те кто хоть что-то знал из настоящих процедур (не сочтите нас за сатанистов или еще кого хуже, мы просто были …, ну пацаны в погонах) подсказывали ему, на что Сергей отвечал басом:- Истину глаголишь, сын мой!)))09.[​IMG]Самую трогательную речь сказал Володя Викторов, готовил он её основательно, а актерского мастерства ему было не занимать. И гости тоже выразили тюменским курсантам своё соболезнование, по случаю кончины комара Феди. После каждой фразы «попа» плакадьщики так свирепо до жалости и смеха плЯкали, что штатские со смеху умирали, а детишки покатывались по песочку. Цирк – ничто, по сравнению с похоронами комара.10.[​IMG]ФЕДЯ. КОМАР.Раскрываю секрет, что хоронили мы не комара-самку, а здоровенного самца с большими крыльями и лапками, иначе бы мы просто не смогли его приклеить БФом в офицерскую кокарду, которая была уложена в гробик с курсантской формой. Ну а клей, естественно, нужен был что бы его не унесло, случаем , ветром.

«ПОМИНКИ». ВЗВРАЩЕНИЕ НА БАЗУ-ЛАГЕРЬ.Поминали, уж как могли, у кого было с собой, остальные символически – водичкой, лимонадом. Возвращались весело, пели песни по гитары и другие музыкальные «инструменты».11.[​IMG]12.[​IMG]Посмотрите какие мы были, разве можно осуждать юность, со школьной парты сразу одевшуюю погоны 14.[​IMG]мы умели и посмеяться 15.[​IMG]мы были и романтиками... 16.[​IMG]мы были и серьезными, и счастливыми...17.[​IMG]но мы и проходили такие предметы как научный коммнизм))))))))...18.[​IMG]... и со всем этим мы стали офицерами Инженерных войск Советской Армии Советского Союза. И отдавали свой воинский долг, не вспоминая Научный коммунизм. 19.[​IMG]

СЧАСТЛИВОЕ ОКОНЧАНИЕ. Думается мне, что наш командир не докладывал начальству об этом, не в его интересах было. Не так ладно они жили с командиром батальона, что греха таить. Но парторг батальона ст.л-т Матвеев мне как-то сказал, что комбат знал. А вот почему для нас это не имело последствий - загадка. Загадка, которую нет смысла разгадывать, все мы люди, и было это давно. И каждый офицер, может и не часто вспоминает каким он был курсантом, что он вытворял в с своей далёкой молодости.Посмотрите какие мы были, разве можно осуждать юность, со школьной парты сразу одевшуюю погоны

С Уважением, курсант 8-й роты 3-го батальона, выпуска-82,подполковник запаса Дмитрий Борисов

smolbattle.ru

Обряд "Похороны комара и мухи"

Увидев утреннее белое плотно из снега на улице, я подумала, что правильно мы вчера решили все-таки провести обряд "похороны комара и мухи". По обряду принято с причитаниями и песнями похоронить комаров и мух в домовинах из корнеплодов: комары - наши страхи, а мухи - наше горе. Интересно, вроде бы обряд шутовской, а действительно оплакиваешь свое горе, действительно появляется ощущение, что страхи и горести ушли из нашей жизни. Думаю, на следующий год мы повторим этот обряд. Кому интересно, присоединяйтесь! Предлагаю также ознакомится с информацией по обряду из "Славянской мифологии", но в ней уже, к сожалению, описывается "как делали" и не описывается "зачем"... В традиционной культуре русских также известен обряд похорон мух и тараканов;муха является участницей осенних обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. Писателем и этнографом С.В. Максимовым был описан обычай похорон мух на севере России (в восточных районах Вологодской области). Этот обычай был назван «потешным».

Этнографический материал, записанный Максимовым, выглядит так: «Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачами и причитаниями), выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукотерником» или полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь». Максимов отмечает, что детали обряда везде одни и те же, однако «кое-где вместо рукотерника советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действеннее, т.к. муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова». Максимов также пишет, что «обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семёнов день, но и на Змейник Осенний (Воздвиженье), и на Покров, и на некоторые другие праздники».

Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время «мушиных похорон» девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб; недаром считалось, что с Семёна-дня до конца ноября — свадебные недели.

В 1880 году собиратель русского фольклора Забылин так описывает исследуемый обряд: «Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов». Обряд сей зачастую сопровождался песнями, вот пример одной:

«Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком -

Правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали».(Тверская область)

А.Ф. Некрылова пишет о том, что уже в конце прошлого (XIX) столетия песни эти, в большинстве своём, стали восприниматься и исполняться как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, весёлую игру.

Современный этап изучения данного обряда зафиксирован в региональных этнографических изданиях, таких как: «Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Щацкий этнодиалектный словарь», «Календарные обряды и фольклор Устюженского района», «Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года», «Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь». Первая книга знакомит читателей с обрядом похорон таракана в Щацком районе Рязанской области, следующие три — с похоронами мух в контексте обряда дожинок в трёх западных районах Вологодской области.

Следует отметить, что обряд похорон таракана, описанный в Шацком этнодиалектном словаре, мог содержать закапывание в землю или снег настоящего насекомого и был приурочен к осеннему заговенью на Филипповский пост, а мог «перекликаться с распространенными в других местах России святочными или масленичными сценками с «отпеванием покойника» или троицкими обрядами «похорон Костромы». Автор статьи «Таракана хоронить» И.А. Морозов пишет, что«обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Он мотивирован представлениями о связи насекомых с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии… Выпроваживание или символические похороны насекомых… приурочивались к первому сентября (Семёнов день). В Щацком районе мух могли выгонять из дома на осеннего Егорья».

Исследователь Ю.А. Кривощапова в статье «Домашние насекомые-паразиты в языке и фольклоре», описывает обряд похорон мух как ритуальное их изведение в форме имитации похорон. Ритуальное изведение характеризуется как интерактивный признак (свойство), «привнесённый в культурный портрет насекомых в результате активного взаимодействия человека с этими животными и переосмысления их действительных особенностей».

В энциклопедическом словаре «Славянская мифология» этнограф С.М. Толстая указывает: «Широко распространены похороны животных, птиц и насекомых — кукушки, соловушки, воробья; мух, пауков и тараканов, клопов, вшей». Кроме того, составитель статьи даёт такое объяснение обряда: «Похороны животных — это магический ритуал, воспроизводящий погребальный обряд. Имеет охранительный или «отгонный», реже — продуцирующий характер».Источник: где-то из интернета

istomina-t.blogspot.ru

Тюмень, ТВВИКУ, 1982г. Похороны комара "Феди"

В Тюменском Высшем Военно-инженерном Командном Училище им. Маршала Прошлякова у курсантов 70-90х годов было много традиций и обычаев, таких как чистка сапог памятнику на КПП, мытье плаца с мылом, привязывание метлы ( или даже небольшого дерева) к машине после последнего лагерного сбора, подписывание и дарение бумажного рубля первому кто отдаст воинскую честь молодому лейтенанту и т.д., и т.п. и пр. Но одна традиция стоит особняком, это ПОХОРОНЫ ПОСЛЕДНЕГО КОМАРА, на последнем курсантском лагерном сборе, или в лагерях, как говорят военные. О ней и пойдёт речь. Знаю что меня будут поправлять, старшие поколения тюменских курсачей, будут , мягко выражаясь, говорить что мы были не правы. Но так было, и факта этого из нашей курсантской жизни не вычеркнуть.ПРЕЛЮДИЯКак известно, в Тюмени комары злые и их много, даже значительно больше чем курсантов))). За четыре года этот гнусный товарищ порядком нам надоел. Был такой случай, как-то наша 8-я рота 3-го батальона (комбат п-к П.В.кузнецов) вышла на построение попеть весёлые военные песни на вечерней прогулке. И наш фотограф ротный курсант Кулешов, попросил старшину Сашу Вязьмина дать команду роте «сесть» в строю, снимка у меня нет, а уважаемый Кулёк, как мы ласково звали фотографа не желает ни где публиковать свой архив. Но те кто стоял недалеко от строя рассказывают , да мы и сами видели, присев, какя туча комаров от нас была на высоте в полуметре. Было такое, что и после занятий полевых ночью, когда руки были постоянно заняты или минами, или зарядами разминирования  и комаров мы просто не могли отгонять физически, приходили с распухшими физиономиями, что от глаз были только щёлочки. Вот и представьте, как мы относились к этому насекомому после четырех лет учебы.

НЕХИТРЫЙ СЮЖЕТЭтого события мы ждали долго, и планов как это сделать было много, но экспромт – великая штука. Не буду писать кто задумщики сценария, что бы не обидеть своих однокашников, но мне пришлось принять активное участие, вплоть до рисования портрета комара и присвоения ему имени «Федя».Одним мирным воскресеньем на озере Андреевском, курсанты смотрели в солдатском клубе какой-то фильм. Заранее было обговорено, что дневальный Аликашев зайдет в клуб и скажет фразу: «Курсант Петров на выход. На КПП ждут родственники» - что было вполне приемлимо для воскресного дня. Но Вадик парень спортивного склада, зашел и горомко сказал: «Восьмая рота на выход!». Где-то  в рядом с нами сидел и дремал командир роты, которого мы уважали, и берегли , как могли его нервную систему. Но Товарищ Аликашев, был на службе и не учел нашей любви к нашему командиру. Рота поднялась в полном составе, даже те кто не знал о мероприятии-похоронах, ротный встрепенулся и спросил: «Куда это вы?» - вопрос был законным, мы же его подчиненные, и он нас любил не меньше чем мы его. Игорь Колесников, по прозвищу «Дед» смотрел фильм рядом с ним и ответил честно:- На похороны.- Кого? – уже спросил, окончательно проснувшийся командир.- Федю, комара Федю,- ответил Игорь со слезой на честных глазах, что не дало Шилову полной информации, о том что будет происходить через 15-20 минут в окрестностях до сего времени тихого и  мирного озера Андреевское.Личный состав вышел организованно, по задумке почетный караул разобрал пожарные красные лопаты, импровизированный оркестр достал, заранее одолженные крышки от кастрюль в столовой, факельщики достали, соответственно факелы, «поп» отец Сергий в лице двухметрового Серёжи Драпа облачился в свой наряд из просты со штампом "ВС СССР" и головной убор из алюминиевой проволоки  и все встали по положенным местам согласно расчету, с нетерпением ожидая таинства шествия и его продолжения……Стоит отметить, что заранее были приглашены родственники, девушки, жены, друзья курсантов, представители дружественных нам курсантских рот – 7-й и 9-й. 01.ПРОЦЕССИЯ ТРОНУЛАСЬФотографии , к сожалению, не того качества, и как вы успели заметить с уже до того затёртой фотопленки, но общее представление получить не трудно.Командир роты нас всё-таки догнал на своём красном боевом Москвиче, но «служба обеспечения и безопасности» не дала выйти ему из авто. Ротный культурно сматерился и уехал. Как вы видите в колонне много штатских лиц, что придавало пёстрому и без того строю особый  колорит, и тут едет нам на встречу скорая помощь, замедляет движение, приближается, ведь в окрестностях нет кладбищ и не может быть,   в недоумении симпатиШная врач задаёт вопрос:- Кого хороним?- Комара…,   - прозвучал ответ трагичеким голосом.- Идиоты! – был ответ врачихи, тут же ставшей некрасивой,  и машина набрав скорость, скрылась за леском.А процессия приближалась к кладбищу комаров многих лет, могилки некоторые уже покосились, но существовали. Кресты напоминали о тех выпускниках, кому комары стали кровными братьями.  И как военно-партийные органы не добрались до этого места, многие бы лишились партбилетов или еше чего, за такую невинную шалость, как антисоветчина. Как же это комсомольцы и члены КПСС (для тех кто не знает что это, это почти тоже , что и ВКП (б)) творят аяй-яй такие вещи.02.03.04.05.06. Протрет комара Феди, его военный билет с годами жизни 1978-1982 подушечка со значками ВСК и Отличника Советской армии...07.08.

«ОТПЕВАНИЕ». ПРОЩАЛЬНЫЕ РЕЧИ. ПЛАКАЛЬЩИКИ.Серёжа Драп – отец Сергий был во всей красе и величии, те кто хоть что-то знал из настоящих процедур похорон  (не сочтите нас за сатанистов или еще кого хуже, мы просто были …, ну пацаны в погонах) подсказывали ему, на что Сергей отвечал басом:- Истину глаголишь, сын мой!)))09.Самую трогательную речь сказал Володя Викторов, готовил он её основательно, а актерского мастерства ему было не занимать. И гости тоже выразили тюменским курсантам своё соболезнование, по случаю кончины комара Феди. После каждой фразы «попа» плакадьщики так свирепо до жалости и смеха плЯкали, что штатские со смеху умирали, а детишки покатывались по песочку. Театр комедии – ничто, по сравнению с похоронами комара.10.ФЕДЯ. КОМАР.Раскрываю секрет, что хоронили мы не комара-самку, а здоровенного самца с большими  крыльями и лапками, иначе бы мы просто не смогли его приклеить БФом в офицерскую кокарду, которая была уложена  в гробик с курсантской формой. Ну а клей, естественно, нужен был что бы его не унесло, случаем , ветром.

«ПОМИНКИ». ВОЗВРАЩЕНИЕ НА БАЗУ - ЛАГЕРЬ.Поминали, уж как могли, у кого было с собой, остальные символически – водичкой, лимонадом. Возвращались весело, пели песни под гитары и другие музыкальные «инструменты».11.12.Посмотрите какие мы были, разве можно осуждать юность, со школьной парты сразу одевшуюю погоны 14.мы умели и посмеяться 15.мы были и романтиками... 16.мы были и серьезными, и счастливыми...17.но мы и проходили такие предметы как научный коммнизм, партийно-политическая работа и марксистко-ленинская филосовия))))))))...18.... и со всем этим мы стали офицерами Инженерных войск Советской Армии Советского Союза. И отдавали свой воинский долг, не вспоминая Научный коммунизм и пр. 19.СЧАСТЛИВОЕ ОКОНЧАНИЕ. Думается мне, что наш командир не докладывал начальству об этом, не в его интересах было. Не так ладно они жили с командиром батальона, что греха таить. Но парторг батальона ст.л-т Матвеев мне как-то сказал, что комбат знал. А вот почему для нас это не имело последствий  - загадка. Загадка, которую нет смысла разгадывать, все мы люди, и было это давно. И каждый офицер, может и не часто вспоминает каким он был курсантом, что он вытворял в с своей далёкой молодости.Посмотрите ещё раз какие мы были, разве можно осуждать юность, со школьной парты сразу одевшуюю погоны

С Уважением, курсант 8-й роты 3-го батальона, выпуска-82,подполковник запаса Дмитрий Борисов

borisovdimitry.livejournal.com

Обряд похорон мух и комаров.

Чтобы не забыть и не потерять, копирую у себя статью про похороны мух и комаров, взятую  в "Славянской библиотеке"

       В традиционной культуре русских также известен обряд похорон мух и тараканов; муха является участницей осенних обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. Писателем и этнографом С.В. Максимовым был описан обычай похорон мух на севере России (в восточных районах Вологодской области). Этот обычай был назван "потешным". Этнографический материал, записанный Максимовым, выглядит так: "Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачами и причитаниями), выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" или полотенцем и приговаривать: "Муха по мухе, летите мух хоронить" или "Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь". Максимов отмечает, что детали обряда везде одни и те же, однако "кое-где вместо рукотерника советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действеннее, т.к. муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова". Максимов также пишет, что "обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семёнов день, но и на Змейник Осенний (Воздвиженье), и на Покров, и на некоторые другие праздники".

          Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время "мушиных похорон" девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб; недаром считалось, что с Семёна-дня до конца ноября - свадебные недели.

          В 1880 году собиратель русского фольклора Забылин так описывает исследуемый обряд: "Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов". Обряд сей зачастую сопровождался песнями, вот пример одной:   "Таракан дрова рубил,    Комар водушку носил,    В грязи ножки увязил.    Вошка парилася    Да ударилася    Ненароком -    Правым боком:    Ребро вывихнула.    Клопы подымали,    Живот надорвали".                     (Тверская область)

         А.Ф. Некрылова пишет о том, что уже в конце прошлого (XIX) столетия песни эти, в большинстве своём, стали восприниматься и исполняться как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, весёлую игру.

           Современный этап изучения данного обряда зафиксирован в региональных этнографических изданиях, таких как: "Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Щацкий этнодиалектный словарь", "Календарные обряды и фольклор Устюженского района", "Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года", "Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь". Первая книга знакомит читателей с обрядом похорон таракана в Щацком районе Рязанской области, следующие три - с похоронами мух в контексте обряда дожинок в трёх западных районах Вологодской области.

         Следует отметить, что обряд похорон таракана, описанный в Шацком этнодиалектном словаре, мог содержать закапывание в землю или снег настоящего насекомого и был приурочен к осеннему заговенью на Филипповский пост, а мог "перекликаться с распространенными в других местах России святочными или масленичными сценками с "отпеванием покойника" или троицкими обрядами "похорон Костромы". Автор статьи "Таракана хоронить" И.А. Морозов пишет, что "обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Он мотивирован представлениями о связи насекомых с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии... Выпроваживание или символические похороны насекомых... приурочивались к первому сентября (Семёнов день). В Щацком районе мух могли выгонять из дома на осеннего Егорья".

          Исследователь Ю.А. Кривощапова в статье "Домашние насекомые-паразиты в языке и фольклоре", описывает обряд похорон мух как ритуальное их изведение в форме имитации похорон. Ритуальное изведение характеризуется как интерактивный признак (свойство), "привнесённый в культурный портрет насекомых в результате активного взаимодействия человека с этими животными и переосмысления их действительных особенностей".

        В энциклопедическом словаре "Славянская мифология" этнограф С.М. Толстая указывает: "Широко распространены похороны животных, птиц и насекомых - кукушки, соловушки, воробья; мух, пауков и тараканов, клопов, вшей". Кроме того, составитель статьи даёт такое объяснение обряда: "Похороны животных - это магический ритуал, воспроизводящий погребальный обряд. Имеет охранительный или "отгонный", реже - продуцирующий характер".http://www.slavlib.ru/viewpage.php?page_id=255

И еще одно описание обряда из другого источника, с отсылкой на www.calend.ru:

"Праздник, посвящённый семейному благополучию, приходится на одиннадцатое сентября.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После «похорон» - обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.

Праздник   заканчивается   рожаничным   пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожаниц наступает бабье лето."                                                    http://www.calend.ru/ ©

 

Другая, найденная мной в сети информация на тему этого обряда так или иначе, пересекается с этими двумя статьями и их повторяет.

К чему это я все? К тому, что 18 сентября (в субботу) можно будет вживую поучаствовать в обряде похорон мух и комаров в Сергиевом Посаде:

http://www.ruplace.ru/novosti/obryad-vecherka-pohorony-komarya-v-sergievom-posade-18-sentyabrya-2010.htmlА если повезет, то 19 сентября мы сами будем хоронить мух и комаров в подмосковном Архангельском. Приглашаем присоединиться :)

kuyumba.livejournal.com


Смотрите также