Не знаете как сохранить жизнь? Сторонитесь отцеживающих комара. Отцеживать комара


Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 11-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 95 зач., 23, 23–28

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Десятина была существенной частью ветхозаветных установлений. Согласно Второзаконию и книге Левит, полагалось откладывать десятину от урожая и приносить Богу. Но мята, анис и тмин – травы для приправ – выращивались обыкновенно в небольшом количестве, и десятая часть от них была столь мала, что это приношение составляло всего один пучок. Однако те, кто отличался исключительной тщательностью в соблюдении Закона, отсчитывали десятину буквально с каждого растения.

Таковыми были фарисеи. Они учитывали каждый листочек этих трав, и в то же время могли быть исполнены несправедливости, надмения и жестокости. Они строго исполняли второстепенное в Законе и забывали о существенном. Евангельский фарисей хвалился этим: «даю десятую часть из всего» (Лк. 18, 12). Десятина была их обязанностью. Христос говорит, что надлежало им того не оставлять. Все на своем месте должно содействовать служению Божию. Но Господь осуждает их за то, что они оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру. Все внешнее имеет значение, но все существует ради внутренней святости сердца. Суд и милость – по отношению к людям, и вера, верность – по отношению к Богу – важнее всего в Законе. Этот дух фарисейства и доныне живет. Он никогда не умрет, пока Христос не будет царствовать в наших сердцах. Можно соблюдать все установления церковные, все посты, не пропускать никогда воскресных и праздничных богослужений, аккуратно жертвовать на Храм, – и при этом исполняться самодовольства и быть совершенно далеким от Бога.

Они тщательно избегали меньших грехов, и не боялись совершать больших. «Вожди слепые!» – снова называет их Господь. Раньше Он называл их так за их лицемерное учение, а теперь – за их лицемерную жизнь. Они были слепы – оцеживающие комара, а верблюда поглощающие. В своем учении они оцеживали комара, предупреждая людей против малейшего отступления от предания старцев. В своей жизни они оцеживали комара, изображая предельный ужас перед самым малым грехом, и не затрудняли себя в совершении грехов, которые по сравнению с этим были как верблюд по сравнению с комаром. Не за строгость по отношению к малым грехам выговаривает им Господь. Грех, даже если он с комара, следует оцеживать. А за то, что вслед за испугом перед комаром, они поглощали верблюда.

Для фарисеев внешнее было – все, а внутреннее не имело значения. Господь показывает это на двух образах. Он сравнивает их с сосудом, чистым совне и грязным изнутри. Разве не безумие вымыть чашу и блюдо только с внешней видимой стороны, и оставить их невымытыми с внутренней, той, которой пользуются? Они избегали грубых, видимых для всех грехов, которые могли бы уронить их в мнении других людей, но пребывали в злосердечии, ненавистном для чистого и святого Бога. «Фарисей слепой!» – обращается к ним Господь. Неведение собственных, поселившихся в сердце грехов, – самая опасная слепота. «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».

Главная забота христианина – о чистоте сердца. Более всего мы должны остерегаться грехов, свидетелем которых бывает один только Бог, испытующий внутреннее человека. «Очисти прежде внутренность чаши», – не только это, но прежде – это. Потому что при должной заботе о главном, внешнее тоже станет чистым.

Господь сравнивает их также с окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми. Праведность книжников и фарисеев была подобно украшению гробниц напоказ. Их честолюбие было направлено на то, чтобы показаться праведными перед людьми. Но внутри они были отвратительны, как гробы, полные костей мертвых и всякой нечистоты. В их сердцах было только лицемерие и нечестие. Мы можем быть исполненными грехом и выглядеть смиренными и очень благочестивыми, вызывая восхищение у многих. Но какая польза для нас стараться трудиться ради похвалы людской, если Господь наш не скажет нам в последний день: «Добрый рабе, благий и верный, вниди в радость Господа твоего».

www.pravoslavie.ru

"Отцеживающие комара, а верблюда поглощающие"

Люди, я тут сформулировал нечто, что показалось мне важным, и решил этим поделиться.Сформулировалось оно по нескольким поводам. Во-первых, я немного слишком много (то есть больше чем ноль) повстречал вокруг да около обсуждений больной темы (конечно же, про гомосексуализм!) И само по себе бы пустяки, ничего нового, однако оказалось неприятным, что какие-то мои знакомые, с которыми я, условно говоря, делил трапезу, высказывают вещи, после которых очень хочется помыть… чем там читают? Глаза, наверное.Во-вторых, у нас тут в воскресенье образовался спонтанный спор о коленопреклонении после причастия. Действительно спонтанный и не концептуальный, потому что никому из его участников этот вопрос не казался безумно важным и принципиальным, - так, из общего литургического интереса поговорили. В результате Петр из общей любви к знаниям поискал источников по вопросу, посмотрел, оказалось, что я думаю как General Instruction of the Roman Missal, а именно, если кому интересно, if this seems helpful, they may sit or kneel during the period of religious silence after communion, то есть совершенно неважно, сидишь ты после причастия или стоишь на коленях, просто действуешь исходя из личного благочестия и лит. традиции прихода, как я изначально и думал.Но оказалось, что по этому вопросу такие копья в сети ломаются!О, какие копья ломаются! Потрясая копьями, всякие catholic knight и иже с ним защищают святое. Даже так: Святое. Устои. От всяческих грязных покусительств отвратительных модернистов и либерастов.И как же оно похоже все… Вспомнились резко дискуссии о причастии в руки. О причастии на коленях или нет. Молитвенная помощь бедному монсиньору папскому камердинеру, которого обидел нынешний злой Папа, не надев какую-то там важную церемониальную тряпочку при выходе на балкон. Ну и – куда ж без этого, от соседней конфессии, но «те же яйца, вид сбоку» – беседы о платочках в церкви, о допустимости постного масла в пост (и по каким дняммммммм!), о том, в какие дни и в каких позах не грешно совокупляться истинно православным супругам (я, увы, не шучу…) И все это – с привлечением Святых Отцев (которые не ворочаются от этого в гробах только потому, что радуются на небесах, смею надеяться) и с торжественным выносом, как однажды замечательно выразилась мудрая vespro, «чучела апостола Павла».Причем правда же все время кажется, что это одни и те же люди. Разных конфессий и языков – однако одни и те же… Или просто тип такой – отцеживатели комара? Причем в одиночку комара отцеживать менее приятно, чем коллективно, тогда появляется некое ощущение себя Защитниками и Блюстителями, которое само по себе дорогого стоит, а тут еще дополнительный бонус – Братство (хоть и небольшое, а зато с личными авторитетами и собственной иерархией), косплей организации, Спина-к-спине, Чувство Когтя и все такое прочее.

А вот теперь по крайней мере нашим, российским отцеживателям бросили такую косточку, на которую просто трудно не запасть. Тут не только про половой секс, что само по себе тема богатая! Тут еще, подумать только, кто-то где-то сует не тот штекер в не тот разъем. Сколь отрадно вежливо объяснить про «безусловную греховность гомосексуального акта как такового» и прочая, с цитированием разных переводов Катехизиса – причем исключительно той части его, которая касается ДРУГИХ… пропуская, отцеживая ту часть, те единственные несколько слов про сочувствие, уважение и недопустимость дискриминации, которые относятся К НИМ САМИМ (и которые присутствуют во всех переводах).

И мне вдруг показалось, что я нащупал одну из причин, которые побуждают в целом неплохих людей заниматься подобной ерундой. Нет, это не высокая степень личной святости (мол, все остальное уже решено, собственное сердце, намерения и поступки приведены в соответствие с евангельским идеалом, пришло время выйти на проповедь и остеречь заблуждающихся грешников, а то погибнут же, жалко!) На эту же тему тут недавно Моррет хорошо написала.

Но я вот что отсек. Это все не о спасении вообще, это все, скажем так, о геенне.Это попытка создать некое искусственное основание того, почему именно мне, мне, мне она, геенна, сиречь погибель вечная, не грозит.Потому что я никогда не обижаю Господа неправильным жестом на литургии. ОНИ – обижают, ОНИ – в опасности, ох в какой опасности, а я – нет.Потому что я никогда не ошибаюсь в дозировке и составе постных продуктов. Не то что ОНИ, которые майонез жрут в Четыредесятницу, не прочитав, что у него в составе, между прочим, яичный порошок! А притом незнание законов не избавляет от ответственности!Потому что я, в конце концов, вставляю штекер только в правильный разъем, даже если вдруг очень хочется обратного.Потому что я СОБЛЮДАЮ.Ну, хоть что-то я точно соблюдаю. Хоть что-то есть прочное в этом мире, за что удержаться. Прочная перегородка между мной и геенной.Прочная перегородка из настоящего картона. Которая не имеет никакого отношения к праведности. И к любви. И к аскетике.

И вот знаете, лучше никакой перегородки вообще, чем такая. Потому что она вся состоит из… из крашеного картона и никого не защитит. «Прочнее был бы старый таз – длиннее был бы мой рассказ». Потому что эта избушка – ледяная, она растает при первом приближении Огня, хотя и может давать какое-то время чувство ложной защищенности. «Страшно впасть в руки Бога живого», и тут единственное, что поможет, - это любовь и честность, в том числе честность перед лицом всего того, что сам сделал или не сделал.

alan-christian.livejournal.com

Не знаете как сохранить жизнь? Остерегайтесь отцеживающих комара

как сохранить жизньНикакая греховность не мешает приближаться к Богу так, как собственная праведность

Из подслушанного

На одной фабрике трудился уборщик. Не то чтобы он был очень усердным и образцово выполнял свои обязанности. Но проработал он там немало лет.

Каждый раз в конце своей смены он был обязан провозить через проходную тачку с мусором, а бывало и не одну. Охранник должен был проверить содержимое тачки и, убедившись в чистоте намерений уборщика, открыть шлагбаум.

Охранник был очень прилежным и тщательно проверял, нет ли среди мусора, чего-то ценного. Тогда, уличив уборщика, охранник получил бы денежное вознаграждение.

Пришло время для уборщика уходить на пенсию. Уволился и тот охранник. И вот как-то случайно они встретились, обменялись любезностями: что да как. И тут, как-то неуверенно охранник спросил:

— Слушай, я ведь знаю, что ты приваровывал на фабрике. Только не могу понять что. Может все-таки расскажешь? И самое главное, как ты краденное проносил мимо меня? Мы уже не работаем, так что опасаться тебе нечего. Расскажи, что ты воровал?

Почесав затылок, собеседник полушепотом произнес:

 — Тачки

Вы, дорогие друзья, может разглядеть в этой ироничной истории свои параллели. Мне же этот сюжет демонстрирует, как мы порой увлекаемся мелким мусором и не замечаем, как теряем крупное и важное.

В каждом из нас трудятся “охранники” и “уборщики”. Время от времени их обязанности пересекаются и они должны грамотно сотрудничать. Порой, очищая наш внутренний мир, “уборщики” с позволения “охранников” (чаще всего несознательного) избавляются и от дорогостоящего “оборудования”, от чего уже третьи лица поимеют особую выгоду.

Так что же делать? Как сохранить жизнь, наполненную смыслом и радостью, а не разменяться на мелочь?

Насекомость всегда вредила благородным интересам

Чтобы сохранить жизнь нужно убрать из нее лишь паразитов: предрассудки, предубеждение и предвзятость

Надпись на антипаразитарном препарате

Каждый из нас наделен властью: властью над временем, властью над денежными потоками ну и не только. Кто-то даже называет нас “управляющими”.

И действительно, в нашей власти принимать решения, произносить ли исходящее из сердца, да много еще чего. В общем власть есть власть, даже если кто-то упорно сопротивляется такой формулировке.

Вопрос в том, с какой целью мы этой властью распоряжаемся, то есть ради каких целей.

К слову сказать, комар тоже обладает некоторой властью над человеком.

Незабываемая была ночь… Я и комар… Он пел, я хлопала

У Комариного озера

Так что же теперь, плюнуть, окна и двери настежь и пусть комары устроят себе вечеринку? Напротив, надо защищаться.

Насекомость можно встретить имея дело с теми, кто демонстрирует свою власть, свои особые полномочия. Например, вы приходите на рынок купить сыр. Естественно вы хотите не просто свежий, но и безопасный продукт. А продавец грубо заверяет, что такого в природе не существует.

Что же получается? Я как нуждающийся прихожу к ней, как к имеющей. Она своим тоном выделяет свое пусть маленькое, но все же превосходство. И вместо того, чтобы превратить меня в потенциального постоянного покупателя (от которого она тоже приобретет что-нибудь полезное) она портит свою репутацию не только некомпетентностью, но и склочным характером.

Так, слишком многие люди теряют уникальные возможности сохранить радостную жизнь.

Вы спокойно с улыбкой отходите от нее, оправдывая ее выпад: “Сегодня понедельник. Наверное для нее был тяжелый день”. Но это ее выбор.

Некоторые люди наслаждаются дождем, другие просто промокают

Боб Марли

Есть и другой тип власть имущих. Люди, составляющие эту группу, непросто демонстрируют свою власть, а делают это как-то по-особенному.

Например, в первом веке существовала некая элита религиозной системы: фарисеи (по мнению некоторых ученых, их название происходит от слов, имевших значение «отделенные», или «обособленные»).

У них была особая одежда, они держались отдельно не только от простых не слишком образованных в религиозном отношении людей, но и от иноплеменников, гордясь тем, что они богоизбранны.

Один историк сказал о фарисеях: «Обычно они обращались с людьми, как с детьми, определяя и описывая ничтожные, мельчайшие подробности предусмотренных традицией обрядов».

Их насекомость привела к тому, что были разработаны и внедрены в поклонение многочисленные правила и ритуалы. Но что неприятнее всего, фарисеи дотошно следили за их соблюдением. В итоге фарисеи преувеличивали значение пустяков и, поглощенные этим, считали пустяками то, что действительно имело большое значение.

Остерегайтесь закваски фарисеев, то есть лицемерия

Великий Учитель

Так что, дорогие друзья, будьте осторожны встречая по пути жизни мелочных и слишком щепетильных. Не старайтесь их переделать, быть может, их единственное предназначение в жизни — быть живым предостережением для нас.

Мы же постараемся сохранить жизнь радостной и осмысленной, подавая свой положительный пример. Вы готовы к этому?

Радуйся жизни с любимой женой все дни …, потому что это твоя награда в жизни и в твоём труде, которым ты занимаешься под солнцем

Царь Соломон

В продолжение темы рекомендую:

vashnastroy.ru

Комары и верблюды | Православие и мир

Когда перед народом еврейским стоял вопрос о распятии Спасителя, то вместе с тем стоял вопрос и об оправдании Вараввы. Это вовсе не случайное стечение обстоятельств, а параллельные события, связанные внутренней взаимосвязью. Осуждение праведника на убийство всегда должно сопровождаться оправданием злодея. И наоборот, если явно обеляют беззаконника, то где-то тайно страдает или готовится страдать святой человек.

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачев

Такова внутренняя евангельская логика. Подобным же образом она прослеживается на вопросе о процеживании комаров и проглатывании верблюдов.

*Известно, что евреи были религиозно-мелочны и щепетильны. Обилие заповедей с комментариями, толкованиями и преданиями старцев превращало (и превращает) их религиозную практику по временам в абсурд. Справедливости ради заметим, что и мы не свободны от подобных болезней.

Видимо это родовой соблазн религиозной практики – запутывание в мелочах. И там, где мошек процеживают, рассматривают, изучают в микроскоп, на заднем фоне всегда миражем встает «проглоченный верблюд», то есть забвение и пренебрежение чего-то очень важного.

*Цедить комаров означало переливать воду из сосуда в сосуд через ткань, во избежание попадания в воду мелких мошек. Случись проглотить такого комарика вместе с водой, еврей считал бы себя осквернившимся. Вместе с тем нарушение основных заповедей и принципов религиозной жизни не рождало подобного мистического страха и ощущения скверны. Вот это и есть диагноз. Мелочи плодятся и множатся.

Христос, наоборот, сводил всю массу повелений и запретов к двум вещам – любви к Богу и ближнему, то есть максимально упрощал учение. Учение от этого не профанировалась, поскольку деятельная любовь требует великого труда и каждодневного пота. Но с точки зрения уяснения, понимания учения, с точки зрения расстановки приоритетов учение упрощается до состояния глотка воды и куска хлеба.

Оно остается великим, пребывая простым. Теперь христианину подобает научиться видеть не только деревья, но и лес, не только частности, но и главное. Видеть многообразие мелких деталей, но удерживать в сознании всеобъемлющую главную идею, это и значит «то делать, и другое не оставлять»

*Если вы попали в мир религиозной практики, где на вас обрушили тонны требований и запретов, не поясняя, что в них главное, а что второстепенное, то знайте – вы попали туда, где верблюд проглочен, а мух изучают в микроскоп.

Человек неизбежно зарывается в детали, если не видит главного. И этой практике детальной щепетильности и глобальной одновременной слепоты он и будет обучать других.

Это вовсе не безобидное занятие. Оно сушит сердце и изощряет ум. Другими словами воспитывает в глубине сердца внутреннего фарисея.

Такой человек будет нетерпим, озлоблен, заражен чувством собственной исключительности и избранности. Никакой простоты и открытости от него не ждите.

Не ждите также никакой «детскости», которой обещано свободное вхождение в Царство. Это будет отрицательный тип религиозного человека, мнящего о себе, что он – хранитель истины.

*Евангелие нужно изучать по буквам, по слогам, по страницам и по целым главам. Но и тогда, когда умножаются знания, накапливается багаж носимого в памяти, нужно проверять себя по нескольким кратким и ярким, как молния, Христовым речениям. Например «во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, и вы поступайте с ними так же». Или «заповедь новую даю вам, да любите друг друга».

Эти в высшей степени простые, как воздух, и высокие, как синее небо, слова смиряют любого знатока и напоминают душе о едином на потребу. Они не позволяют человеку залезть, как клоп – за обои, в теплый мир удобной для него религии, а зовут на крест и на внутреннюю жертву.

*Не суди, жалей, прощай, терпи и милуй. А потом, если хочешь, узнавай, какова гематрия имени Давид, или сколько раз в книге Деяний упоминается Дух Святой.

Люби акафисты и не пей молока в пост, но знай, что одна единственная Литургия выше всех акафистов мира, собранных вместе, а человека сквернит не входящее в уста, а исходящее из уст.

Вытаскивай, одним словом, на суд Евангелия свою религиозную практику, чтобы не стать сыном геенны при полной уверенности, что ты – великий избранник.

Читайте также:

Кто – избранные?

Мнимая победа падшей религии

Внутренний чиновник

www.pravmir.ru


Смотрите также