История русских народных художественных промыслов. Комаров русские кружева


Комаров, В. - Русские кружева [Звукозапись]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Владимир Константинович КОМАРОВ

Владимир Константинович КОМАРОВ

Родился 27 декабря 1940 г. в г. Куляб Таджикской ССР. Композитор – Народный артист Российской Федерации, в 1966 г. окончил Музыкальное училище при Московской Консерватории (1962–1966), Московскую Государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по классу композиции профессора Н.Н. Сидельникова (1966–1971).Он является автором балета «Искушение», оперы «Притча о Поэте», мюзикла «Свадебная карусель», кантаты «Хлеб моей Родины», 4-х симфоний, 3-х симфонических поэм, 7-ми инструментальных концертов, камерных, хоровых произведений и др. Его сочинения с успехом исполнялись ведущими музыкальными коллективами страны под руководством дирижеров Виктора Дубровского, Эри Класса, Дмитрия Китаенко, Владимира Федосеева, Эммина Хачатуряна, Сергея Скрипки, Тимура Рымбаева, Евгения Бушкова, Владимира Понькина и др. Владимир Комаров – лауреат Всесоюзного конкурса композиторов.С 1989 года Владимир Комаров – член Союза Кинематографистов РФ.Его приглашали писать музыку к своим картинам режиссеры-постановщики Евгений Матвеев, Константин Воинов, Леонид Филатов, Сергей Колосов, Алексей Сахаров, Валерий Усков и Владимир Краснопольский, Гарри Бардин, Юрий Григорьев, Вячеслав Максаков, Николай Стамбула и др.Владимир Комаров написал музыку к большому количеству художественных кинофильмов. Среди них: «Мужики!», «Волчья кровь», «Дьявольская симфония» (США), «Сукины дети», трилогия «Любить по-русски», «Шапка», «Лестница», «Барышня-крестьянка»; а также – многосерийных художественных телефильмов «Сыщики», «Нина», «Две судьбы 1-3», «Провинциалы», «Под небом Вероны», «Подари мне жизнь», «Паутина 1-7», «Ермоловы», «Капкан», «На солнечной стороне улицы», «Дело следователя Никитина», «Любовь не картошка» и др. У маленьких зрителей пользуются успехом мультфильмы с его музыкой «Бобик в гостях у Барбоса», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Бравый инспектор Мамочкин».В 1996 г. Владимир Комаров стал лауреатом премии «НИКА» Академии кинематографических искусств России в номинации «Лучшая музыка к фильму» («Барышня-крестьянка»).В 1999 г. награжден Золотой Пушкинской Медалью за вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры.

Владимир Комаров более 20-ти лет руководил Музыкальной редакцией Киноконцерна «Мосфильм» в качестве Главного Музыкального редактора. Награжден Почетным Свидетельством «За большой творческий вклад в золотой фонд «Мосфильма».Он один из создателей Ассоциации Электроакустической музыки России, член Международной конфедерации Электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКОПризер международного фестиваля электроакустической музыки «Synthese-96» (г. Бурж, Франция).Действительный член национальной Академии кинематографических искусств и наук («ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ»), Действительный член Российской Академии кинематографических искусств («НИКА»).В настоящее время ведет большую творческую и общественную работу (Президент Гильдии композиторов кино СК России, Секретарь Союза кинематографистов РФ).

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

Лауреат Всесоюзного конкурса композиторов (1977)Медаль “ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ” (1980)Заслуженный деятель искусств РФ (1996)Золотая Пушкинская медаль (1999)Почетное Свидетельство «За большой творческий вклад в золотой фонд «Мосфильма» (2000)Народный артист Российской Федерации (2001)Орден Почёта (2006)Золотая медаль Союза Московских композиторов «За содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки» (2010)Орден Дружбы (2013)

СПИСОК ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Сонатина для кларнета и фортепиано (1964)«Мой бедный Марат», музыка к спектаклю (1965)Концерт для семи инструментов (1970) «Портрет» одноактный балет по мотивам одноименной повести Н.В.Гоголя (1975)«Верность» музыка к спектаклю О. Берггольц (1976)«Веселый ручеек» детская музыкальная сказка на стихи Г.Кружкова (1977)«Русские кружева» для оркестра русских народных инструментов (1978)Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1979)Симфония №1 «Олимпийская» для симфонического оркестра (1979)«Праздник в деревне» концерт для оркестра народных инструментов (1980)«Родина», слова В.Комарова для смешанного хора (1982)Две пьесы для гуслей звончатых (1982)«Притча о поэте» одноактная опера на рубаи Омара Хайяма (1982)«Дети солнца» музыка к спектаклю А.М.Горького (1983)«Свадебная карусель» мюзикл по пьесе Н.В.Гоголя «Женитьба» (1983)«Сын Руси великой» – симфоническая поэма (1983)Скерцо-марш для концертного духового оркестра (1984)«Хлеб моей родины» кантата на стихи Г.Георгиева (1985)Концерт для кларнета с оркестром посвящение Александру Иванову (1986)Концерт-поэма для виолончели с оркестром посвящение Мстиславу Ростроповичу (1986)«Симфония №2 для органа и ударных инструментов (1987)Струнный квартет (1987)Двойной концерт для трубы (валторны и струнного оркестра с литаврами (1987)Две пьесы для валторны (1988)«Милый Августин» концерт для шести инструментов (1988)«Сельские картинки» концерт для ансамбля русских народных инструментов (1989) «Романтическое танго» двойной концерт для скрипки, кларнета и струнного оркестра (1990)«Весенняя капель» хоровой цикл на стихи Сергея Красикова (1990)«Мгновения одной жизни» электроакустическая поэма – памяти Сергея Прокофьева (1990)«Свобода» для сопрано (литавр и компьютерной фонограммы на слова М.Комаровой (1991)«Посвящение Сергею Есенину» хоровой цикл на стихи современных поэтов (1992)«Электричество» по мотивам картин художника А.Волкова (1992)«Вечность и миг» электронная поэма памяти Владимира Уссачевского (1992)Соната для кларнета-Соло (1993)«Voice of Theremin» («Голос Термена») компьютерная поэма памяти Льва Термена (1993)Симфония №4 «Genesis» – электронная (1994)«Люби меня» киноопера на стихи Ю.Энтина (1995)Симфония №3 «Дьявольская» для симфонического оркестра и фортепиано (1996)«Resonance» симфоническая поэма (1997)«Этюд для ударных» компьютерная композиция (1998)«Компьютерный калейдоскоп» – электронная композиция (1999)Пять вариаций для арфы и ударных инструментов (2000)«Затмение» электроакустическая поэма – посвящение Л.Зыкиной (2000)«Восточная фантазия» компьютерная поэма с текстом Л.Филатова (2001)«Контакт» электроакустическая поэма (2001)«Возмутитель спокойствия» спектакль из проекта «Театр Леонида Филатова на CD» (2002)«Дилижанс» спектакль из проекта «Театр Леонида Филатова на CD» (2003)«Вечное движение» электроакустическая поэма (2003)«Impuls» симфоническая поэма (2004)«Радуга» – электронная композиция (2005)«Свет и тени» – поэма для оркестра русских народных инструментов и компьютера (посвящение Валерию Петрову (2007)«Неизвестность» из звуков АНС с видеорядом, памяти Евгения Мурзина (2008)«Евпатий Коловрат» поэма для оркестра русских народных инструментов (посвящение Валерию Петрову (2008)«Бумеранг» – поэма с видеорядом (2009)«Автопортрет» – поэма с видеорядом (2010)

ФИЛЬМОГРАФИЯ

2013 «Любовь не картошка» (телевизионный художественный фильм 8 серий)2013 «Паутина-7» (телевизионный художественный фильм 24 серии)«Фармацевт» фильм 1, 4 серии (художественный)«Белый шиповник» фильм 2, 4 серии (художественный)«Алмазная пыль» фильм 3, 4 серии (художественный)«В плену заблуждений» фильм 4, 4 серии (художественный)«Совпадений не бывает» фильм 5, 4 серии (художественный)«Пятый океан» фильм 6, 4 серии (художественный)2012 «Уральская кружевница» (телевизионный художественный фильм 8 серий)2012 «Дело следователя Никитина» (телевизионный художественный фильм 8 серий)2012 «Паутина-6» (телевизионный художественный фильм 24 серии)«Черные тюльпаны» фильм 1, 4 серии (художественный)«Невидимые нити» фильм 2, 4 серии (художественный)«Сон разума» фильм 3, 4 серии (художественный)«Контракт на смерть» фильм4, 4 серии (художественный)«Синтетика» фильм 5, 4 серии (художественный)«Мошенники на крови» фильм 6, 4 серии (художественный)2011 «Паутина-5» (телевизионный художественный фильм 16 серий)«Это такая игра» фильм 1, 4 серии (художественный)«Смертельная ставка» фильм 2, 4 серии (художественный)«Коллекционер» фильм 3, 4 серии (художественный)« Бои без правил» фильм 4, 4 серии (художественный)2010 «Паутина-4» (телевизионный художественный фильм 16 серий)«Братья по крови» фильм 1, 4 серии (художественный)«Роман с убийцей» фильм 2, 4 серии (художественный)«Маска короля» фильм 3, 4 серии (художественный)«Золотая пуля» фильм 4, 4 серии (художественный)2010 «На солнечной стороне улицы» (телевизионный художественный фильм 14 серий)2009 «Паутина-3» (телевизионный художественный фильм 12 серий)«Ваш выход, Маэстро» фильм 1, 4 серии (художественный)«Кукушкины дети» фильм 2, 4 серии (художественный)«Паук» фильм 3, 4 серии (художественный)2008 «Паутина-2» (телевизионный художественный фильм 12 серий)«Пуля справедливости» фильм 1, 4 серии (художественный)«Ненастоящий полковник» фильм 2, 4 серии (художественный)«Кодекс воровской чести» фильм 3, 4 серии (художественный)2008 «Ермоловы» (телевизионный художественный фильм 32 серии)2008 «Две судьбы-4. Новая жизнь» (телевизионный художественный фильм 16 серий)2007 «Паутина-1» (телевизионный художественный фильм 16 серий)«Ловушка» фильм 1, 8 серий (художественный)«Расплата» фильм 2, 8 серий (художественный)2007 «Капкан» (телевизионный художественный фильм 12 серий)2005 «Две судьбы-3. Золотая клетка» (телевизионный художественный фильм 10 серий)2005 «Две судьбы-2. Голубая кровь» (телевизионный художественный фильм 14 серий)2004 «Под небом Вероны» (телевизионный художественный фильм 8 серий)2003 «Сыщик без лицензии» (телевизионный художественный фильм 10 серий)2003 «Подари мне жизнь» (телевизионный художественный фильм 8 серий)2002 «Провинциалы» (телевизионный художественный фильм 8 серий)2002 «Маска и душа» (исторический фильм 2 части)2002 «Две судьбы» (телевизионный художественный фильм 20 серий)2001 «Сыщики-1» (телевизионный художественный фильм 10 серий)«Знак Иуды» | Фильм 1 (художественный)«Октябренок с самолетиком» | Фильм 2 (художественный)«Оливковое дерево» | Фильм 3 (художественный)«Исчезнувший Адонис» | Фильм 4 (художественный)«Страсть» | Фильм 5 (художественный)«Раскаявшиеся грешники» | Фильм 6 (художественный)«Черт лысый» | Фильм 7 (художественный)«Иерихонские трубы» | Фильм 8 (художественный)«Гончие по кровавому следу» | Фильм 9 (художественный)«Дом, где исчезают мужья» | Фильм 10 (художественный)2001 «Нина. Расплата за любовь» (телевизионный художественный фильм 8 серий)1999 «Любить по-русски-3. Губернатор» (художественный)1996 «Любить по-русски-2» (художественный)1995 «Мужской талисман» (художественный)1995 «Любить по-русски» (художественный)1995 «Волчья кровь» (художественный)1995 «Барышня-крестьянка» (художественный)1995 «Адское пекло» | Hellfire | Blood Song «Дьявольская симфония»(художественный, США)1993 «Винт» (художественный)1992 Мастер Востока (художественный)1991 «Плащаница Александра Невского» (художественный)1991 «Нелюбимая» (художественный)1990 «Шапка» (художественный)1990 «Сукины дети» (художественный)1989 «Лестница» (художественный)1988 «Серая мышь» (художественный)1987 «Импровизация на тему биографии» (художественный)1986 «Люби меня, как я тебя» (художественный – сентиментальная опера)1986 «За явным преимуществом» (художественный)1985 «Страховой агент» (художественный)1983 «Прости меня, Алеша» (художественный)1983 «Обещаю быть!» (художественный)1983 «Крутизна» (художественный)1982 «Нам здесь жить» (художественный 3 фильма)1981 «Мужики!..» (художественный)1981 «Буйный Терек» (художественный)1980 «Чегери» (художественный)1979 «Город принял» (художественный)1978 «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (анимационный)1977 «Бравый инспектор Мамочкин» (анимационный)1977 «Бобик в гостях у Барбоса» (анимационный)1976 «Поле перейти» (художественный)1974 «Земляки» (художественный)1973 «Письмо из юности» (художественный)

http://komarov.msk.ru

www.xn--b1aanbebkbbpfqcbebcaoyded7a1etm.xn--p1ai

Комаров Владимир Константинович. Мозаика жизни (+CD)

Комаров Владимир КонстантиновичМозаика жизни (+CD)Вашему вниманию предлагается книга-альбом композитора Владимира Комарова "Мозаика жизни", которую отличает необычность замысла, мозаичное смешение жанров, удивительная простота и искренность… — ТОНЧУ, Подробнее...20111214бумажная книгаВладимир КомаровМозаика жизниВашему вниманию предлагается книга-альбом композитора Владимира Комарова "Мозаика жизни", которую отличает необычность замысла, мозаичное смешение жанров, удивительная простота и искренность… — Тончу, (формат: 60x90/8, 400 стр.) Подробнее...2011230бумажная книгаКомаров В.Мозаика жизниВашему вниманию предлагается книга-альбом композитора Владимира Комарова "Мозаика жизни", которую отличает необычность замысла, мозаичное смешение жанров, удивительная простота и искренность… — Тончу ИД, (формат: Твердая бумажная, 400 стр.) Подробнее...2011351бумажная книгаЮлий КимМозаика жизниПесня и романс, куплеты и баллада, ария и частушка - все умеет гитара Ю. Кима. Произведения популярного барда, поэта, драматурга в продолжение тридцати лет звучат с подмостков театра, экранов кино и… — Эксмо-Пресс, (формат: 70x100/32, 384 стр.) Домашняя Библиотека Поэзии Подробнее...1999260бумажная книгаКомаров В.К.Мозаика жизни (+ CD-ROM)Вашему вниманию предлагается книга-альбом композитора Владимира Комарова "Мозаика жизни", которую отличает необычность замысла, мозаичное смешение жанров, удивительная простота и искренность… — Тончу, - Подробнее...20111136бумажная книгаКомаров Владимир КонстантиновичМозаика жизни (+ CD-ROM)Вашему вниманию предлагается книга-альбом композитора Владимира Комарова Мозаика жизни, которую отличает необычность замысла, мозаичное смешение жанров, удивительная простота и искренность… — Тончу, (формат: Твердая бумажная, 400 стр.) Подробнее...20111006бумажная книгаМозаика жизни (+ CD-ROM)От издателя:Вашему вниманию предлагается книга-альбом композитора Владимира Комарова"Мозаика жизни", которую отличает необычность замысла, мозаичное смешение жанров, удивительная простота и… — (формат: 60x90/8 (~220x290мм), 400стр. стр.) Подробнее...2011857бумажная книгаМозаика для малышей "Принцессы", Дрофа-МедиаМозаика для малышей "Принцессы", Дрофа-Медиа (Drofa-media). Яркая мозаика в виде крупных пазлов для девочек с сюжетом о жизни сказочных принцесс. На изображении есть симпатичный маленький принц… — (формат: Твердая бумажная, 400 стр.) Подробнее...429бумажная книгаМозаика судеб биофаковцев МГУ 1930-1960 годов поступления. В 2 томах. Том 1. 1930-1950-е годы"Мозаика судеб" продолжает тот новый подход к истории биологического факультета Московского университета, когда о своей учебе, дальнейшей жизни и работе рассказывают сами выпускники, которые… — КМК, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Подробнее...2007193бумажная книгаМозаика судеб биофаковцев МГУ 1930-1960 годов поступления. В 2 томах. Том 2. 1930-1950-е годы"Мозаика судеб" продолжает тот новый подход к истории биологического факультета Московского университета, когда о своей учебе, дальнейшей жизни и работе рассказывают сами выпускники, которые… — КМК, (формат: 60x90/16, 640 стр.) Подробнее...2007501бумажная книгаСтанислав ХабаровМозаика. Америка глазами русского«Мозаика» – это пестрая смесь того, что приходило в голову в первые месяцы жизни в Америке. Другими словами, заметки мимоходом — Издательские решения, (формат: 70x100/32, 384 стр.) электронная книга Подробнее...120электронная книгаА.М. ТопоровМозаика (изд. 2013 г. )Мозаика - это книга, в которой собраны и преподнесены в доступной форме любопытные факты и эпизоды из жизни учёных, писателей, художников, композиторов и артистов, -словом, замечательных людей… — Книга по Требованию, (формат: Твердая бумажная, 400 стр.) Подробнее...2013401бумажная книгаА.М. ТопоровМозаикаЭта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. «Мозаика» - это книга, в которой собраны и преподнесены в доступной форме любопытные факты и эпизоды из жизни… — Книга по Требованию, - Подробнее...2013350бумажная книгаСтанислав ХабаровМозаика. Америка глазами русского«Мозаика» – это пестрая смесь того, что приходило в голову в первые месяцы жизни в Америке. Другими словами, заметки мимоходом — Издательские решения, (формат: 70x100/32, 384 стр.) Подробнее...бумажная книгаМозаика-набор дмалышей "Принцесса"Умная мозаика с самоклеящимися элементами тм "The ORB factory" отличается высоким качеством исполнения и красочными цветовыми дизайнами. Всемирно известная продукция этого производителя неоднократно… — (формат: Твердая бумажная, 400 стр.) Подробнее...600бумажная книга

books.academic.ru

Виды русского кружева - История русских народных художественных промыслов

Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла.

В России кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее созданному рисунку – сколку.

Станок, коклюшки и валик для кружевоплетения

В России несколько действующих кружевных центров, из них самые известные Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский. Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах Балахне и Кириши. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов кружева.

Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.

Мценское кружево

Мценское кружево – вид русского кружева, развитого в городе Мценске Орловской области. Мценский промысел является одним из самых старинных в России.

В Орловской губернии кружевом известны три города: Орёл, Елец (сейчас Елец относится к Липецкой области) и Мценск.

Мценское кружево начали плести в XVIII в. в имении помещицы Протасовой, когда она пригласила из Бельгии двух мастериц для обучения русских девочек плетению кружев. Постепенно ученицы приобрели свой стиль и стали создавать уникальные узоры. Мценскую продукцию поставляли даже в царскую семью, а также за границу.

Школа кружевниц работает во Мценске и сейчас. Срок обучения в школе – 3 года.

В чём особенность мценского кружева?

Мценское кружево плетётся на коклюшках, как и вологодское.

Мы уже рассказывали о вологодском кружеве, у которого свои особенности и приёмы: более насыщенный узор и более плотный, редкое использование фоновых решёток и т.д. У мценского кружева – свои особенности. Например, активное использование геометрических мотивов, фоновые решётки присутствуют чаще, оттого узор получается более воздушным. Мценское кружево ближе к елецкому, но оно более традиционно в том смысле, что излюбленные мотивы рисунка (павы по сторонам цветка, двуглавый орёл между веток и т.д.) держатся очень долго и не спешат сменяться другими, более новыми. Возможно, это связано с древней традицией? Хотя и считается, что кружева в Мценске начали плести в имении помещицы Протасовой в XVIII в., но отдельные мастерицы занимались этим намного раньше, а на мануфактуре Протасовой работали больше на импортных сколках.

Мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров. Кружево плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали.

Были и тяжёлые времена для этого промысла, когда оно почти исчезло. В наши дни мценское кружево возрождается.

Елецкое кружево

Кружевной промысел в Ельце возник в середине XIX в. Сначала здесь плели шнур (гарус) для отделки солдатских мундиров. Выплетали его на больших коклюшках из шерстяной нити. Но со временем армейская форма изменилась, спрос на гарус упал, и женщины перешли на плетение кружева. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое.

Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. Сначала рисунки для узоров доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева.

Современный местный промысел «Елецкие кружева» пользуется всемирной известностью.

Калязинское кружево

В Тверской губернии кружево производили в двух городах: Калязине и Торжке. В начале XIX в. Калязин называли городом крахмала и кружев. Здесь работали десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц.

Считается, что уже в конце XVIII в. в Калязине стали плести кружево на продажу, калязинцы уверены, что именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. Сначала производимые здесь кружева шли на украшения модных головных уборов.

Местные кружевницы изобрели множество своих собственных узоров, но, к сожалению, они не сохранились. Но до сих пор известен старорусский калязинский узор – сетчатый геометрический орнамент, представляющий собой косую клетку из цепочек скани с разными заполнениями.

В Калязине выплетали и тюлевое кружево с цветочными рисунками. Но изображение определенных цветов не типично, только обобщенные мотивы, сохраняющие нежность цветочного облика благодаря воздушной технике плетения.

Калязинский тип сцепного кружева выработался к середине XIX в., выплетаемый для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном фоне.

Само полотенце обычно было из цветной шелковой ткани. Подобные нарядные полотенца представляли большую художественную ценность. Узор почти всегда повторяется: цветок-семилистник и птицы по его сторонам. Существовали другие сцепные узоры.

Торжокское кружево

В Торжке кружевоплетение тоже появилось довольно рано, c XVIII в.

Начало XIX в. Тверская губерния, Торжок

В первой половине XIX в. в Торжке появился тип многопарного кружева. Сохранились большие подзоры, концы полотенец, отдельные прошвы и края этого рода. Орнамент разнообразный: изобразительный и геометрический.

Кружево Рязанской губернии

В Рязанской губернии различают рязанское, скопинское и михайловское кружево. В работах рязанских кружевниц были очень распространены волнистые растительные мотивы. В начале XIX в. они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити. Помимо традиционных геометрических и растительных, в рязанском кружеве есть группа рисунков, близких к западноевропейским. Рязань - одно из главных мест производства лёгкого кружева в России.

Особенно оригинальный самобытный характер получило кружево в городе Михайлове Рязанской губернии. В разное время здесь использовались разные типы кружевного плетения: тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. Сцепная техника называлась «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» обрисовывались деревья, кусты, птицы, звери, фантастические животные и другие постоянные мотивы.

Третьим центром местного изготовления кружева был город Скопин. Материал в промысле использовался разный: небеленый лён, который давал приятный кремовый тон, естественный шелк-сырец без отбелки. В Скопине плели и из тонкой черной шерстяной пряжи.

В настоящее время здесь по-прежнему плетутся мерные тонкие сорта.

Ярославское кружево

В Ярославской губернии славился рукоделиями Ростов Великий. Но кружево не сразу стало делом мастериц – его плели сначала послушницы в близлежащих монастырях и крепостные мастерицы. Кружевной промысел в Ростове не сложился, это было занятием отдельных кружевниц. Но дошедшие до нашего времени работы отличаются прекрасным качеством. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное.

Конец XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов

Исключительно на заказ плели кружево ещё в одном городе бывшей Ярославской губернии – Романово-Борисоглебске (современный город Тутаев). Оно предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длине простыни, ширине полотенца и других предметов.

Край для полотенца (узор «бачино»), 1880 г. Ярославская губерния, г. Романово-Борисоглебск

Костромское кружево

В конце XVIII в. в городе Галиче Костромской губернии уже сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, и с особой манерой исполнения. Материалами служили лен, спряденный очень тонко, беленый слабо; металлическая нить; шелка нескольких цветов, преимущественно кораллово красный, травянисто-зеленый, ярко-голубой. Галичское кружево отличается не только ценными материалами, но и прекрасной работой. Оно предназначалось в основном для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Орнамент галичского кружева исключительно разнообразен. В нем мало геометрических узоров, но зато много цветов, птиц, деревьев, двуглавых орлов.

Конец XVIII в., Костромская губерния, г. Галич

Кружевоплетение Солигалича тоже никогда не было промыслом: плели для себя. Вместо цветочных узоров здесь преобладают геометрические.Белое льняное солигаличское кружево довольно однообразно по рисункам.

Вятское кружево

Первый кружевной промысел в Вятской губернии возник во второй половине XIX в. в Кукарской слободе. Жители Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Сюда попало кружево из Великого Устюга (вологодское), и местные мастерицы сумели его воспроизвести. А дальше стали уже сами изобретать рисунки. К концу XIX в. кукарское кружевоплетение по объему обогнало даже вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и др. Плели из льняной и черной шелковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок.

Начало XX в., Вятская губерния, Яранский уезд, слобода Кукарка

Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами, в нём часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.

В 1893 г. в Кукарке открылась школа кружевниц. Из этой школы вышло много мастериц, ставших затем педагогами в других местностях.Уже в начале XX в. кукарское кружево вывозилось в Англию, Голландию, Швейцарию, США.

Тульское кружево

В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения – белевское и одоевское.

В городе Белеве для себя плели мерное («верховое») кружево специально для столового и постельного белья. Лишь со временем стали делать мелкие целые вещи: воротнички, оплеты носовых платков, иногда и предметы одежды.В Одоевском уезде Тульской губернии кружево производили в имении Соковнина. Во второй половине XIX в. в уезде сложился промысел. В самом городе Одоеве преобладало сцепное плетение. Городские плетеи брали за образец белевские узоры.

Нижегородское кружево

В торговом и ремесленном городе Балахна в Нижегородской губернии издавна работали гончары, плотники и резчики, а половина женского населения плела кружево. В первой половине XIX в. здесь уже сложился свой тип сцепного кружева. Мотивы узоров типичны: павы, орлы, цветущие деревья, но особенность в том, что их очертания чётки и изысканны. Отличалось балахнинское кружево и разнообразием в формах деревьев, цветов. У орлов ясно обозначены перья, выражен взмах крыла.

В Балахне делали и геометрические узоры в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них. Подобные узоры свойственны и елецкому кружеву, но манера исполнения отличается.

Мастерицы Балахны выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, оплеты носовых платков, воротники, части женских платьев, хотя основную долю составляло мерное кружево разных рисунков.

Промысел распространился по всему Балахнинскому уезду. Сейчас в Балахне плетут лишь отдельные любительницы этого искусства.

rusprom.biz

Старинный русский промысел - игольное кружево. – Ярмарка Мастеров

Здравствуйте, уважаемые мастера. Хочу поделится с вами своими фотовпечатлениями от путешествия в небольшой городок Рязанской области, Кадом, прославившийся уникальным промыслом.

Речь пойдет о знаменитом Кадомском венизе.

Немного об истории Кадомской вышивки. Множество различных верований и обычаев местного населения произошедших от разных народов создало искусство полное своеобразия. Кадом – одно из древнейших поселений, принадлежавших изначально мордовскому народу, но в крае одновременно проживало и много татар, а в конце 16 века начался приток русских опальных людей, ссылавшихся сюда при Иване Грозном и Борисе Годунове. Смешение различных культур, национальностей не могло не повлиять на колорит народного прикладного искусства. Женское население вело домашнее хозяйство и свой досуг отдавало рукоделию – вышивке и плетению кружев  для потребностей семьи. На протяжении веков руками мастериц создавались вещи, обладавшие значительными художественными, построенные на основе подлинных народных узоров и цветовых сочетаний: скатерти , салфетки, дорожки, занавесы, панно, кружево, одежда. Народом сохранялись традиции, воспитывались мастерицы, владевшие безупречной техникой. Сохранилась такая легенда о возникновении Кадомского вениза.  Петр I приказал всем боярам и другим знатным людям носить европейскую одежду, богато отделанную и украшенную кружевом. За брюссельское, венецианское кружево русская знать платила золотом. Чтобы не оскудела российская казна царь запретил покупать кружево за границей, а повелел обучить кружевоплетению русских монахинь. По преданию несколько мастериц из Венеции привезли в Кадом, где они научили плести иглой сказочные узоры местных рукодельниц. Кадомчанки освоили ювелирную технику и стали делать чудное кружево. А вскоре на его основе создали уникальную вышивку «вениз», оставив в названии что-то венецианское.

Кадомский вениз как промысел удивительным образом сохранился до нашего времени, пережив века царской России, 70 советских лет и трудные постсоветские годы. Сегодня это небольшая фабрика, с вышивальным и пошивочным цехом, расположенная в сердце городка. Часть производства находится в здании бывшей церкви. В советские времена, когда повсеместно сносили монастыри и церкви, кадомскую церковь не уничтожили, а перестроили и отдали под производственные помещения.

На производстве есть художники- разроботчики - свои, кадомские, получившие специальное образование за его пределами. Они придумывают прекрасные настенные панно, которые достойны встать в один ряд с произведениями подлинного искусства, да к тому же и украсить собой любой самый изысканный интерьер. Появились в последние годы у "Вениза" заказчики, состоятельные ценители редкого, уникального и престижного товара - ручного кружева.

Красоту кружева не описать, поэтому далее фото с небольшими ремарками.

русский стиль

Кадомский Милостиво-Богородицкий женский монастырь в самом центре городка. Часть зданий монастыря до сих пор занимают различные учреждения.

кружево

Парковка деред зданием фабрики. Кстати, такие парковки встречались и у магазинов. У кадомчан велотранспорт наиболее популярен.

русское кружево

Проходная. Рядом, со входом, небольшая частная пекарня, чебуреки там знатные продаются.

кадомский вениз

В музее, небольшой светлице, представлены коллекционные произведения искусства, созданные в разные времена, которые эспонируются на различных выставках, как всероссийских так и международных.

игольное кружево

Декоративное панно "Хозяйка медной горы".

рязанское кружево

Вышитые и украшенные кружевом иконы - одно из направлений творчества промысла.

русский промысел

промысел

Традиционный вениз - это вышивка белым по белому и белое игольное кружево.

история кружева

вышивка

машинная вышивка

вышитые картины

Многоцветная вышивка и кружево.

вышитые иконы

Комплект дорожка + салфетки  "Звездное небо", мне понравился больше всего. Далее фото фрагменты этого комплекта.

Одна из звезд на небе.

Моменты создания шедевра. Основные элементы композиции вышивают на машине в свободно-ходовой технике. затем вырезают в нужных местах ткань. И потом заполняют кружевом. Плетут кружево вручную обычной швейной иглой. Труд долгий, тяжелый, внимательный, кропотливый.

Вышивальщица работает по эскизу художника.

Цех машинной вышивки. Вышивают в СХТ, компьютерной машины я не встретила.

Плакат в раскройном цеху. Фото для передачи атмосферы и настроения рабочего процесса на производстве.

Обратите внимание на толщину стен. Это бывшее здание церкви. Говорят, что ее не взорвали только потому, что взрывчатки понадобилось бы очень много и после взрыва не осталось бы полгорода. А находится она на центральной площади.

Это мастерская художников.

А это примеры декорирования одежды кружевом.

Не возможно было не заглянуть в местный краеведческий музей.

Комплект в кроватку.

Все экспонаты музея из народа. Их принесли обычные жители Кадома.

А это страничка из обучающей книги с образцами кружева.

Это здание технологического колледжа.  И еще несколько слов о городе.

Кадом совсем небольшой живописный городок, удаленный даже от железной дороги. В нем есть и знаменитый "Вениз", и музей, и колледж, школа, детский сад, дом творчества.... По выходным проходят различные мероприятия на центральной площади, о которых заранее пишут анонсы на доске объявлений. А еще там пекут неповторимый хлеб. Сами производят лимонад в стеклянных бутылках, а потом эти бутылки сдают. Есть хорошая цивилизованная гостиница. И кафе, где почему-то в меню почти все блюда с мясом, в котором без машины времени попадаешь в советский союз (это о сервисе и интерьере). Еще там очень много приятных, общительных и жизнерадостных людей.

С уважением, Татьяна.

www.livemaster.ru


Смотрите также