От «Восхода» до заката. Подвиг и драма космонавта Егорова. Егоров феоктистов комаров


От «Восхода» до заката. Подвиг и драма космонавта Егорова – Aif.md

26 ноября 1937 года родился летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Борис Егоров.

Число «13» во многих странах считается несчастливым. Доходит до того, что в гостиницах порой нет 13-х номеров, а в некоторых театрах — 13-х рядов.

В космонавтике тоже существуют приметы и суеверия, и число «13» там также не жалуют. Тем не менее, кому-то все равно предстояло стать 13-м космонавтом планеты Земля. Выбор судьбы пал на третьего члена экипажа советского космического корабля «Восход-1» Бориса Егорова.

Первый врач на орбите, красавец, любимец женщин — Егорову завидовали, считали баловнем судьбы, шептались за спиной, что успехи приходят не благодаря таланту, а по блату.

Он ушел из жизни сравнительно молодым человеком, в период, когда слава героев космоса померкла, и о них редко вспоминали. Откровенных интервью один из первых советских покорителей космоса не давал, то ли потому, что не считал нужным с кем-то этим делиться, то ли считая, что наука важнее бытовых переживаний.

Николай Рукавишников, 1979 г.Везучий неудачник. Космическая драма Николая Рукавишникова

Отец и сын

Он родился 26 ноября 1937 года в Москве, в семье нейрохирурга Бориса Григорьевича Егорова. Отец будущего космонавта был настоящим светило медицины, академиком, директором института нейрохирургии имени Бурденко.

Высокое положение отца и стало главной причиной, почему Егорова-младшего за спиной называли «блатным». Вот только на самом деле отношения двух Борисов теплыми не были. Мать Бориса Борисовича, тоже врач, умерла, когда ему было 14. Отец привел в дом новую женщину, и этот поступок сын счел предательством. Став студентом, Егоров-младший практически перестал общаться с отцом.

Как и родители, он выбрал медицину, но еще в институте увлекся самым новым на тот момент направлением — изучением влияния на человека условий космоса.

Космическая медицина делала самые первые шаги, и среди первопроходцев оказался и Борис Егоров. Окончив лечебный факультет 1-го Московского Ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова, он с головой ушел в работу.

Борис Егоров, 1964 г.Борис Егоров, 1964 г. Фото: РИА Новости

Упрямый кандидат

В Институте авиационной и космической медицины сотрудникам приходилось проходить спецподготовку. Помощь космонавту может потребоваться в самых недоступных районах, а значит, врач должен быть готов к десантированию с самолета. К моменту полета Гагарина Егоров состоял в группе врачей-парашютистов. 12 апреля 1961 года он дежурил в Сибири, на тот случай, если посадка произойдет в незапланированном районе. Но помощь его тогда не потребовалась.

Весной 1962 года был объявлен набор в первую группу врачей-космонавтов, и Егоров подал рапорт на зачисление. Но получил отказ — у него нашли близорукость. Упрямства Борису было не занимать — осенью он пишет новый рапорт на имя начальника лаборатории, и просит ходатайствовать перед вышестоящим руководством о включении него в группу «космических медиков».

Настойчивость помогла, Егорова действительно добавили к ранее отобранным кандидатам.

Станция «Салют-7» с космическим кораблем «Союз Т-14» во время полета. Снимок сделан с корабля «Союз Т-13».Спасти «Салют-7». Подлинная история подвига советских космонавтов

Полет на троих

В 1963 году было принято решение превратить одноместный «Восток» в многоместный «Восход». Ставилась задача отправить в космос экипаж сразу из трех человек. Ресурсов для решения такой задачи не хватало, разместить троих там, где было тесно одному, не получалось, поэтому пришлось избавляться от части аппаратуры. Отказались и от скафандров, поскольку инженеры убеждали, что корабль безопасен и в них нет необходимости.

Экипаж «Восхода-1» планировалось составить по схеме «летчик, ученый, врач». С первыми трудностей не было, поскольку в набранный в 1960 году отряд космонавтов входили 20 человек. Отбор ученых и врачей был куда более проблематичным, поскольку они таким идеальным здоровьем, как летчики, не отличались.

В мае 1964 года Мандатная комиссия допустила к подготовке четырех врачей и одного ученого. В этот небольшой список попал и Егоров. Затем группу расширили до девяти человек.

Перед другими кандидатами в группе врачей у Бориса Егорова было преимущество — будучи моложе остальных, он имел на своем счету уже 10 научных работ по космической медицине и почти готовую кандидатскую диссертацию.

Борис Егоров и Юрий Гагарин.Борис Егоров и Юрий Гагарин. Фото: РИА Новости

24 часа 17 минут в космосе

В июле 1964 года сформировали два экипажа. В основной вошли Борис Волынов, Георгий Катыс и Борис Егоров, а в дублирующий — Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Алексей Сорокин и Василий Лазарев. Позицию врача решили подстраховать дополнительным кандидатом.

В процессе подготовки комиссия пришла к выводу, что дублеры готовы лучше, и экипажи поменяли местами. Но Егоров остался в основном составе — его уровень готовности сочли высоким.

12 октября 1964 года «Восход-1» стартовал с экипажем в составе Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. Полет длился 1 сутки 00 часов 17 минут 03 секунды. Это было первое космическое путешествие, где проводились полноценные медицинские эксперименты.

Впрочем, на Земле космонавты обнаружили, что главный «эксперимент» поставили не они. «Восход-1» стартовал при Никите Хрущеве, и, по сложившейся традиции, докладывать об успешном выполнении задания должны были ему. Однако как раз в эти дни Хрущева сместили, и доклад принимал уже новый глава страны Леонид Брежнев.

Торжественная встреча в Москве экипажа космического корабля «Восход-I»: Константина Феоктистова, Владимира Комарова и Бориса Егорова (слева направо).Торжественная встреча в Москве экипажа космического корабля «Восход-I»: Константина Феоктистова, Владимира Комарова и Бориса Егорова (слева направо). Фото: РИА Новости

Все члены экипажа «Восхода-1» стали Героями Советского Союза.

Мечта слабого пола

Как уже говорилось, на всю планету Земля покорителей космоса тогда было всего 13, а в СССР — только девять, из них одна женщина.

Слабый пол при виде восьми мужчин, побывавших на орбите, млел, не обращая внимания на то, женаты они или нет. А уж Егоров, которого природа наделила внешностью кинозвезды, сражал дам наповал.

1-я жена и сын Бориса Егорова - Элеонора и Борис.Первая жена Бориса Егорова Элеонора и сын Борис. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

Еще в институте Егоров женился на сокурснице Элеоноре Мордвинкиной.У пары родился ребенок, но пылкая юношеская влюбленность быстро угасала. А когда к Борису пришла слава и известность, и он оказался в окружении поклонниц, выяснилось, что мужской темперамент у него ничуть не слабее, чем у отца, которого Егоров в юности не сумел понять.

Второй женой космонавта стала звезда советского кино Наталья Фатеева. В нынешние времена такая яркая пара неизбежно была бы в центре внимания светской хроники. Впрочем, и тогда советские граждане с упоением передавали из уст в уста подробности жизни космонавта и актрисы, которые доходили до них в искаженном виде.

20 лет счастья

По какой причине дал трещину этот брак, есть немало версий. Точно известно, что новой любовью Бориса Егорова стала другая актриса, партнерша Фатеевой по комедии «Три плюс два» Наталья Кустинская.

Кустинская была замужем, но Егоров не сдавался — он ездил за предметом обожания по всей стране, мог проводить целые дни на ее лестничной клетке. И, в конце концов, женщина сдалась.

Наталья Фатеева в роли Зои и Наталия Кустинская в роли Наташи на съемках фильма «Три плюс два».Наталья Кустинская: «Мужа у Фатеевой я не уводила. Он сам ушел»

Они провели вместе два десятка лет, что, с учетом любвеобильности и темперамента обоих, невероятно долго. У них не было общих детей, но Борис дал свою фамилию сыну Натальи от предыдущего брака, Дмитрию.

Брак распался в 1991 году — как говорила Наталья Кустинская, она не смогла простить мужу измену. В том же году Егоров женился вновь, на враче-стоматологе Татьяне Вураки.

Эксперименты и мотогонки

Женщины не отвлекали его от любимой работы. К новым полетам он больше не готовился, но напряженно трудился в Институте медико-биологических проблем. С 1984 по 1992 годы Егоров возглавлял новый Научно-исследовательский институт биомедицинской технологии, одним из создателей которого он и являлся.

Космонавт Борис Егоров. 1988 год.Космонавт Борис Егоров. 1988 год. Фото: РИА Новости/ Виталий Савельев

Помимо слабого пола и науки, Борис Егоров обожал скорость. Он был одним из первых, у кого в СССР появилась личная иномарка — Buick Electra. Друзья вспоминают, что водителем он был классным, ездил быстро, но в аварии не попадал. А в 40 лет удивил окружающих тем, что увлекся мотокроссом, и стал лично собирать мотоциклы для гонок.

Александр и Сергей Волковы. 1985 и 2015 гг.«Или я, или сын». История первой в мире династии космонавтов

Бизнес оказался тяжелее полета в космос

Распад Союза ударил и по Егорову — денег на науку стало выделяться ничтожно мало, и специалист по биотехнологиям и космической медицине решил податься в бизнес.

Новоявленные предприниматели охотно шли с ним на сотрудничество, рассчитывая, что известный человек со связями поможет «разруливать» проблемы. Егоров и «разруливал», хотя друзья отмечали, что дается это ему очень тяжело. В бизнесе он чувствовал себя не в своей тарелке, и постоянное напряжение сказывалось на здоровье. Его все чаще беспокоило сердце, и врачи советовали как можно скорее взяться за лечение. Егоров обещал, что возьмется, как только уладит самые неотложные дела. Но 12 сентября 1994 года сердце космонавта остановилось.

Бориса Егорова похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с отцом.

Share Button

Facebook

Twitter

Vk.com

Odnoklassniki

aif.md

Сутки над Землей и тот же день в Кремле

В событиях полувековой давности, о которых мы решили сегодня рассказать (а для кого-то - напомнить) тесно переплелись наука и политика, личные судьбы и борьба за власть, сложные инженерные расчеты и простое человеческое везение.

Полет многоместного космического корабля "Восход" с космонавтами Комаровым, Феоктистовым и Егоровым, который был запущен с Байконура 12 октября 1964 года, а спустя сутки (точнее - через 24 часа, 17 минут и 3 секунды) благополучно завершился в той же казахстанской степи под Кустанаем, называют едва ли не самым рискованным за всю историю пилотируемой космонавтики.

А кроме того, при всей его скоротечности в сравнении с нынешними многомесячными экспедициями на МКС и, еще ранее, на орбитальную станцию "Мир", он вошел в историю СССР тем, что разделил ее на две эпохи - Хрущева и Брежнева. На ту самую оттепель, что сделала возможным триумф Советского Союза в космосе, явила миру улыбку Гагарина и открыла Москву для Всемирного фестиваля молодежи. И то, что потом именовали по-разному: кто - развитым социализмом, а кто - брежневским застоем.

На рубеже 1963-1964 годов Сергей Королев и его соратники оказались перед дилеммой: настаивать на продолжении программы полетов одноместных кораблей типа "Восток" (а она по ряду причин буксовала) или продвигать идею космических экипажей - уже на многоместных кораблях.

Как вспоминал на склоне лет академик Борис Черток, поначалу Королеву не удавалось увлечь проектантов идеей многоместного корабля. И тогда он пошел на своеобразную хитрость: пообещал одно из мест в таком корабле самим конструкторам. И ситуация сразу изменилась. Тот же Константин Феоктистов, много лет до этого занимавшийся отработкой схем полета и посадки одноместных кораблей и не желавший от них отступать, всерьез "загорелся" предложением Главного. И работа, что называется, закипела.

Едва появились обнадеживающие результаты, Королев напрямую доложил Хрущеву о возможности запуска трехместного корабля: риск выше, чем на "Востоке", но зато вновь сможем опередить американцев. Реакция была вполне предсказуемой: уже в начале февраля 1964-го пришло распоряжение новых "Востоков" больше не строить, а те, что находились на разных этапах заводской сборки, переоборудовать для полета трех космонавтов.

Как ни покажется сегодня удивительным, но помимо проблем, связанных с проектированием, строительством и подготовкой к запуску первого многоместного корабля, едва ли не самой трудной для генерального конструктора Королева оказалась задача отстоять то самое место, одно из трех кресел-ложементов в капсюле "Восхода", которое он пообещал своим технарям-конструкторам.

Один Бог знает, каких сил стоило Сергею Королеву личное противостояние в этом вопросе с Николаем Каманиным - главным куратором программ подготовки космонавтов со стороны ВВС. Каманин с самого начала считал, что полеты в космос - удел исключительно военных: летчиков, на крайний случай - инженеров и врачей в погонах. И, как мог, противился включению в экипаж первого "Восхода" гражданских специалистов.

Но в итоге, как мы теперь знаем, вместе с командиром экипажа Владимиром Комаровым (военный летчик, инженер-полковник) полетели именно они. В качестве научного сотрудника-космонавта - инженер и конструктор Константин Феоктистов. В звездный отряд, которым тогда командовал Андриян Николаев, он был зачислен только в 1964 году и стал первым в СССР космонавтом без военного звания. Ему выпала редкая для конструктора космических кораблей миссия - испытать новое детище самому и по полной программе. Третьим, и самым молодым членом экипажа стал 26-летний врач Борис Егоров. Отец врача-космонавта, академик Б.Г. Егоров, был в свое время директором НИИ нейрохирургии имени Бурденко, а его сын на момент зачисления в экипаж первого "Восхода" был прикомандирован к Институту медико-биологических проблем.

Из-за проблем с формированием экипажа первоначальная дата старта (15 августа 1964 года) была перенесена на 15-20 сентября, а затем сдвинута на октябрь. На Байконур первая тройка прибыла вместе с дублирующим экипажем (Борис Волынов, Георгий Катыс, Алексей Сорокин, в резерве - Василий Лазарев) в символический день запуска первого спутника - 4 октября. А старт назначили на 10.30 по московскому времени 12 октября.

Стороннюю публику,в том числе журналистов, как принято теперь, на проводы не пригласили. Но Никита Хрущев, безмятежно отдыхавший тогда в Пицунде, по прямому проводу экипаж напутствовал - от себя лично и от ЦК КПСС и Совета Министров, которыми он в одном лице тогда руководил. И с орбиты еще принимал доклады Владимира Комарова о работе и самочувствии экипажа...

А вот встретить возвратившихся 13 октября космонавтов и поздравить, как было заведено, всех причастных к новой победе советской науки и техники, Никите Сергеевичу не дали. Из Пицунды его срочно вызвали в Москву и на внеочередном Пленуме ЦК отрешили от занимаемых должностей - "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". Поздравления и награды члены первого космического экипажа получали спустя несколько дней уже от новых советских руководителей - первого секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и председателя Совета Министров Алексея Косыгина.

Рассекречено

В сборнике "Мировая пилотируемая космонавтика" под редакцией Ю.М. Батурина, который использован при подготовке этой публикации, открыто рассказано, чем и как рисковал экипаж "Восхода". Чтобы поместить трех космонавтов в одну кабину диаметром 2,43 метра (такую же, как у одноместного "Востока"), пришлось отказаться от системы катапультирования и спасательных скафандров. Комаров, Феоктистов и Егоров взлетали, работали на орбите и возвращались на землю в обычных спортивных костюмах, заняв одинаковое положение (лежа на спине с подогнутыми к груди коленями) в индивидуальных креслах "Эльбрус".

При полете без скафандров ничто не могло спасти людей при разгерметизации спускаемого аппарата. Именно это, напомним, и произошло 30 июня 1971 года с экипажем корабля "Союз-11" в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева - все трое погибли. А из-за отсутствия катапультных кресел космонавтов нельзя было эвакуировать из корабля при аварии ракето-носителя на старте и в первые 27 секунд полета.

rg.ru

Умер Константин Феоктистов: покоритель космоса и инженер "от Бога"

Знаменитый конструктор и один из первых советских космонавтов Константин Феоктистов скончался на 84-м году жизни. Летчик-космонавт Георгий Гречко сказал о нем: "Феоктистов был высочайшим профессионалом-проектантом, это был проектант от Бога... наши корабли, наши орбитальные станции - это плод его творчества". (Полет Феоктистова на космическом корабле "Восход". Архивное видео)

МОСКВА, 22 ноя - РИА Новости. Знаменитый конструктор и один из первых советских космонавтов Константин Феоктистов скончался на 84-м году жизни в субботу в Москве. Коллеги космонавта отметили его высокий профессионализм, а президент РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнования его близким.

Скончался космонавт Константин Феоктистов >>

"С прискорбием сообщаем, что Константин Феоктистов, известный советский космонавт, скончался в субботу в Москве. Информация об отпевании, месте и времени похорон прославленного покорителя космоса будет позднее", - сказал представитель Роскосмоса.

Первый "гражданский" космонавт

Феоктистов родился в Воронеже в 1926 году. Во время Великой Отечественной войны он служил в разведке и имел боевые ранения.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Феоктистов совершает полет на космическом корабле "Восход", 1964 год

После войны он закончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана и работал в научно-исследовательских организациях, занимался разработкой космических кораблей.

В 1964 году Феоктистов попал в отряд космонавтов. Он стал первым космонавтом, не являвшимся военным, а также первым и единственным за всю историю СССР беспартийным участником космических полетов.

Константин Петрович Феоктистов. Биографическая справка >>

Феоктистов вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым входил в состав группового экипажа, который 12 октября 1964 года совершил полет на первом многоместном космическом корабле "Восход". При этом Феоктистов являлся одним из создателей корабля.

В этом полете советские космонавты впервые отправились в космос без скафандров. За мужество и героизм, проявленные в ходе космического полета, Феоктистову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После полета Феоктистов до 1990 года трудился над новыми космическими кораблями в ОКБ-1 (сейчас - НПО "Энергия"). Он разрабатывал корабли "Союз", "Союз-Т", "Союз-ТМ", "Прогресс", "Прогресс-М", долговременные орбитальные станции "Салют" и "Мир".

С 1990 года Феоктистов преподавал в МГТУ имени Баумана.

Его именем названы улица и школа в Воронеже, а также кратер на обратной стороне Луны.

Инженер "от Бога"

Пресс-служба главы российского государства сообщила, что президент Медведев выразил соболезнования близким в связи с кончиной Феоктистова.

Герой Советского Союза Константин Феоктистов. Архивное фото

На смерть космонавта отреагировали и коллеги Феоктистова. Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко вспомнил его инженерные достижения.

"Феоктистов был высочайшим профессионалом-проектантом, это был проектант от Бога", - заявил Гречко в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

"Наши корабли, наши орбитальные станции - это плод его творчества, и поэтому, когда образовался с идеей нашего (Сергея) Королева, главного конструктора, первый отряд космонавтов, то первым полетел именно Феоктистов", - сказал Гречко.

По его словам, "именно Константин Феоктистов проверял, как его техника работает в космосе, с одной стороны, а с другой стороны, Королев наградил его космическим полетом за его труд".

Ректор Московского государственного технического университета имени Баумана Игорь Федоров отметил высочайший профессионализм космонавта как инженера и преподавателя.

"Высочайший профессионал, это первый инженер, который побывал в космосе", - сказал Федоров в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

"Он, насколько я знаю, убедил Сергея Павловича Королева, что в космосе должен быть инженер, и он был первым инженером в космосе, потом он долгое время был у нас преподавателем на кафедре нашего факультета, где изучаются космические техники и технологии", - сообщил ректор.

"Он был строгим и требовательным и в то же время доброжелательным преподавателем. Дипломные проекты, лекции, которые он читал, вел, отличались высочайшим профессионализмом. Он уже некоторое время назад закончил преподавание, но мы всегда его считаем членом нашего коллектива, он закончил Бауманский университет", - сказал он.

Полет на "Восходе"

Экипаж космического корабля "Восход": Космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров

Корабль-спутник "Восход", в отличие от корабля "Восток" - первого в мире аппарата, позволившего осуществить полет человека в космос, был многоместным. Кроме того, разработчики снабдили его системой мягкой посадки, он имел резервную тормозную двигательную установку, новое приборное оборудование.

Космические корабли "Восход". Справка >>

"Восход-1" стартовал на околоземную орбиту 12 октября 1964 года. На борту космического корабля находился экипаж в составе командира корабля летчика-космонавта Комарова, научного сотрудника-космонавта Феоктистова и врача-космонавта Егорова.

За сутки пребывания в космосе корабль 16 раз облетел земной шар, дальность полета "Восхода" составила почти 700 тысяч километров.

Экипаж корабля установил два абсолютных мировых рекорда: максимальной высоты космического полета (408 километров) и максимальной массы (веса) (5,32 тысячи килограммов), поднятой на такую высоту. Кроме того, были установлены два мировых рекорда: дальность полета (669 784,027 километра) и продолжительность полета (24 часа 17 минут 3 секунды) в категории многоместных космических кораблей.

Программа научных и технических исследований, выполненная экипажем корабля "Восход" во время полета, была весьма насыщенной, писал летчик-космонавт Алексей Леонов, который также летал в космос на "Восходе".

Присутствие на борту корабля Феоктистова позволило существенно расширить программу проводимых исследований и провести различные наблюдения астрономического и геофизического характера.

Феоктистов вместе с командиром корабля осуществлял радиосвязь с наземными пунктами управления, контролировал работу оборудования и бортовой аппаратуры. Он проводил астрономическую ориентацию и управление кораблем по ионным датчикам, сверял "Глобус" и бортовые часы, выполнял визуальное наблюдение, фотографировал и снимал киноаппаратом горизонт и ореол атмосферы Земли, измерял яркость звезд, проводил эксперименты с жидкостью.

"Восход-1" успешно приземлился 13 октября 1964 года, полностью выполнив программу полета.

ria.ru


Смотрите также