Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке. Добровольский пацаев комаров


Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке

Об удачах, знают все. О неудачах практически никто. Герои, имена которых мало кому известны.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

Самой первой жертвой советских космических полетов, по-видимому, нужно считать члена первого отряда космонавтов Валентина Бондаренко. Он погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Будущему космонавту было всего 24 года. Когда он отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут. От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля "Союз-1", в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Это был испытательный полет "Союза". Корабль, по всеобщему признанию, был еще очень "сырым", запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами. 28 ноября 1966 года запуск "первого" автоматического "Союза-1" (который позже в сообщении ТАСС был переименован в "Космос-133") закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск "Союза-2" также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом "Союзе-2" не было). Несмотря на все это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок. У космонавта, который должен был отправиться на "Союзе", после сообщений о таком количестве неисправностей поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Вместо него уговорили лететь Комарова, как более подготовленного (по другой версии, решение, что "Союз-1" будет пилотировать Владимир Комаров, было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина).Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную материл наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого - деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли 30 июня 1971 года при возвращении с первой орбитальной станции "Салют-1", тоже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля "Союз-11". На космодроме перед стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Трагедии могло не быть, если бы не политические амбиции. Поскольку американцы уже летали на Луну на трехместных кораблях Apollo, требовалось, чтобы и у нас летело не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах.12 октября 1964 года Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров тоже отправились в полет на "Восходе" в тесной кабине, изначально рассчитанной на одного человека (точно в такой летал Гагарин). Из нее в целях экономии пространства убрали единственное кресло для катапультирования, а сами космонавты полетели не в защитных скафандрах, а налегке - в спортивных костюмах. Провожая их, Королев обнимал каждого и говорил: "Уж ты прости меня в случае чего. Я человек подневольный". Тогда пронесло.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

Спуск "Союза-11" проходил нормально до высоты 150 км и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Почему открылся? По признанию специалистов, это точно не установлено до сих пор. Скорее всего - из-за ударных нагрузок во время разрыва пироболтов при разделении отсеков корабля (два пироболта находились недалеко от клапана дыхательной вентиляции, микровзрыв мог привести в движение запирающий шток, из-за чего и открылась "форточка"). Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету (впрочем, есть свидетельства, что Добровольский успел-таки освободиться из "сбруи", но не более того). У погибших были обнаружены следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждение барабанных перепонок, выделение азота из крови. Трагедия поставила под сомнение надежность советской космической техники и на два года прервала программу пилотируемых полетов. После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать только в специальных костюмах. Были срочно предприняты кардинальные меры, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля "Союз-18/1". К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопку катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый - ответственный за ракету, второй - за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15-18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась через 2 секунды (точнее, 1,8 с) после отделения капсулы. Система аварийного спасения космонавтов (САСК), разработанная под руководством академика Жукова, спасла жизнь космонавтам. За тот сентябрьский старт летчики–космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

27 января 1967 г. Во время наземной подготовки к предстоящему старту к Луне на американском корабле Apollo от случайной электрической искры вспыхнул пожар. Ни астронавты В.Гриссом, Э.Уайт и Р.Чаффи, ни наземные службы ничего не успели предпринять. Это первая официально объявленная потеря.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

28 января 1986 г. Самая крупная трагедия: корабль Challenger взорвался после 75 секунд полета. Миллионы людей, наблюдавшие этот старт по телевизору, увидели, как на высоте около 16 км над Землей вспыхнул огненный шар. Погибли семь астронавтов, в том числе учительница Криста Маколифф.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

23 июля 1999 г. Через пять секунд после старта американского корабля Columbia из-за короткого замыкания вышли из строя электронные блоки управления сразу двух из трех основных двигателей корабля. От аварии экипаж спасли хладнокровие первой женщины-командира шаттлов Айлен Коллинз и многократное резервирование всех основных систем космического аппарата.

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

Перед Владимиром Комаровым стояла практически невыполнимая задача - вручную посадить неуправляемый корабль на Землю. Все переговоры с товарищем на орбите вел Юрий Гагарин - он был последним, кто общался с Комаровым. Мы воспроизводим подлинную запись их переговоров: «Рубин, я Заря, как слышите меня, прием». Комаров: «Я Рубин, слышу вас отлично. Не могу открыть левую половину батареи,открылась только правая батарея, прием». Это первый доклад космонавта. И разговор перед посадкой: Гагарин: «Все нормально, я Заря». Комаров: «Понял вас». Гагарин: «Готовьтесь к заключительным операциям, повнимательнее, поспокойнее, сейчас будет автоматический спуск с лунной ориентацией, нормальный, настоящий». Комаров: «Понял вас». Гагарин: «Я Заря, как самочувствие, как дела, прием». Комаров: «Все в порядке, я Рубин, прием». Гагарин: «Понял вас». Комаров: «Нахожусь в среднем кресле, привязался ремнями» Гагарин: «Вот тут товарищи рекомендуют дышать глубже. Ждем на приземлении». Комаров: «Спасибо передайте всем...».На этом связь оборвалась - корабль вошел в атмосферу Земли. Спускаемый аппарат шел на посадку. Корабль засекли из поисковых самолетов, и летчики доложили: «Видим аппарат, идет на посадку, открылся вытяжной парашют». Потом тягостное молчание перед роковым: «Горит на Земле». Какими были последние минуты жизни Владимира Комарова, никто не узнает никогда - бортовой магнитофон расплавился, бортжурнал сгорел. Самая распространенная легенда, что пилоты поисковых самолетов слышали матерную брань космонавта, не выдерживает никакой критики: связь возможна была только через антенны на стропах основного парашюта, который так и не раскрылся...

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

Когда в ночь на 25 апреля останки Комарова привезли в госпиталь им. Бурденко, туда же приехал маршал авиации К. Вершинин, чтобы лично убедиться: возможно или нет торжественное прощание с погибшим. Увидев, что осталось от космонавта, маршал дал команду останки немедленно кремировать...Причины катастрофы «Союза» расследовала комиссия во главе с Д. Устиновым, курировавшим в то время вопросы освоения космоса. Официальная версия была: «Стечение ряда факторов, носящих случайный характер». Космонавтам первого отряда о причинах гибели их товарища рассказали на специальном собрании с показом документальных кадров трагедии. Они должны были быть готовыми к любой ситуации... А причина трагедии была чисто технической: вытяжной парашют не в состоянии был (попросту не хватило мощности) вытащить основной, который заело, т. к. давлением были сжаты стенки контейнера, бывшие недостаточно жесткими. Виновными были признаны конструкторы, разрабатывавшие парашютный отсек корабля, и создатели самой парашютной системы. Главного конструктора и начальника Института парашютных систем Ф. Ткачева сняли с занимаемых должностей, был наказан один из заместителей В. Мишина.Через полтора года после гибели Владимира Комарова «Союз» снова полетел в космос с Георгием Береговым на борту. А еще через полгода, в январе 1969 года, на орбите удалось-таки состыковаться двум кораблям, и два космонавта, Е. Хрунов и А. Елисеев, перешли через открытый космос из одного «Союза» в другой. Они выполнили то, что должны были сделать в том трагическом полете. С 1971 года «Союзы» не подводили ни разу, американцы признали этот корабль самым старым, но самым надежным космическим аппаратом, в отличие от их «Шатла».По планам, «Союз» должен еще летать, как минимум, до 2014 года. В истории мировой космонавтики не было, нет и вряд ли когда-нибудь появится космический корабль, который имел бы полувековую жизнь, которую дал ему Владимир Комаров в обмен на свою...

Гибель космонавта. Сгореть заживо при посадке история, трагедии

http://obozrevatel.com/news/2008/8/13/253395.htm

myhistori.ru

Добровольский Георгий Тимофеевич - лётчик-космонавт, Герой Советского Союза

Добровольский Георгий Тимофеевич, биография которого описана в данной статье, - летчик-космонавт, подполковник. Он был командиром «Союза-11» и орбитальной станции «Салют».

Семья

Добровольский Георгий Тимофеевич (семья его жила в Одессе) родился 1 июня 1928 г. У него был родной брат Александр. Отец, Тимофей Трофимович, ушел из семьи в 1930 г. Работал начальником контрразведки. Ушел со службы в 1957 г. Мать Георгия, Мария Алексеевна, воспитывала детей одна. Денег не хватало, и она брала подработки в местном магазине в качестве уборщицы. Потом устроилась продавцом в артиллерийское училище. Брат Александр родился в 1946 г. Работал механиком на траловом флоте.добровольский георгий тимофеевич

Детство

Детство Георгия Тимофеевича прошло в рытье окопов и ухаживании за ранеными бойцами. Он пытался попасть в какой-нибудь партизанский отряд, но его не брали, так как он был еще маленьким. Тогда вместе с товарищами, такими же подростками, они решили организовать свой. Нашли немного оружия. Автоматы ребята зарыли в землю, а пистолеты и гранаты оставили у себя.

Но их выследили. К Добровольским неожиданно нагрянула полиция с обыском и нашла оружие. Георгий был арестован и приговорен к 25 годам каторги. В основном потому, что даже во время пыток не выдал ни одного товарища. И они отблагодарили, устроив ему побег. А менее чем через месяц после этого Одесса была освобождена от немцев советскими войсками.

Образование

Добровольский Георгий Тимофеевич окончил 6 классов одесской средней школе. Потом, в 1941 г., началась война, и учебу пришлось на время прервать. В 1944 г. Георгий Тимофеевич сначала успешно сдал экзамены за 7 и 8 классы и перешел в 9-й, затем был переведен в спецшколу ВВС. Окончил ее в 1946 г. Через два года поступил в Чугуевское военное авиаучилище. Окончив его, в 1950 г. получил профессию летчика-истребителя второй степени.союз 11

Началась служба в ВВС СССР. Добровольский совмещал ее с дальнейшим образованием. Он учился в Университете марксизма-ленинизма. Окончил вуз в 1952 г. Потом Григорий Тимофеевич поступил в Военно-воздушную Академию (сейчас ВВА им. Гагарина) на заочную форму обучения. Окончив ее, получил командно-штабную специальность.

Служба в армии

С 1950 г. Добровольский служил сначала простым летчиком. Через два года стал старшим. Был зачислен в 965 авиаполк 123-й истребительной дивизии ПВО. В 1952 г. она вошла в 71-й истребительный авиакорпус. С 1955 г. Георгий Тимофеевич был назначен заместителем командира эскадрильи по политчасти, а осенью этого же года – командиром звена. В 1960 г. получил должность штурмана и зам. командира эскадрильи. Через год был назначен начальником политического отдела. В 1962 г. Добровольский Георгий Тимофеевич попал в списки лучших командиров авиационных звеньев.добровольский георгий тимофеевич биография

Обучение на космонавта

В 1962 г., после окончания Военно-воздушной Академии, Добровольский прошел медицинское обследование в Центральном исследовательском авиагоспитале. Врачебно-летная комиссия допустила Георгия Тимофеевича в космос. Через год он пополнил ряды космонавтов.

В январе 1963 г. был зачислен сначала слушателем в ЦКП. Потом еще два года проходил общую специальную космическую подготовку. В середине января 1965 г. Георгий Тимофеевич успешно прошел аттестацию космонавта военно-воздушных сил и через десять дней стал космонавтом во втором отряде.

С начала осени 1966 г. Добровольский Георгий Тимофеевич проходил подготовку в группе. Обучение производилось по программе облета космическим кораблем «Союз 7К-Л1» Луны. С 1967 по 1968 гг. подготовка к вылету в космос продолжалась по спецпрограмме «Алмаз». В 1971 г. в течение месяца обучался по программе полета на «Салюте». Георгий Тимофеевич готовился и на должность командира, на его замену при необходимости. В этом случае Добровольский руководил бы дублирующим экипажем космонавтов «Союза-11». В эту группу входили В. Волков и В. Пацаев.добровольский георгий тимофеевич личная жизнь

Экипаж «Союза-11»

Экипаж «Союза-11» складывался постепенно. В конце 1960-х в космос летали только по два человека одновременно. Но американцы первые запустили сразу троих. Советский Союз решил не отставать и начал подбирать экипаж из 3-х человек. В основной состав вошли А. Леонов, В. Кубасов и П. Колодин. В дублирующий – Добровольский, Пацаев и Волков.

Первый и последний полет Добровольского

Добровольский Георгий Тимофеевич, жена которого родила ему двух дочерей, продолжал служить родине. 4 июня 1971 г. состоялось заседание Госкомиссии. Основной экипаж «Союза-11» был заменен дублирующим. Причина – затемнение в легких у В. Кубасова. Командовал экипажем Георгий Добровольский. 6 июня 1971 г. «Союз-11» с тремя космонавтами стартовал в 7:55 по МСК.добровольский георгий тимофеевич семья

На следующий день корабль благополучно провел стыковку с орбитальной станцией. Так впервые в мире появилась научная пилотируемая станция. Экипаж Добровольского выполнил огромный объем испытательных работ всех систем станции и провел множество исследований и экспериментов. Они открыли большие перспективы для географии, метеорологии и геологии, а также для исследования океана, ресурсов Земли и ее растительности.

Полет длился 23 сут. 18 час. 21 мин. и 43 сек. Потом произошел непредвиденный трагический случай, погубивший всех участников экспедиции. Во время возвращения корабля с орбитальной станции на Землю с космонавтами сначала оборвалась связь. Когда «Союз-11» приземлился, из летательного аппарата пришлось доставать безжизненные тела.

Медики сразу определили причину смерти – остановка сердец. Причем у всех троих сразу. Разбирались в причинах потом. А тогда сразу же реанимационные бригады пытались вернуть космонавтов к жизни. Тем более что температура тел была в норме. Но сердца так и не заработали.

Причина смерти была найдена позже благодаря расшифровке «черного ящика». Оказалось, что на высоте 150 км произошла разгерметизация. Давление стало резко падать, и через 40 секунд стало почти нулевым. На 43-й секунде после разгерметизации у всех трех космонавтов одновременно остановились сердца.

По официальным данным, причина – несвоевременное открытие вентиляционных клапанов. Ошибку нашли в конструкции космолета. Монтажники закрутили на нем шариковые клапаны вместо нужного усилия 90 кг – всего от 60 до 65 кг. В результате произошла большая перезагрузка, заставившая сработать клапаны. А они не выдержали нагрузки и рассыпались. В корабле образовалось отверстие диаметром 20 мм. Космонавты сначала потеряли сознание на 23-й секунде. А уже потом остановились их сердца.добровольский георгий тимофеевич жена

Добровольский Георгий Тимофеевич. Личная жизнь: жена и дети

Георгий Тимофеевич был женат на Людмиле Тимофеевне. Она работала учительницей. У Георгия и Людмилы родилось две дочери. Первая, Марина, до сих пор работает в МГУ. Она – учитель английского. Вторая дочка – Наталья.

Звания и награды

Добровольский Георгий Тимофеевич получил звания Героя и Летчика-космонавта СССР в 1971 г., но уже посмертно. Был награжден медалями «Золотая звезда» и «За боевые заслуги», а также орденом Ленина. За время службы Георгию Тимофеевичу было вручено еще семь юбилейных медалей. С 1972 г. и по сей день в соревнованиях по прыжкам на батуте разыгрывается специальный кубок Добровольского. Его прах хранится в кремлевской стене.

fb.ru

30 июня 1971 года погибли Добровольский, Волков и Пацаев.

Снимок сделанный на Байконуре за несколько дней до старта

Перед стартомПо-моему, эта фотография - самая симпатичная из всех предстартовых фотографий советских космонавтов. Симпатичные космонавты в стильных пилотках и комбинезонах... Будь они неладны эти комбинезоны! Ценой жизни трёх человек с того момента было утверждено железное правило - взлёт и посадка - только в скафандре.

Экипаж первой долговременной орбитальной станции "Салют-1"

Рассказывает врач Анатолий Лебедев, работавший тогда в Центре подготовки космонавтов: «30 июня, в 1.35, «Союз-11» включил тормозную двигательную установку и начал спуск к Земле. Мы на своем вертолете внимательно вслушивались в радиопереговоры других поисковых групп — кто увидит корабль первым?

Наконец лаконичное: «Вижу! Сопровождаю!» — и взрыв голосов в эфире. Всех голосов, кроме... Да, точно: удивляло одно — никто из экипажей поисковой службы не мог связаться с космонавтами. Мы еще тогда подумали: наверно, строповая антенна не работает, а поэтому и невозможно установить связь с экипажем «Союза».

Наконец и мы, медики, через иллюминаторы вертолета увидели бело-оранжевый купол парашюта корабля, чуть серебристый от восходящего солнца. Мы летели точно к месту посадки.

Бесшумно (для нас!) взбили облако пыли двигатели мягкой посадки «Союза», плавно сникла шелковая «пена» парашютной системы. Мы сели вслед за кораблем, метрах в пятидесяти — ста. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого аппарата, оттуда — голоса экипажа. А тут — хруст окалины, стук металла, стрекот вертолетов и... тишина из корабля.

Мне довелось извлекать из корабля первым его командира — Георгия Добровольского. Я знал, что он сидел на среднем кресле. Не скрою, я его не узнал: космонавты обросли бородами за время полета (были у них сложности с бритьем), да и необычные условия спуска тоже, по-видимому, повлияли на их внешний вид. Вслед за Добровольским мы вынули Пацаева и Волкова.

Волков вообще очень красив, его в Звездном друзья называли Марчелло, в честь Мастроянни, тогдашнего, да и теперешнего кинокумира. Уже позже я с каким-то почти мистическим чувством нашел в домашнем своем «архиве» его записку, — мы играли перед полетом, партию не завершили, и он на листочке бумаги написал: «Вернусь — доиграю». «Вернусь»... Но все это после.

В первые мгновения ничего не понятно; быстрый осмотр тоже не позволил сразу дать заключение о состоянии экипажа: что произошло за секунды радиомолчания, пока шар спускаемого аппарата прошивал атмосферу?! У всех космонавтов практически нормальная температура тела.

Да и, честно сказать, это не то чтобы непонимание, — мысль о трагедии просто ни к кому и близко не подходила в те секунды. Вся наша медицинская бригада развернулась мгновенно. Наличие опытного реаниматолога из Института имени Склифосовского сразу определило характер и средства помощи. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Минута, еще... Генерал Горегляд, руководитель группы поиска и спасения, спросил у меня, помню, коротко: «Ну?!» Впрочем, расшифровывать не надо: ему, Горегляду, что-то нужно сообщать председателю Госкомиссии... Такого еще не было: корабль на Земле, все линии связи работают аж до Кремля, а мы молчим.

А что я мог ответить?! Помню, попросил: «Дайте еще несколько минут врачам». И почему-то добавил: «Для оценки». Мы продолжали работать, используя все, что могли.

Один за другим у корабля приземлялись вертолеты, люди замирали в мучительном ожидании вестей от работающих медиков. Стояла удивительная тишина. Невозможная, абсолютно невозможная для такого момента при нормальной посадке!..

И вновь генерал Горегляд более строго и громко потребовал от меня заключения о состоянии экипажа: «Это необходимо для доклада правительству!» Будто надо повторять!

Я и сейчас не могу забыть минуты, когда моими устами была произнесена фраза, напугавшая меня самого: «Передайте, что экипаж... что экипаж приземлился без признаков жизни!» Это звучало приговором дорогим моим друзьям космонавтам! Кто знал, что именно эта трагическая формула войдет потом в сообщения ТАСС. А ведь еще полтора часа назад мы слышали радиопереговоры экипажа; далее все до самой посадки шло нормально!

Что произошло? Еще задолго до старта специалисты-медики предполагали, что после полета такой продолжительности при спуске могли быть «сложности перенесения перегрузок». Но не такой финал полета. Все медицинские работники продолжали выполнять свои обязанности до появления абсолютных признаков смерти космонавтов...»

Через несколько дней стали известны результаты расшифровки записей «черного ящика». Анализ записей автономного регистратора системы бортовых измерений показал, что с момента отделения бытового отсека — на высоте более 150 километров — давление в спускаемом аппарате стало падать и через 30-40 секунд стало практически нулевым. Спустя 42 секунды после разгерметизации сердца космонавтов остановились.

Слово космонавту Алексею Леонову: «Ошибка была заложена в конструкции. Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орбитального отсека. При монтаже шариковых клапанов монтажники вместо усилия 90 кг закрутили с усилием 60-65 кг. При отстреле орбитального отсека произошла большая перегрузка, которая заставила сработать эти клапаны, и они рассыпались. Обнаружилась дырка диаметром 20 мм. Через 22 секунды космонавты потеряли сознание».

Клапан, выравнивающий давление в кабине по отношению к внешней атмосфере, был предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан «соединял» корабль с атмосферой. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, а сработал в вакууме...

Почему клапан открылся? После долгих испытаний и моделирования различных ситуаций комиссия выдвинула версию самопроизвольного открытия, ставшую единственной. На этом расследование, по сути, закончилось.

Давление в кабине космонавтов опустилось практически до нуля за секунды. После трагедии кто-то из начальства высказал мысль: дескать, образовавшееся отверстие в оболочке спускаемого аппарата можно было закрыть... пальцем. Но сделать это не так просто, как кажется. Все трое находились в креслах, пристегнутые ремнями, — так положено по инструкции во время посадки.

Вместе с Рукавишниковым Леонов участвовал в имитации приземления. В барокамере были промоделированы все условия. Оказалось: чтобы отстегнуть ремни и закрыть дырку размером с пятикопеечную монету советских времен, космонавтам понадобилось бы больше тридцати секунд. Сознание они потеряли намного раньше и уже ничего не могли сделать. Добровольский, видимо, что-то пытался предпринять — он успел сдернуть с себя пристежные ремни; увы, на большее времени не хватило.

009. Памятник космонавтамМонумент на месте приземления спускаемого аппарата "Союза-11" (в настоящее время разрушен)

См. также:

picturehistory.livejournal.com


Смотрите также