Споры о человеке в пьесе Максима Горького "На дне". Всякая блоха не плоха


На дне — Викицитатник

Цитаты из пьесы "На дне", 1902 (автор Максим Горький)

  • Шум смерти не помеха. (Бубнов)
  • (с гордостью) Мой организм отравлен алкоголем... (Актер)
  • Надоели мне, брат, все человеческие слова...все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я...наверное, тысячу раз... (Сатин)
  • Выходит — снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да! (Бубнов)
  • Образование — чепуха, главное — талант. (Актер)
  • А талант — это вера в себя, в свою силу... (Актер)
  • Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана... (Костылев)
  • Нет на свете людей лучше воров! (Сатин)
  • Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать...да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Сатин)
  • А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести...Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... (Пепел)
  • На что совесть? Я не богатый... (Бубнов)
  • Какие они люди? Рвань, золотая рота... (Клещ)
  • А кто пьян да умён — два угодья в нем... (Бубнов)
  • ...всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее... (Пепел)
  • Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают...так-то. (Лука)
  • ...где тепло, там и родина... (Лука)
  • Мало знать, ты — понимай. (Наташа)
  • Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее...и хоть живут — хуже, а хотят — все лучше...упрямые! (Лука)
  • Все мы на земле странники... (Лука)
  • Барство-то — как оспа... и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. (Лука)
  • Без причины и прыщ не вскочит. (Лука)
  • Все люди на земле — лишние... (Бубнов)
  • Он [человек] — каков ни есть — а всегда своей цены стоит... (Лука)
  • Пропил я душу, старик...я, брат, погиб...А почему — погиб? Веры у меня не было... (Актер)
  • Все (...) терпят... всяк по-своему жизнь терпит... (Лука)
  • Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом вся душа. (Лука)
  • Человек — все может...лишь бы захотел... (Лука)
  • Смерть — она все успокаивает...она для нас ласковая...(Лука)
  • ...если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил...(Лука)
  • И...чего тебе правда больно нужна...подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя...(Лука)
  • Пепел: ...бог есть? Лука: Коли веришь — есть; не веришь — нет...Во что веришь, то и есть...
  • Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки — прочь... (Бубнов)
  • Гляди — какой я? Лысый...А отчего? От этих вот самых разных баб... (Лука)
  • В женщине душа должна быть. (Пепел)
  • Всяко живет человек...как сердце налажено, так и живет...сегодня — добрый, завтра — злой... (Лука)
  • Любить — живых надо...живых...(Лука)
  • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин)
  • Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми (Сатин)
  • Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! (Сатин)
  • Болезнь — боится слова, а смерть — нет... (Бубнов)
  • Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть...жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел... (Лука)
  • Надо уважать человека! Не жалеть...не унижать его жалостью...уважать надо. (Сатин)
  • Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! (Сатин)

ru.wikiquote.org

Цитаты из книги «На дне»

Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее…и хоть живут — хуже, а хотят — все лучше…упрямые! (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9291

Все мы на земле странники… (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9292

Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать…да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Сатин)

Из книги «На дне»

№ 9282

Все (…) терпят… всяк по-своему жизнь терпит… (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9298

Образование— чепуха, главное — талант. (Актер)

Из книги «На дне»

№ 9278

На что совесть? Я не богатый… (Бубнов)

Из книги «На дне»

№ 9284

Без причины и прыщ не вскочит. (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9294

Он [человек] — каков ни есть — а всегда своей цены стоит… (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9296

Мало знать, ты — понимай. (Наташа)

Из книги «На дне»

№ 9290

Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают…так-то. (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9288

Все люди на земле — лишние… (Бубнов)

Из книги «На дне»

№ 9295

Смерть— она все успокаивает…она для нас ласковая…(Лука)

Из книги «На дне»

№ 9301

Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана… (Костылев)

Из книги «На дне»

№ 9280

Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я…наверное, тысячу раз… (Сатин)

Из книги «На дне»

№ 9276

А кто пьян да умен — два угодья в нем… (Бубнов)

Из книги «На дне»

№ 9286

А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести…Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… (Пепел)

Из книги «На дне»

№ 9283

Человек— все может…лишь бы захотел… (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9300

Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми (Сатин)

Из книги «На дне»

№ 9311

Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! (Сатин)

Из книги «На дне»

№ 9312

Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки — прочь… (Бубнов)

Из книги «На дне»

№ 9305

И…чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя…(Лука)

Из книги «На дне»

№ 9303

Пропил я душу, старик…я, брат, погиб…А почему — погиб? Веры у меня не было… (Актер)

Из книги «На дне»

№ 9297

Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да! (Бубнов)

Из книги «На дне»

№ 9277

…всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее… (Пепел)

Из книги «На дне»

№ 9287

…если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…(Лука)

Из книги «На дне»

№ 9302

(с гордостью) Мой организм отравлен алкоголем… (Актер)

Из книги «На дне»

№ 9275

Пепел:…бог есть? Лука: Коли веришь — есть; не веришь — нет…Во что веришь, то и есть…

Из книги «На дне»

№ 9304

Всяко живет человек…как сердце налажено, так и живет…сегодня — добрый, завтра — злой… (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9308

В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин)

Из книги «На дне»

№ 9310

Гляди — какой я? Лысый…А отчего? От этих вот самых разных баб… (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9306

Какие они люди? Рвань, золотая рота… (Клещ)

Из книги «На дне»

№ 9285

В женщине душа должна быть. (Пепел)

Из книги «На дне»

№ 9307

Любить — живых надо…живых…(Лука)

Из книги «На дне»

№ 9309

А талант— это вера в себя, в свою силу… (Актер)

Из книги «На дне»

№ 9279

Нет на свете людей лучше воров! (Сатин)

Из книги «На дне»

№ 9281

Барство-то — как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. (Лука)

Из книги «На дне»

№ 9293

greatwords.org

Спор о человеке (по пьесе «На дне») На дне Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Спор о человеке (по пьесе «На дне»)

    В начале девятисотых годов Максим Горький испытывает небывалый подъем нравственных, духовных, творческих сил. Он окрылен предчувствием бури. К драматургии — наиболее действенному роду искусства — Горький обратился в преддверии первой русской революции. Приход писателя в театр был продиктован прежде всего страстным желанием “вмешаться в самую гущу жизни”. После окончания работы над пьесой “Мещане” Горький пишет “На дне”.     В этой пьесе, по утверждению автора, его занимали “общефилософские вопросы”: “Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука”.     Странник Лука появляется в ночлежке в самый разгар спора обитателей — Клеща, Бубнова и Васьки Пепла — о совести и чести: нужны ли они людям дна?     Одна из реплик, с которой Лука переступает порог подвала, заключает в себе целую философию по сути своей безразличного отношения к жизни и человеку: “Мне — все равно! Я и жуликов уважаю по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают...” С этих слов доброго старца и начинается горьковская борьба с ним. Лука, по словам писателя, относится к довольно распространенному типу русского проповедника “благости”, утешителя “от ума”, которого “интересуют всякие ответы”, но не люди: неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтобы они не мешали ему жить...     Приветливый, мягкий странник, готовый всегда оказать услугу, у которого чуть ли не для каждого нашлось ласковое слово утешения, принес с собой смерть и неверие, еще более острое ощущение безысходности, холодное отчаяние и апатию. Многозначительным контрастом ласкающей завораживающей мелодии Луки звучит в драме песня узников — “Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно... ” Не случайно ноты с этой песней помещены перед вторым актом, где появляются первые “жертвы” Луки.     В страстной горьковской тоске по жизни обречено угасает Анна. С появлением “миротворца” с еще большей силой закипела злоба и ненависть в семействе Костылева. Тень преступления нависает над ночлежкой. Разбиваются в прах мечты Наташи о другой, чистой жизни, и не в обетованный край, о котором напел старик ей и Пеплу, попадает она, а рвется в... тюрьму. Обманутый, смятенный, в чьей душе умерли все надежды, уходит из жизни Актер. Преступником делается Васька, убивший в драке Костылева, смиряется Клещ.     Странник Лука — сильный противник. Он, по-своему, тоже поет гимн человеку. “Человек — все может... лишь бы захотел...”, “Все ищут люди, все хотят — как лучше... Они — найдут! Они — придумают! Помогать только надо им... уважать надо...” — внешне эти афоризмы странника напоминают речи Сатина.     Горький психологически тонко, изнутри раскрывает социальную и философскую природу “гуманизма” Луки, незаметно сближает его проповеди с разглагольствованиями злобного и трусливого хозяина ночлежки, с моралью, которую проповедует околоточный Медведев, с циническим равнодушием и апатией барона. Слова Луки о правде-обухе смыкаются, в сущности, с костылевским — “не всякая правда нужна”. А заклинания у постели умирающей Анны — “Все, милая, терпят... всяк по-своему жизнь терпит...” — созвучны афоризмам полицейского: “Человек должен вести себя смирно”.     Любое выражение протеста вызывает мягкий отпор Луки или разбивается о его равнодушие. Глухую неприязнь миротворца рождают бунтарские речи Сатина. “Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется,— говорил Сатин зашедшемуся в холодной тоске Клещу.— Подумай — ты не станешь работать, я — не стану... еще сотни... тысячи, все! что тогда будет?” На это Лука мрачно замечает: “Тебе бы с такими речами к бегунам идти...” Лука труслив и осторожен. В опасный момент, когда убивают Костылева, он исчезает, как “исчезают грешники от лица праведных”. Так постепенно обнажается истинное лицо проходящего человека,— и лицо это оборачивается знакомым — серым ликом мещанина. Главным противником Луки в пьесе выступает Сатин. Их поединок — сложен и диалектичен. Он начинается после исчезновения Луки. Это поединок лжи и правды, любви к человеку и боязни человека (а Лука — боялся!). В речах Сатина открывается горьковская философия гуманизма, символ веры -художника нового мира, “человекопоклонника”.     Начав, казалось бы, с защиты старика, Сатин сразу же переходит в наступление, разбивает все лукавые истины, все заповеди старика, постепенно освобождая друзей своих от “чар сирены”. Ложь, какая бы она ни была,— преступление, она “оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода...” Монолог Сатина — страстное обвинение власть предержащим: “Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!”     Но Сатин по-своему благодарен Луке. Забытое, подавленное, тот идеал, который некогда озарил жизнь, под действием проповеди Луки ожил в его сознании. Старик “подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...” — признается он.     На протяжении всего четвертого действия идет сатинский бой с Лукой, с разъедающим ядом его хитрой лживой мысли: “...из головы вон не идет... этот старик! Не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Простить? Ничего. Никому...” Прощенья — нет, остается— борьба за человека. “Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Это — огромно! В этом — все начала и концы... Все — в человеке, все для человека!” В словах Сатина можно услышать сигнал к восстанию. В поединке с Лукой одерживает победу Сатин — ив этом очищающая, возвышающая сила разыгравшейся трагедии.     Горький создал пьесу широкого эмоционального звучания, сумев передать гамму человеческих состояний — от вдохновенных речей Сатина о Человеке до смертельного отчаяния Актера.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Спор о человеке (по пьесе «На дне»)

Смотрите также по произведению "На дне":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Тесты по творчеству А.М.Горького 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты по творчеству А.М.Горького

10-11 класс

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2013

Пояснительная записка

Тест по творчеству А.М.Горького содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 - 11 классах.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,

Творчество А.М.Горького (вариант I)

  1. Уроженцем какого города был М.Горький? А. Москвы Б. Петербурга В. Нижнего Новгорода Г. Саратова

  2. Укажите годы жизни М.Горького:

А. 1868-1936 Б. 1870-1921 В. 1890-1940 Г. 1895-1925

  1. Какое образование получил М.Горький?

А. учился в гимназии; Б. закончил Казанский университет; В. получил домашнее образование; Г. не получил никакого систематического образования.

  1. Как назывался рассказ, сделавший имя М.Горького известным?

А. "Челкаш" Б. "Макар Чудра" В. "Старуха Изергиль" Г. "Мальва"

  1. Укажите, какой новый тип героя ввёл М.Горький в своих произведениях:

А. романтический герой Б. лишний человек В. новые люди Г. босяк

  1. Какой художественный приём использовал писатель в следующем отрывке в выделенных предложениях? «Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов... Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

А. гипербола Б. олицетворение В. антитеза Г. метафора

  1. Кого из персонажей ранних рассказов М.Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?

А. Лойко Зобара Б. Данко В. Ларру Г. Макара Чудру

  1. Какую пьесу М.Горького публика встречала восторженно, "как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала"?

А. "На дне" Б. "Дачники" В. "Мещане" Г. "Враги

  1. Определите жанр пьесы М.Горького "На дне":

А. бытовая драма Б. социально-философская драма В. трагедия Г. мелодрама

  1. Кто из персонажей пьесы "На дне" заявляет: "Я рабочий человек... И с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а вылезу"?

А. Сатин Б. Барон В. Клещ Г. Пепел

  1. Кто из героев пьесы "На дне" утверждал: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!"? А. Лука Б. Клещ В. Сатин Г. Бубнов

  2. Кто из героев пьесы "На дне" произносит фразу: "Всякая блоха не плоха, все - черненькие, все - прыгают"? А. Барон Б. Лука В. Сатин Г. Костылев

  3. Носителем какой идеологии является Лука в пьесе М.Горького "На дне"?

А. является выразителем идеи покорности и смирения перед жизненными обстоятельствами

Б. является носителем идеи крайнего индивидуализма

В. Лука выражает идею раболепия перед власть имущими

Г. Лука выражает идею сохранения чувства собственного достоинства и сопротивления жизненным обстоятельствам.

  1. Назовите героя пьесы, в уста которого вкладывает М.Горький авторскую точку зрения:

А. Лука Б. Сатин В. Бубнов Г. Барон

  1. Как относился М.Горький к первой русской революции?

А. сочувствовал Б. настороженно В. активно поддерживал Г.отрицательно

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В

А

Б

А

Б

Г

В

А

Б

В

В

Б

А

Б

В

Творчество А.М.Горького (вариант II)

(по пьесе «На дне»)

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания.

Сатин  ( ударяя   кулаком   по   столу ).  Молчать ! Вы - все - скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и - врешь! Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи... Я - понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я - знаю! я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!

Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я - согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!

 Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много

позабыл, но - еще кое-что знаю! Старик? Он - умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...

Настя наливает стакан пива и дает  Сатину .

(Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: "Дед! зачем живут люди?.." (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) "А - для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всь - хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа - для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше - для лучшего человека живут!"

Настя упорно смотрит в лицо  Сатина . Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами  по   столу . Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

"Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!" (Смеется тихо.)

Пауза.

При выполнении заданий ответы пишите в виде слова или словосочетания

  1. Как называется авторское пояснение, сопровождающее или предваряющее ход действия в пьесе («Н а с т я наливает стакан пива и даёт С а т и н у»)? (Назовите термин).

  2. Назовите вид тропа, помогающий понять чувства и эмоциональное состояние Сатина («подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» ,«тупы, как кирпичи…»)?

  3. Как называются эмоционально окрашенные предложения, произносимые более высоким тоном, чем остальные, к использованию которых неоднократно прибегает Сатин?

  4. Кому из героев драмы М. Горького «На дне» принадлежат следующие слова: «А всё — люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь...И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее... и хоть живут — всё хуже, а хотят — всё лучше... упрямые!...»? (в Им. п.)

  5. Какой акт драмы М. Горького «На Дне», по мнению некоторых критиков и писателей (например, А.П. Чехова), можно назвать лишним, «особенно неудачным, в смысле драматической архитектуры»?

  6. Назовите имя и фамилию героя драмы М. Горького «На дне», который под влиянием Василисы совершает убийство Костылёва.

  7. найдите в монологе Сатина в предложенном отрывке драмы М.горького «На дне» слово, которое, по мнению Сатина, и есть олицетворение правды на земле.

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

ремарка

сравнение

восклицательные

Лука

четвёртый

Пепел

Человек

Творчество А.М.Горького (вариант III)

(по пьесе «На дне»)

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания.

Пепел . А скушно...  чего   это  скушно  мне   бывает ?  Живешь-живешь  –  все   хорошо !  И   вдруг  – точно озябнешь: сделается скушно...

Бубнов. Скушно? М-м...

 Пепел . Ей-ей!

Лука (поет). Эх,  и  не вида-ать пути-и...

 Пепел . Старик! Эй!

Лука (выглядывая из двери).  Это   я ?

 Пепел . Ты. Не пой.

Лука (выходит). Не любишь?

 Пепел . Когда  хорошо  поют – люблю...

Лука. А  я , значит, не  хорошо ?

 Пепел . Стало быть...

Лука. Ишь ты! А  я  думал –  хорошо  пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя –  хорошо   я  делаю! Хвать – а люди недовольны...

 Пепел  (смеясь). Вот! Верно...

Бубнов. Говоришь – скушно, а сам хохочешь.

 Пепел . А тебе что? Ворон...

Лука.  Это  кому – скушно?

 Пепел .  Мне  вот...

Барон входит

Лука. Ишь ты! А там, в кухне, девица сидит, книгу читает  и  – плачет! Право! Слезы текут...  Я  ей говорю: милая, ты  чего   это , а? А она – жалко! Кого, говорю, жалко? А вот, говорит, в книжке... Вот чем человек занимается, а? Тоже, видно, со скуки...

Барон.  Это  – дура...

 Пепел . Барон! Чай пил?

Барон. Пил... дальше!

 Пепел . Хочешь – полбутылки поставлю?

Барон. Разумеется... дальше!

 Пепел . Становись на четвереньки, лай собакой!

Барон. Дурак! Ты что – купец? Или – пьян?

 Пепел . Ну, полай!  Мне  забавно будет... Ты барин... было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал...  и  все такое...

Барон. Ну, дальше!

 Пепел . Чего же? А теперь вот  я  тебя заставлю лаять собакой – ты  и  будешь... ведь будешь?

Барон. Ну, буду! Болван! Какое тебе от  этого  может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя? Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе...

Бубнов. Верно!

Лука.  И   я  скажу –  хорошо !..

Бубнов. Что было – было, а остались – одни пустяки... Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался...

При выполнении заданий 6 -10 ответы пишите в виде слова или словосочетания

  1. Каково авторское определение жанра пьесы «На дне»?

А. комедия, Б. трагедия, В. драма, Г. водевиль

  1. Лука, Пепел, Бубнов и Барон обсуждают проблему отношения:

А. к государственной службе, Б. к морали и долгу, В. к любви, к человеку

  1. Приведённый выше диалог происходит:

А. в эпилоге пьесы, Б. в середине пьесы после смерти Анны, В. в начале пьесы, после прихода Луки в ночлежку

  1. Что побуждает Барона обзывать Настю?

А. желание покрасоваться перед остальными, Б. стремление показать собственное мнение, В. обеспокоенность положением Насти, Г. нежелание Барона быть искренним с другими

  1. Главным средством выражения авторского отношения к героям в данном фрагменте являются:

А. портреты героев, Б. речь, поступки героев и авторские ремарки, В. авторские ремарки, Г. поступки героев

  1. Лука, Пепел, Бубнов и Барон обмениваются репликами между собой. Как называется подобный тип высказывания в драматическом произведении?

  2. Назовите просьбу, которую Пепел заставляет выполнять Барона и которая свидетельствует, что Барон опустился на самое дно жизни.

  3. В речи Луки фигурируют герои, которые не появляются на сцене. Как в драматургии называют таких персонажей?

  4. В разговоре героев есть такие высказывания: «Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался...). Как называются изречения, отличающиеся краткостью, ёмкостью мысли и выразительностью?

  5. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в предложении: «Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя –  хорошо   я  делаю! Хвать – а люди недовольны...»?

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Г

А

Б

Б

диалог

вот  я  тебя заставлю лаять собакой

внесценические

афоризм

антитеза/

противопоставление

Использованная литература:

  1. Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

  2. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  3. Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

  4. Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2008.

doc4web.ru

Педагогическая поэма. Содержание - 7. «Ни одна блоха не плоха»

Калина Иванович разразился целой речью:

— Дикари, ты понимаешь, мерзавцы, адиоты! Тут вам такое добро — палаты, конюшни! Живи ж, сукин сын, сиди, хозяйствуй, кофий пей, а ты, мерзавец, такую вот раму сокирою бьешь. А почему? Потому что тебе нужно галушки сварить, так нет того — нарубить дров… Чтоб ты подавился тою галушкою, дурак, адиот! И сдохнет таким, понимаешь, никакая революция ему не поможет… Ах, сволочи, ах, подлецы, остолопы проклятые!.. Ну, что ты скажешь?.. А скажите, пожайлуста, товарищ, — обратился Калина Иванович к одному из мельничьих, — а от кого это зависит, ежели б тот бачок получить? Вон тот, что над конюшней красуется. Все равно ж он тут пропадет без последствий.

— Бачок тот? А черт его знает! Тут сельсовет распоряжается…

— Ага! Ну, это хорошо, — сказал Калина Иванович и мы отправились домой.

На обратном пути, шагая по накатанной предвесенней дороге за санями наших соседей, Калина Иванович размечтался: как хорошо было бы этот самый бак получить, перевезти в колонию, поставить на чердак прачечной и таким образом превратить прачечную в баню.

Утром, отправляясь снова на рубку, Калина Иванович взял меня за пуговицу:

— Напиши, голубчик, бумажку, этим самым сельсоветам. Им бак нужный, как собаке боковой карман, а у нас будет баня…

Чтобы доставить удовольствие Калине Ивановичу, я бумажку написал. К вечеру Калина Иванович возвратился взбешенный:

— Вот паразиты! Они смотрят только теорехтически, а не прахтически. Говорят, бак этот самый — чтоб им пусто было! — государственная собственность. Ты видел таких адиотов? Напиши, я поеду в волисполком.

— Куда ты поедешь? Это же двадцать верст. На чем ты поедешь?

— А тут один человечек собирается, так я с ним и прокачусь.

Проект Калины Ивановича строить баню очень понравился всем колонистам, но в получение бака никто не верил.

— Давайте как-нибудь без бака этого. Можно деревянный устроить.

— Эх, ничего ты не понимаешь! Люди делали железные баки, значит, они понимали. А этот бак я у них, паразитов, с мясом вырву…

— А на чем вы его довезете? На Малыше?

— Довезем! Было б корыто, а свиньи будут.

Из волисполкома Калина Иванович возвратился еще злее и забыл все слова, кроме ругательных.

Целую неделю он, под хохот колонистов, ходил вокруг меня и клянчил:

— Напиши бумажку в уисполком.

— Отстань, Калина Ивавнович, есть другие дела, важнее твоего бака.

— Напиши, ну что тебе стоит? Чи тебе бумаги жалко, чи што? Напиши, — вот увидишь, привезу бак.

И эту бумажку я написал Калине Ивановичу. Засовывая ее в карман, Калина Иванович наконец улыбнулся:

— Не может того быть, чтобы такой закон стоял: пропадает добро, а никто не думает. Это ж тебе не царское время.

Из уисполкома Калина Иванович приехал поздно вечером и даже не зашел ни ко мне, ни в спальню. Только наутро он пришел в мою комнату и был надменно-холоден, аристократически подобран и смотрел через окно в какую-то далекую даль.

— Ничего не выйдет, — сказал он сукхо, протягивая мне бумажку.

Поперек нашего обстоятельного текста на ней было начертано красными чернилами коротко, решительно и до обидного безапелляционно: «О т к а — з а т ь».

Калина Иванович страдал длительно и страстно. недели на две исчезло куда-то его милое старческое оживление.

В ближайший воскресный день, когда уже здорово издевался март над задержавшимся снегом, я пригласил некоторых ребят пойти погулять по окрестностям. Они раздобыли кое-какие теплые вещи, и мы отправились… в имение Трепке.

— А не устроить ли нам здесь нашу колонию? — задумался я вслух.

— Где «здесь»?

— Да вот в этих домах.

— Так как же? Тут же нельзя жить…

— Отремонтируем.

Задоров залился смехом и пошел штопором по двору.

— У нас вот еще три дома не отремонтированы. всю зиму не могли собраться.

— Ну, хорошо, а если все-таки отремонтировать?

— О, тут была б колония! Речка ж и сад, и мельница.

Мы лазили среди развалин и мечтали: здесь спальни, здесь столовая, тут клуб шикарный, это классы.

Возвратились домой уставшие и энергичные. В спальне шумно обсуждали подробности и детали будущей колонии. Перед тем как расходиться, Екатерина Еригорьевна сказала:

— А знаете что, хлопцы, нехорошо это — заниматься такими несбыточными мечтами. Это не по-большевистски.

В спальне неловко притихли.

Я с остервенением глянул в лицо Екатерины Григорьевны, стукнул кулаком по столу и сказал:

— А я вам говорю: через месяц это имение будет наше! По-большевистски это будет?

Хлопцы взорвались хохотом и закричали «ура». Смеялся и я, смеялась и Екатерина Григорьевна.

Целую ночь я просидел над докладом в губисполком.

Через неделю меня вызвал завгубнаробразом.

— Хорошо придумали — поедем, посмотрим.

Еще через неделю наш проект рассматривался в губисполкоме. Оказалось, что судьба имения давно беспокоила власть. А я имел случай рассказать о бедности, бесперспективности, заброшенности колонии, в которо уже родился живой коллектив.

Предгубисполкома сказал:

— Там нужен хозяин, а здесь хозяева ходят без дела. Пускай берут.

И вот я держу в руках ордер на имение, бывшее Трепке, а к нему шестьдесят десятин пахотной земли и утвержденная смета на восстановление. Я стою среди спальни, я еще с трудом верю, что это не сон, а вокруг меня взволнованная толпа колонистов, вихрь восторгов и протянутых рук.

— Дайте ж и нам посмотреть!

Входит Екатерина Григорьевна. К ней бросаются с пенящимся задором, и Шелапутин пронзительно звенит:

— Это по-большевицкому или по-какому? Вот теперь скажите.

— Что такое, что случилось?

— Это по-большевицкому? Смотрите, смотрите!..

Больше всех радовался Калина Иванович:

— Ты молодец, ибо, як там сказано у попов: просите — и обрящете, толцыте — и отверзется, и дастся вам…

— По шее, — сказал Задоров.

— Как же так — «по шее»? — обернулся к нему Калина Иванович. — Вот же ордер.

— Это вы «толцыте» за баком, и вам дали по шее. А здесь дело, нужное для государства, а не то что мы выпросили…

— Ты еще молод разбираться в писании, — пошутил Калина Иванович, так как сердиться в эту минуту он не мог.

В первый же вокскресный день он со мной и толпой колонистов отправился для осмотра нового нашего владения. Трубка его победоносно дымила в физиономию каждого кирпича трепкинских остатков. Он важно прошелся мимо бака.

— Когда же бак перевозить, Калина Иванович? — серьезно спросил Бурун.

— А на что его, паразита, перевозить? Он и здесь перегодится. Ты ж понимаешь: конюшня по последнему слову заграничной техники.

7. «Ни одна блоха не плоха»

Наше торжество по поводу завоевания наследства братьев Трепке не так скоро мы могли перевести на язык фактов. отпуск денег и материалов по разным причинам задерживался. Самое же главное препятствие было в маленькой, но вредной речушке Коломак. Коломак, отделявший нашу колонию от имения Трепке, в апреле проявил себя как очень солидный представитель стихии. Сначала он медленно и упорно разливался, а потом еще медленнее уходил в свои скромные берега и оставлял за собой новое стихийное бедствие: непролазную, непроезжую грязь.

Поэтому «Трепке», как у нас тогда называли новое приобретение, продолжало еще долго оставаться в развалинах. Колонисты в это время предавались весенним переживаниям. По утрам, после завтрака, ожидая звонка на работу, они рядком ясаживались возле амбара и грелись на солнышке, подставляя его лучам свои животы и пренебрежительно разбрасывая клифты по всему двору. Они могли часами молча сидеть на солнце, наверстывая зимние месяцы, когда у нас трудно было нагреться и в спальнях.

Звонок на работу заставлял их подниматься и нехотя брести к своим рабочим точкам, но и во время работы они находили предлоги и технические возможности раз-другой повернуться каким-нибудь боком к солнцу.

www.booklot.ru

Споры о человеке в пьесе Максима Горького "На дне"

Небывалый подъем нравственных, духовных, творческих сил испытывает в начале девятисотых годов Максим Горький. Его окрыляет предчувствие бури. Горький обратился к драматургии, наиболее действенному виду искусства, в преддверии первой русской революции. Страстным желанием "вмешаться в самую гущу жизни", прежде всего, был продиктован приход писателя в театр. Горький пишет "На дне" после окончания работы над пьесой "Мещане".

Эта пьеса М. Горького — новаторское литературное произведение. В ее центре — не только человеческие судьбы, но и столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Основой этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какая она есть на самом деле, с ее безысходностью и правдой для людей "дна", или жизнь в иллюзиях, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Он начинается еще задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Странник Лука появляется в ночлежке в самый разгар спора обитателей — Клеща, Бубнова и Васьки Пепла — о совести и чести: нужны ли они людям дна? В пьесе, по словам автора, его занимали "общефилософские вопросы": "Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука".

Лука переступает порог подвала с одной из реплик, заключающей в себе целую философию по сути своей безразличного отношения к жизни и человеку: "Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают…" С этих слов доброго старца и начинается горьковская борьба с ним. Лука, по словам писателя, относится к довольно распространенному типу русского проповедника "благости", утешителя "от ума", которого "интересуют всякие ответы", но не люди: неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтобы они не мешали ему жить… Приветливый, мягкий странник, готовый всегда оказать услугу, у которого чуть ли не для каждого нашлось ласковое слово утешения, принес с собой смерть и неверие, еще более острое ощущение безысходности, холодное отчаяние и апатию.

Значительным контрастом ласкающей, завораживающей мелодии Луки звучит в драме песня узников — "Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…" Не случайно ноты этой песни помещены перед вторым актом, здесь появляются первые "жертвы" Луки.

Психологически тонко, изнутри раскрывает автор социальную и философскую природу "гуманизма" Луки, незаметно сближает его проповеди с разглагольствованиями злобного и трусливого хозяина ночлежки, с моралью, проповедуемой околоточным Медведевым, с циническим равнодушием и апатией Барона. Слова Луки о правде-обухе смыкаются, в сущности, с костылевским — "не всякая правда нужна". А его слова у постели умирающей Анны "Все, милая, терпят… Всяк по-своему жизнь терпит…" созвучны афоризмам полицейского: "Человек должен вести себя смирно".

Всякое выражение протеста вызывает мягкий отпор Луки или разбивается о его равнодушие. Бунтарские речи Сатина рождают глухую неприязнь миротворца. "Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется,— говорил Сатин зашедшемуся в холодной тоске Клещу.— Подумай — ты не станешь работать, я — не стану… еще сотни… тысячи, все! что тогда будет?" На это Лука мрачно замечает: "Тебе бы с такими речами к бегунам идти…" Он труслив и осторожен. В опасный для жизни момент, когда убивают Костылева, Лука исчезает, как "исчезают грешники от лица праведных". Постепенно обнажается истинное лицо проходящего человека, и лицо это оборачивается знакомым серым ликом мещанина.

Сатин выступает в пьесе главным противником Луки. Их поединок сложен и диалектичен и начинается после исчезновения Луки. Это поединок лжи и правды, любви к человеку и боязни самого человека (а ведь Лука — боялся!). В речах Сатина открывается горьковская философия гуманизма, символ веры художника нового мира, "человекопоклонника". Начав, казалось бы, с защиты старика, Сатин сразу же переходит в наступление, разбивает все лукавые истины, все заповеди старика, постепенно освобождая друзей своих от "чар сирены". Ложь, какая бы она ни была,— преступление, она "оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода…" Монолог Сатина — страстное обвинение власть предержащим: "Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!" Но Сатин по-своему благодарен Луке. Забытое, подавленное, тот идеал, который некогда озарил жизнь, под действием проповеди Луки ожил в его сознании. Старик "подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…" — признается он.

На протяжении всего четвертого действия идет сатинский бой с Лукой, с разъедающим ядом его хитрой лживой мысли: "…из головы вон не идет… этот старик! Не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Простить? Ничего. Никому…" Прощенья — нет, остается — борьба за человека. "Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека!" В словах Сатина можно услышать призыв к восстанию. В поединке с Лукой одерживает победу Сатин — и в этом очищающая, возвышающая сила разыгравшейся трагедии.

Горький создал пьесу широкого эмоционального звучания, сумев передать гамму человеческих состояний — от вдохновенных речей Сатина о Человеке до смертельного отчаяния Актера.

Как можно убедиться, главный носитель добра в пьесе — Лука, который жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция в драме М. Горького выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает слова Луки: "Поверил человек, затем потерял веру и удавился". Принято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Это как будто бы и так, ведь именно он произносит афоризм: "Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!" Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки. В самом деле, что такое рассуждения, как не словесный наркотик, призванный утешить всех вокруг, во всех вселить иллюзию собственной ценности, вне зависимости от реальных человеческих дел? Недаром именно после монолога Сатина в ночлежке начинается пьяный разгул, и даже глашатай беспощадной и злой правды Бубнов заявляет:

"Много ли человеку надо? Вот я — выпил и рад!" И только известие о самоубийстве Актера внезапно прерывает эту картину. Поэтому так многозначно звучат последние слова пьесы, вложенные в уста Сатина: "Эх… испортил песню… дурак!".

Долгое время образ Луки оценивался в литературоведами однозначно отрицательно. Лука был обвинен в том, что он лгал из корыстных побуждений, равнодушен к людям, обманывает их, наконец, что в момент преступления тайно исчезает из ночлежки. Но главное обвинение касалось его позиции, его отношения к человеку. Он проповедует жалость, милосердие, в прежние годы считавшиеся чем-то лишним, даже подозрительным, проявлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом (а врагов видели вокруг себя бесконечно много), милосердие объявлялось "интеллигентской мягкотелостью", недопустимой в условиях схватки двух миров. Лука не призывает к радикальной борьбе, а все это в давние годы считалось вредным и чуждым человеку нового общества, "борцу за светлое общество". В нынешнее время образ Луки можно воспринимать внимательно и непредвзято.

school-essay.ru


Смотрите также