"Блоху подковать": значение и происхождение фразеологизма. Подкованная блоха


Подкованная блоха - русское чудо

Вряд ли найдутся такие, кто не знаком с историей Левши, подковавшим блоху. Повесть гениального Н.С. Лескова, изданная в 1881 году (отдельным изданием – 1882), входит в обязательную школьную программу.Это произведение положено в основу чудесного мультипликационного фильма "Левша". Само выражение «подковать блоху» вошло в лексикон и стало означать высокое мастерство русских умельцев.

Гениальный вымысел

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» написан прекрасным остроумным языком, читается легко, а щемящая история о гениальном умельце не оставляет равнодушным абсолютно никого. Повесть настолько вошла в реальную жизнь, что большинство людей не ставит под сомнение, существовал ли в реальной жизни легендарный Левша и осталась ли после него подкованная блоха. И очень разочаровывает тот факт, что народный мастер на все руки и результат его труда – это плод гениальной фантазии Николая Семеновича Лескова. Левши не существовало, документов, подтверждающих факт подковки стальной английской миниатюры и ее дальнейшей передачи Англии, тоже в реальности нет.

Высокоразвитая западная инженерная мысль

Однако подкованная блоха, ставшая символом непревзойденного мастерства русских умельцев, в наличии имеется (и не одна), но созданы все экземпляры были гораздо позже событий, описываемых в рассказе. Собственно, сказ – это продолжение утверждения, высказанного М. В. Ломоносовым: «и может собственных Ньютонов российская земля рождать». Миниатюрная металлическая блоха, чудо механики, была куплена у англичан русским царем, победителем Наполеона. Безусловно, в демонстрации уникального изделия Александру I были и намек, и укор: «а мы все равно умнее и лучше вас».

Замечательный ответный дар

Подкованная блоха - ответ «надменному соседу». Крохотное танцующее насекомое было подковано. Правда, блоха перестала танцевать из-за тяжести лапок – русские умельцы «университетов не заканчивали». Чтобы понять достойность ответного подарка, надо представить, как выглядят блохи. Собственно, из всей этой мало привлекательной картинки интересен только один факт - у нее шесть лапок. Все шесть Левша и два его товарища и подковали. В микроскопические подковки были вбиты соответствующей величины гвоздики. По рассказу, все операции с металлическим насекомым русские умельцы делали без «мелкоскопа», так как глаз у них был, по словам самого Левши, «пристрелявши».

Гениальный прототип

Потрясенные инженеры туманного Альбиона пригласили умельцев на обучение к себе. И этот факт имел место в реальной действительности. Русского оружейного дела мастера из Тулы А. М. Сурнина пригласили в Англию на обучение, где он быстро достиг признания и стал помощником владельца на одном из лучших заводов Генри Нока. Сурнина, который ездил на обучение в Англию за сто лет до написания гениального сказа, почти все специалисты считают прототипом Левши, хотя судьба его была куда счастливее участи героя произведения. А. М. Сурнин, умерший в 1811 году, вернувшись в родную Тулу, занял хороший пост на местном оружейном заводе. Этот мастер сделал невероятно много для внедрения передовых английских разработок в оружейное производство России, сыгравшего большую роль в победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. О его мастерстве ходили легенды, которые и подали Лескову идею описать интереснейшую жизнь тульских оружейников, способных своим мастерством удивить иностранцев и действительно создать нечто такое, что подойдет под определение русское чудо.

«Нет пророка в своем отечестве»

Недаром слово умелец имеет такие синонимы, как искусник, мастер на все руки и творец. Изделий русских умельцев во всех ремеслах существует много, однако фамилий известно мало. Это потому что у представителей высших слоев общества отечественные изделия и местные мастера никогда не были в почете, а все зарубежное превозносилось до небес. А разве первый отечественный паровоз братьев Черепановых - не русское чудо?

Реальный гениальный умелец, подковавший блоху

Но вернемся к подкованной блохе. Это изделие стало мерилом мастерства. И само собой, что русскому умельцу на роду было написано достичь этого эталона и подковать блоху. Впервые это осуществил замечательный художник Николай Сергеевич Алдунин, умерший в 2009 году. Этот виртуозный мастер подковки набил на настоящую усыпленную блоху. Рассказывая об этом шедевре, который сам Алдунин таковым не считал (лучшим своим достижением он считал микрокопию настоящего танка Т-34, водруженную на яблочное семечко), опять необходимо вспомнить, как выглядят блохи. Лапки у них волосатые, природой для подков непредусмотренные. Удивительный мастер обрезал волоски, удалил коготки и сделал легчайшие подковки из золота 999 пробы. Как они малы, можно представить, ознакомившись с такими данными: из одного грамма золота можно изготовить 22 миллиона таких подковок. Разве это не гениально?

Сказка, ставшая реальностью

Умелец, подковавший блоху, жил с нами в одно время. У него есть удивительные шедевры, о которых не так много и часто рассказывалось в средствах массовой информации. Все его работы отличаются не только не укладывающимися в голове размерами, но и тем, что они являются точными копиями настоящих образцов, а также, безусловно, красотой и изяществом. Это был настоящий творец и русский гениальный умелец, на деле осуществивший выдумку Лескова.

Музей микроминиатюр

У первопроходца, как правило, находятся и продолжатели. И теперь подкованная блоха, как и караван верблюдов в игольном ушке, являются обязательными показателями мастерства микроминиатюриста. Сейчас в Санкт-Петербурге открыт музей «Русский Левша», в постоянной коллекции которого находятся 60 экспонатов, среди них, разумеется, есть и вышеназванные гениальные образцы совершенства мастерства микроминиатюристов. Представлена и роза в волоске, и книги на срезе макового зернышка. Подкованная блоха в музее занимает центральное место, ведь это легенда-символ, воспетая Лесковым.

Современные творцы

К самым известным ныне здравствующим российским микроминиатюристам относятся А. Рыкованов (Петербург), А. Коненко (Казань), Вл. Анискин (Омск). Их гениальные работы удостоены наград многих международных конкурсов. Замечательный мастер Анатолий Коненко свою первую подкованную блоху подарил Владимиру Владимировичу Путину.

Законное место хранения

А как же родина Левши? Здесь в оружейном музее хранилась знаменитая алдунинская подкованная блоха. Тула очень гордится этим экспонатом, ведь это первое в России бескрылое насекомое с подковами. Совсем недавно эта легенда переехала из музея оружия в «Старую тульскую аптеку», расположенную на пр. Ленина – главной артерии города.

fb.ru

Человек подковавший блоху (16 фото + 1 видео)

Мало кто знает, что человека, который подковал блоху, уже нет в живых. Информации в сети очень мало об этом художнике. О его смерти несправедливо мало сказано.Караван верблюдовВ игольном ушкеВысота 0,25-0,20 мм. Золото 999,9 пробы

Ирина, вдова художника: "Мой горячо любимый муж Николай Сергеевич Алдунин умер 09 сентября 2009 года по стечению обстоятельств, связанных, в основном, с непрофессионализмом и безалаберностью медицинских работников (не буду говорить каких и в каких учреждениях). Ему было всего 53 года, он мог бы создать еще немало удивительных работ. Но мне, помимо личного горя, очень обидно, что все те, кого он интересовал при жизни (журналисты, коллеги, друзья и др.), очень быстро забыли о нём, многие даже не знают, что его больше нет...."

Тульский самоварТульский самоварВысота - 1,2 мм. Изготовлен из 12 деталей

Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество.

А.С.ПушкинПортрет на рисовом зернеВысота 1 мм

Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Николай считаел, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.

Российский рубльДиаметр - 0,88 ммМатериал - золото 999,9 пробы

Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 — 7 часов кряду. Жена Ирина ложится спать, он сидит точит. Просыпается, он точит. На чем затачивал? Это уже секрет мастера. Алмазная паста в 3 — 5 микронов оказалась грубовата. Искал свои составы. Работал по ночам. Повязывал голову платком и надевал одежду из хлопка. Микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом — она, как живая, прыг куда-то в сторону. Облачившись, Алдунин садился на кухне и пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки. А когда забил последний гвоздик, отсыпался почти неделю.

Подкованная блохаС седлом и стременами

Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной головке этих подковок можно уместить две с половиной тысячи штук». На самых кончиках четырех из шести блошинных лапок сверкают золотые подковки. В каждой — по три гвоздика. Одна блошиная подковка Алдунина весит 0,00000004419 грамма. Из одного грамма золота получится 22 629 544 подковки. То есть можно подковать больше 5 миллионов блох. Ширина каждой подковы — 40 микрон, длина — 50, диаметр шляпок гвоздиков — и вовсе 5 (в 1 миллиметре 1000 микрон).

Совет да любовьРисовое зерноВысота букв - 0,14 мм. Материал-золото 999,9 пробы.

«Это же ведь брэнд для Тульской области.-Рассказывает микроминиатюрист. — И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.

Трехлинейная винтовка МосинаНа рисовом зернеДлина - 3 мм. Материал-золото 999,9 пробы

Подкованная блоха Алдунина вместе с микроскопической винтовкой Мосина, расположенной на рисовом зернышке (длина вместе со штыком — менее 3 мм, имеется движущийся затвор!), включена в экспозицию Тульского музея оружия.

Танк Т34/85Расположен на продольном срезе яблочного зернаДлина корпуса - 2 мм. Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы

Самой сложной своей работой, мастер-микроминиатюрист считает танк Т34/85. Длина корпуса — 2 мм. Расположена микроминиатюра на продольном срезе яблочного зерна. «Танк я делал полгода к 60-летию Победы. Почти не выходил из дома, только за едой в магазин. Я вообще во время серьезной работы стараюсь не появляться на улице, чтобы не набрать негативных эмоций. Я вообще люблю военную тематику, а этот танк я делал с дотошностью истинного фаната военной техники, — рассказывает Николай Сергеевич. — Собрал из 257 отдельных деталей!»

Останкинская телебашняРасположена на яблочном зернеВысота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы

Накануне 40-летнего юбилея Останкинской телебашни умелец смастерил ее точную копию, только в 850 тысяч раз меньше. На ней через микроскоп отчетливо видны все антенны, спутниковые тарелки и даже ресторан «Седьмое небо». По словам Николая, к нему часто обращались представители политических кругов и шоу-бизнеса — заказывали подарки, например, портрет известной певицы на рисовом зернышке или подкованную блоху для политика.

Н.В.ГогольПортрет на рисовом зерне

Умелец выполнил около сотни работ. Все шедевры Николай Алдунин исполнял из чистого золота 999,9 пробы. По его словам, это было продиктовано суровой необходимостью, ведь микроскопическая деталь, изготовленная из любого другого металла, на глазах могла бы покрыться ржавчиной.

ВелосипедРасположен на швейной иглеДлина - 2 мм.

Про мастера микроминиатюры Алдунина уже стали ходить легенды, вот что мы прочли в одном из блогов: чтобы достичь идеальных движений рук, Николай научился играть более чем на 20-ти струнных музыкальных инструментов. Благодаря этому он может создавать такие удивительные вещи.

Л.Н.ТолстойПортрет на рисовом зерне

1 сентября Николай Алдунин, талантливый мастер, отметил в больнице свой 53-ий день рождения. 2 месяца он пролежал в больнице при институте им.Вишневского с осложнениями после перенесенной операции. У него был хронический панкреатит. 9 сентября у Николая открылось сильное внутреннее кровотечение, которого он не смог перенести. Он ушел, как и жил, борясь и яростно вырывая у тяжелого недуга каждый свой новый день. «Я не молю, а только прошу Бога, чтобы он дал мне немного времени доделать то, чего не успел», — сказал он другу Александру Богатырёву, прощаясь, 19 мая в Москве. А планов и новых уникальных замыслов у микроминиатюриста было много...

Автомат АКМ-47Расположен поперек спичкиДлина-1,625 мм. Состоит из 34 детелей. Материал - золото 585 и 999,9 пробы. Время изготовления - 6 месяцев.

«В ближайшем будущем я собираюсь приступить к созданию новой работы — „Мерседеса“ длиной в 15 см из золота, серебра и платины, — планировал Николай Сергеевич. — Причем в нем будут детали реального автомобиля. Особое внимание я уделю приборной доске: все стрелочки, циферки, кнопочки...» Была задумка выковать блоху из металла. И чтобы она кадриль выкидывала наподобие лесковской под музыку «Тула веками оружие ковала». Жаль, что его планам не суждено было сбыться.

По его глубокому убеждению, философии и психологии мастерства исполнения миниатюрных шедевров научить невозможно. Он постоянно подчеркивал: «Я не художник!» При этом Николай Алдунин на первое место в своей работе ставил изящество и красоту исполнения задумки.Но, наверное, самым главным секретом Николая было то, что за работу он садился только в хорошем настроении, в состоянии гармонии и любви к себе и миру, к тому, что предстояло сделать.

Интервью с мастером микроминиатюры 2002 года, взят первый рубеж — подкована блоха...

Источник: ochendaje.livejournal.com

Ссылки по теме:

fishki.net

Подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке и другие микроминиатюры, 18 фото

Свои работы мастер миниатюры Николай Алдунин создает в промежутках между ударами сердца, чтобы действия были предельно точны. Для работы использует 28-летний микроскоп и инструменты собственного изготовления. И, да, он подковал блоху!

Николай Алдунин родился 1 сентября 1956 года, на момент написания статьи ему 56 лет. Любовь к металлам у будущего мастера проявилась с детства. Николай работал слесарем и токарем на предприятиях, там и постиг все тонкости металлообработки, а в какой-то момент, по примеру Левши, решил подковать блоху.

После двух лет подготовки и трех месяцев работы, когда цель была достигнута, мастер понял, что нашел себя в микроминиатюрах. С тех пор занимается только ими.

Все работы выполнены без станков и механизмов, исключительно вручную, с помощью инструментов собственного изготовления.

Фото: микроминиатюры  Николая Алдунина

 

Караван верблюдов в игольном ушке.Высота верблюдов-0,20-0,28 мм.Материал-золото 999,9 пробы

 

 

Подкованная блоха и подковы. Блестящие точки — отблески гвоздиков. Золото 999,9 пробы.

 

Танк Т34/85 на срезе яблочного семечка. Длина корпуса танка — 2 мм. Всего деталей 257. Материал — золото 999,9 пробы.

 

 

 

Велосипед на швейной игле. Длина велосипеда 2 мм.

 

АКМ47 на спичке. Время изготовления автомата — 6 месяцев. Длина 1,625 мм. Материал — золото 585 и 999,9 проб.

 

Тульский самовар и сахарная песчинка. Высота самовара 1,2 мм, количество деталей — 12. Материал — золото 999,9 пробы.

 

Надпись на рисовом зерне, выполненная золотом 999,9 пробы. Высота букв — 0,14 мм.

 

Портрет А.С. Пушкина на рисовом зерне. Высота портрета — 1 мм.

 

Потртет Н.В. Гоголя на рисовом зерне.

 

Молитва Богородице Пантанассе на рисовых зернах.Высота букв 0,14 мм..Материал-золото 999,9 пробы.

 

 

Так оформлена одна из работ мастера, микроскоп конца 19 века, Германия.

 

Для работы с рисовыми зернами.

 

Сайт автора

 

err404.ru

где можно увидеть? :: SYL.ru

Ещё со школьной скамьи многие знают занимательную повесть Николая Лескова о славном мастере Левше, который смог подковать блоху. Точное название этого произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Подкованная блоха стала микроминиатюрой замечательного мастера 20-го столетия Николая Алдунина. Конечно же, вдохновлён на такую работу умелец был творением Николая Лескова.

Как Левша блоху подковал

Тульский край издавна славится оружейным делом. Так вот легенда о кузнеце Левше прославляет тульских мастеров. Сюжет повести Лескова смешивает в себе реальные события с выдуманными. Действие легенды происходит примерно в 1815 году. Однажды, совершая путешествие по Европе, император Александр I заглянул и в Англию. Там он смог понаблюдать за различными диковинками, среди которых была танцующая стальная блоха. Царь купил диковинку и привёз её в Россию.

Прошло несколько лет, император умер, а на престол взошёл Николай I. Чтобы объяснить суть заморского чуда, во дверец был приглашён донской казак Платов, сопровождавший когда-то Александра I в европейском турне. Так вот Платов и заявил, что русские зодчие могут сделать творение не хуже англичан.

После этого Платову было поручено государем посетить тульских умельцев и заинтересовать их в создании своей диковинки в ответ англичанам. Среди трёх умельцев оказался и кузнец по прозвищу Левша. Платов отдал блоху мастерам и попросил сотворить нечто необычное.

Что же придумали тульские умельцы. Через некоторое время оказалось, что они смогли каждую ногу блохи подковать меленькими подковками. Император смог убедиться в этом с помощью «мелкоскопа».

Во дворце все были восхищены, а Левшу наградили поездкой в Европу. Он должен был доставить в Англию своё творение и продемонстрировать умение мастеров из Тульского края. Так подкованная блоха стала символом тульского края. Судьба Левши была трагичной, вскоре он умер после чрезмерного принятия спиртного.

Прототипы Левши

Существует версия, что не было такого кузнеца из Тулы. Нет никаких доказательств того, что существовала такая подкованная блоха. Скорее всего, эта версия была придумана самими людьми. Но некоторые учёные считают, что у Левши были прообразы.

В конце 18-го столетия действительно два кузнеца из Тулы были отрекомендованы князем Потёмкиным в Англию. Ими были Яков Леонтьев и Алексей Сурнин. Они должны были научиться изготавливать утончённые поделки из металла. В итоге они освоили искусство производства оружия. Алексей Сурнин отбыл спустя семь лет в Россию и смог внедрить свои знания в оружейное дело. Факт пребывания тульских мастеров в Англии действительно был, а сам образ Левши писатель придумал.

Краткие сведения о Сергее Николаевиче Алдунине

На сегодняшний день подкованная блоха действительно существует, а вместе с ней множество и других шедевров в виде микроминиатюр. Автором этих творений является Николай Сергеевич Алдунин (1956 г.). Он был уроженцем Ворошиловградской области и прожил совсем короткую жизнь. На тот свет Николай Сергеевич ушёл всего в 53 года. В первую очередь он запомнился как подковавший блоху мастер.

Ещё с детства он интересовался металлами и изделиями из них. Он имел практические навыки слесаря, токаря, освоил секреты металлообработки. Больше всего он запомнился своими микроминиатюрами, изготовленными под микроскопом. Сегодня мастера уже нет в живых, он прожил всего 53 года, умер в 2009 году.

Работа над известной миктоминиатюрой

Однажды к нему пришла идея доказать, что прославление Лесковым тульских мастеров было ненапрасным. Алдунин решил подковать блоху. Подготовка к работе длилась два года, а сама микроминиатюра готовилась три месяца. Всё проводилось под микроскопом. Работал мастер в основном ночью. Сначала он изготовил подковки, затем гвоздики. В итоге этими гвоздиками мастер подковал. Каждое своё действие Алдунин проделывал между ударами сердца. Вот так получилась подкованная блоха. Фото микроминиатюры можно увидеть ниже.

Что же можно увидеть на этом изображении? Перед зрителями - малюсенькая засушенная блоха с шестью лапками, четыре из которых подкованы золотыми подковками. Вес одной такой подковки всего 0,00000004419 г.

Другие работы умельца

После удачно проделанной работы с блохой Алдунин решил полностью посвятить себя работе с маленькими миниатюрами. Одна из них называется «Караван верблюдов». Она выполнена из золота в игольном ушке. В микроскопе можно увидеть караван из семи верблюдов и три пальмы.

Настоящим шедевром является работа «Тульский самовар». Это маленький самовар, стоящий на игле. Состоит он из 12 деталей и имеет высоту - 1,2 мм.

Николай Сергеевич смог сделать несколько миниатюр на рисовых зёрнах. Так он выгравировал портрет А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, два обручальных кольца и надпись «Совет да любовь» из золота.

Ещё нескольких работ было сделано на разрезе яблочного зерна. Одно из таких изделий – «Останкинская телебашня». Шедевром является маленькая модель танка из золота. Также Алдунин смог сделать российский рубль размером всего в 0,88 мм.

В планах мастера было сотворить металлическую блоху, чтобы она танцевала кадриль под песню «Тула веками оружие ковала». Но, к сожалению, не успел осуществить он свой план.

Сергей Николаевич считал, что для создания миниатюр нужна особая философия и психология. На первом месте в выполнении его работ стояли красота и изящество. Гармония и любовь к себе, миру, хорошее настроение – залог успеха известного умельца.

Где хранится подкованная блоха

Так как основная поделка мастера прославила Тулу и этот край, то именно там и хранится подкованная блоха. В Музее оружия, что в Тульском кремле, она хранилась долгие годы. Многие смогли в микроскоп наблюдать маленькое чудо. Сейчас микроминиатюра хранится в старой аптеке Тулы.

Знаменитые мастера-умельцы

Сегодня в России живут несколько умельцев, которые возрождают народные традиции и воплощают в реальность невероятные легенды.

В Екатеринбурге живёт мастер Юрий Деулин. Изготавливать необычные изделия стало его мечтой ещё с детства. Будучи школьником Юра из кости смог выточить балалайку, к которой даже прикреплялись струны. Изделие парня было помещено в школьный музей. На сегодняшний день Юрий стал профессиональным мастером. Из его рук выходят неповторимые и оригинальные экспонаты.

Одна из его работ - «Статуя свободы», поместившаяся в игольном ушке. Портреты знаменитостей (Петра I, Папы Римского) умелец смог выполнить размером всего в 1 мм. Деулиным выполнена маленькая копия яйца Фаберже. Сенсационным изделием является шкатулка из чёрной жемчужины, в которую помещается автомобиль длиной 3,7 мм.

Микроминиатюра увлекла также художника и архитектора из Омска Анатолия Коненко. Свою работу он также начал с того, что подковал блоху. Сегодня мастер хранит уже целую коллекцию своих изделий. Среди них – маленький кузнечик, играющий на скрипке. Уникальным является поезд, двигающийся по железной дороге (композиция размещена на человеческом волоске).

Удивительными изделиями может похвастаться умелец из Сибири Владимир Анискин. Его работы просто покоряют. На срезе макового зёрнышка он умудрился сделать аэродром, на котором поместил 20 самолётов. В его арсенале также присутствует подкованная блоха из стали и платины.

В Ярославле живёт мастер Дмитрий Игумнов. Ему удалось подковать мышь. В его коллекции - маленькая сковородка диаметром 1см, на которой можно печь блины.

В России не забыли о своих талантливых умельцах, в Санкт-Петербурге открыт музей микроминиатюры «Русский Левша». Посетители с помощью увеличительных устройств могут рассматривать чудесные экспонаты.

Книга рекордов «Левша»

Писателем Н. Лесковым был создан прекрасный образ Левши как выразителя народного характера. Это имя уже стало нарицательным и символизирует предприимчивых русских людей с особой хваткой, всегда добивающихся своей цели. Не зря в России создали Книгу рекордов под названием «Левша». В неё попадают знаменитые люди, прославившие страну в тех или иных областях жизни.

Не зря один из новостных порталов Тулы называется «Блоха инфо». «Будь подкован» - таков девиз данного сайта, где размещаются самые интересные тульские новости.

www.syl.ru

"Блоху подковать": значение и происхождение фразеологизма

В наши дни фразеологизм «блоху подковать» можно услышать довольно редко. К счастью, не было окончательно забыто это оригинальное устойчивое выражение, введенное в употребление с легкой руки писателя Лескова еще в конце 19-го столетия. В каких же случаях люди вспоминают яркий оборот речи, какой смысл в него традиционно вкладывается?

Фразеологизм «подковать блоху»: значение

Как известно, блоха – насекомое-паразит, обладающее микроскопическим размером. Конечно же, говоря о том или ином человеке, что он может «блоху подковать», люди вовсе не имеют в виду его способность надеть подкову на паразита. В это устойчивое выражение вкладывается совсем другой смысл.

Такой фразеологизм традиционно произносят, когда желают отметить уникальный талант, которым обладает человек, его способность решить самую сложную и даже невыполнимую задачу.

Предыстория

Возникновение речевого оборота «блоху подковать» непосредственно связано с ситуацией, которая сложилась в России на рубеже 19-20-го столетий. Представители высшей знати с пренебрежением относились ко всему, что производилось местными умельцами. Критике подвергались произведения искусства, бытовые товары. Считалось, что только за границей умеют качественно работать, а русские мастера способны лишь подражать зарубежным коллегам, производя низкокачественные подделки.

Конечно же, простому народу было не по душе такое отношение представителей высшего общества к местным товарам. Постоянно предпринимались попытки изменить ситуацию, продемонстрировать высокое качество российской продукции. Эта тема затрагивается во многих повестях и сказках, написанных в то время. В этих произведениях описываются сокрушительные победы русских мастеров, оставляющих в дураках иноземцев.

Рассказ Николая Лескова

Кто автор фразеологизма «подковать блоху», когда появилось оригинальное устойчивое выражение? Известно, что этот речевой оборот впервые был использован писателем Николаем Лесковым. В 1881 году на суд читателей был представлен его рассказ «Левша», который быстро приобрел популярность.

Центральный персонаж рассказа – народный умелец из Тулы, слава о мастерстве которого гуляла по всей Российской империи. Этот мастер был настолько талантлив, что сумел создать подковы для изготовленной на Западе железной блохи, обладающей микроскопическим размером. Более того, каждую подкову он украсил фирменным клеймом, которое использовалось им при производстве собственной продукции.

Читателям Лескова так понравилась придуманная автором история, что фраза «блоху подковать» стала использоваться повсеместно. Ее употребляли не только выходцы из народа, но и представители высшей знати.

Миф или реальность

Разумеется, мастер из Тулы, сумевший решить задачу, которая кажется невыполнимой, был выдуман Николаем Лесковым. Однако миниатюрная стальная блоха вовсе не является плодом авторской фантазии. Писатель в своем рассказе использовал событие, имевшее место в реальной истории.

Владельцем металлической блохи, обладающей микроскопическим размером, стал однажды российский император Александр Первый. Это произошло, когда самодержец совершил путешествие в Англию. У одного из местных умельцев царь приобрел стальную подделку, изображающую блоху, которая очень ему понравилась.

Смелый эксперимент

Выше раскрывается смысл речевого оборота «блоху подковать», значение и происхождение фразеологизма также раскрываются. Но удалось ли кому-то в реальной жизни справиться с этой непростой задачей? Этим человеком стал Николай Алдунин, опытный мастер микроминиатюр, проживавший в Туле.

Рассказ, написанный Николаем Лесковым, произвел огромное впечатление на Алдунина. Мастеру захотелось не просто повторить успех выдуманного писателем умельца из Тулы, а превзойти его, надев подковы на живого паразита. Работать с металлом Николай умел блестяще, приобретя опыт во время работы слесарем и токарем.

Очевидно, что на пути мастера Алдунина возникли препятствия, которые могли показаться непреодолимыми. Главная проблема – волоски, которыми покрыты ноги у настоящего насекомого. Это препятствие Николай сумел устранить, удалив часть волосков и подрезав оставшиеся. Также умельцу пришлось изобрести миниатюрные инструменты, которые можно было использовать в работе. Одно только изготовление таких приспособлений потребовало двух лет работы. Известно также, что, колдуя над блохой, Алдунин применял сверхсильный микроскоп.

Победа мастера

Фразеологизм «подковать боку» произвел такое впечатление на Алдунина, что он сумел справиться с этой задачей. Этот человек стал первым в мире умельцем, которому удалось надеть на живого паразита подковы. Случилось это только спустя 150 лет после того, как Николай Лесков представил на суд читателей свое произведение «Левша».

Конечно же, интересно и то, какой металл был задействован талантливым мастером при изготовлении миниатюрных подков. Маленькие подковки, а также гвоздики к ним были созданы из золота. Интересно, что вес каждой подковки не превышает 0,00000004419 грамма, всего Алдунин изготовил их шесть штук.

Что значит «подковать блоху»? Как уже было сказано, этот фразеологизм используется, когда люди хотят выразить свое восхищение талантом того или иного человека. Николая Алдунина можно назвать прекрасным примером мастера, способного «подковать блоху». Кстати, этот гений, сумевший надеть подковы на миниатюрное насекомое, не ограничился этим выдающимся достижением. Своим наследникам Алдунин оставил огромное количество интересных микроминиатюр. К примеру, им был создан традиционный тульский самовар, высота которого едва превышает миллиметр. Также он изготовил на рисовом зернышке портрет знаменитого писателя Пушкина.

Ушел из жизни этот талантливый человек в сентябре 2009 года.

Знаменитый подарок

Как следует из всего вышесказанного, выражение может иметь и прямое значение. «Блоху подковать» сумел не только Николай Алдунин из Тулы. Справился с этой непростой задачей и житель Омской области. Свое изделие Анатолий Коненко преподнес в дар Владимиру Путину, а для проведения выставок им была изготовлена точная копия.

Кстати, миниатюрная блоха с подковами – далеко не единственное достижение этого талантливого мастера. Анатолий является создателем иллюстрированных книжечек, имеющих миниатюрный формат. Сведения о его работах даже попали в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса. Интересно, что этими книжечками можно не только любоваться, при наличии микроскопа они пригодны и для чтения, содержат произведения различных известных писателей. Созданы Коненко и другие выдающиеся произведения, принадлежащие к жанру миниатюр. Работы мастера в настоящий момент представлены во множестве музеев.

fb.ru

Что значит "блоху подковать"? :: SYL.ru

Русь славна своими умельцами, которые не заломят цену за мастерство. Даже могут подарить чудо, сделанное своими руками. Будут корпеть над работой, забыв обо всем. И поэтому только в нашей стране могло появиться это словосочетание.

Происхождение фразеологизма «блоху подковать»

Еще до того, как Н. С. Лесков в конце девятнадцатого столетия написал про своего Левшу, в народе ходило присловье. Оно было о том, как тульские умельцы смогли английскую стальную блоху подковать, чем утерли нос тамошним мастерам.

Пренебрежение к качеству работы отечественных умельцев вызывало справедливое возмущение у недворянской части народа. Поэтому слагались байки, как русский мужик (солдат, мастеровой или простой крестьянин) что-то сделал лучше заграничного специалиста.

Николай Семенович подхватил приговорку и создал на ее основе известный свой сказ о Левше. Он сам говорил, что родилась эта байка в среде оружейных дел мастеров. Неизвестно только, в каком городе – Туле или Сестрорецке, так как он записал ее в Сестрорецке от оружейника, выходца из Тулы.

После выхода в свет сказа о Левше выражение «блоху подковать» завоевало страну и стало употребляться в переносном значении. Например, о хорошем автослесаре могут сказать: «Он не только машину переберет, он блоху может подковать». Означает это, что ничего неподвластного в профессии для такого человека не существует.

Левша подковал блоху

В рассказе Лескова Левша советует государю взять мелкоскоп, который увеличивает в пять миллионов раз. Только так можно заметить имя мастера на подковках блохи. Сам Левша ковал гвоздики, которые ни в какой мелкоскоп не видны. На вопрос, как же они работали без мелкоскопа, он отвечал просто: «У нас так глаз пристрелявши».

Лесков называет это «артистическою удалью», признавая в двадцатой главе сказа, что взял сюжет из народного эпоса с «человечкиной душой». Грустно говорит он о машинах, которые стали повсеместно применяться на производстве и вытеснили изюминку народного умельца – сделать невозможное возможным.

Не случайно Левша умирает от невнимательного, халатного отношения после возвращения на родину. Произвол чиновников и слишком дешево ценимая жизнь простого люда – бич России. Не помог даже Платов, бывший государев помощник, который лично привез Левшу в Петербург.

Множество изобретений ушло из страны, воплотившись в патентах за границей. У учителей физики есть поговорка: «Если преподавать ребенку, он будет хорошо знать физику. А если помогать ему самому узнавать законы, получится гений». Это же можно сказать и о Левше.

Есть еще один, печальный смысл выражения «блоху подковать». Значение фразеологизма – делать что-то гениально, но не получать за это признания.

Уникальный русский электрослесарь

Родом из деревни Елкино, что под Свердловском, был мастер миниатюры Александр Матвеевич Сысолятин. Работал электрослесарем. Он изготавливал тончайшие хирургические микроинструменты.

Его миниатюры дарили сановитым заграничным гостям как подтверждение русского характера. Сам мастер ничего не получал от своего хобби, делал работу от души и дарил от всего сердца. Известно, что Михаилу Ботвиннику он подарил крошечный шахматный столик размером с копейку с настоящей шахматной доской и фигурами на ней.

Звание Левши он получил за блоху, которую сделал в натуральную величину с моторчиком внутри. Блоха могла 20 раз подскакивать. Он не дал выражению «блоху подковать» забыться, оно приобрело новое буквальное значение. А "левшами" вновь стало актуальным называть народных умельцев.

Андулин мог блоху подковать

Мастер Андулин, что тоже проживал в Туле, как и Левша, смог подковать блоху настоящую. Он ушел с работы, когда увлекся миниатюрными механизмами. Работал, используя микроскоп. Он делал удивительные вещи: множество маленьких верблюдов, которые идут на водопой к пальмам, он поместил в игольное ушко. На зернышках риса изображал портреты.

Но все знакомые приставали с одним-единственным вопросом: когда блоху подкуешь? И тогда Николай Сергеевич взялся за дело. Изготовил маленькие золотые подковки, малюсенькие гвоздики (их почти не видно, они только по блеску различимы) да и, как Левша, подковал блоху. И не только подковал, но и седло на нее надел.

Признание мастеров

Есть два памятника, которые увековечили Левшу. Конечно, один из них на Урале, а другой – в Туле. Но по России рассеяно бесчисленное множество неизвестных умельцев. О них слагают байки и по сей день. Известна одна из них: на буровой сломался зеркальный прибор в шахте. Он стоил уйму денег. Но был там один дядя Вася (настоящее имя кануло в Лету), он выпил два стакана, чтобы не тряслись руки, и запаял вручную металлическое зеркало.

Спускали его в шахту, почти ни на что не надеясь. А он выполнил такой шов, что его не отличить невооруженным глазом. Вот тебе и Левша! К сожалению, страна до сих пор не знает имена своих героев. Наверное, это в русском характере: да, я это сделал, а что? Будем же повнимательнее к нашим дорогим левшам.

www.syl.ru

Подковавший блоху: ochendaje

Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество.

Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в 

микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Николай считаел, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.

Российский рубль

Диаметр - 0,88 мм

Материал - золото 999,9 пробы

 Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 — 7 часов кряду. Жена Ирина ложится спать, он сидит точит. Просыпается, он точит. На чем затачивал? Это уже секрет мастера. Алмазная паста в 3 — 5 микронов оказалась грубовата. Искал свои составы. Работал по ночам. Повязывал голову платком и надевал одежду из хлопка. Микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом — она, как живая, прыг куда-то в сторону. Облачившись, Алдунин садился на кухне и пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки. А когда забил последний гвоздик, отсыпался почти неделю.

Подкованная блоха

С седлом и стременами

Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной головке этих подковок можно уместить две с половиной тысячи штук». На самых кончиках четырех из шести блошинных лапок сверкают золотые подковки. В каждой — по три гвоздика. Одна блошиная подковка Алдунина весит 0,00000004419 грамма. Из одного грамма золота получится 22 629 544 подковки. То есть можно подковать больше 5 миллионов блох. Ширина каждой подковы — 40 микрон, длина — 50, диаметр шляпок гвоздиков — и вовсе 5 (в 1 миллиметре 1000 микрон).

Совет да любовь

Рисовое зерно

Высота букв - 0,14 мм. Материал-золото 999,9 пробы.

«Это же ведь брэнд для Тульской области.-Рассказывает микроминиатюрист. — И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.

Трехлинейная винтовка Мосина

На рисовом зерне

Длина - 3 мм. Материал-золото 999,9 пробы

Подкованная блоха Алдунина вместе с микроскопической винтовкой Мосина, расположенной на рисовом зернышке (длина вместе со штыком — менее 3 мм, имеется движущийся затвор!), включена в экспозицию Тульского музея оружия.

Танк Т34/85

Расположен на продольном срезе яблочного зерна

Длина корпуса - 2 мм. Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы

Самой сложной своей работой, мастер-микроминиатюрист считает танк Т34/85. Длина корпуса — 2 мм. Расположена микроминиатюра на продольном срезе яблочного зерна. «Танк я делал полгода к 60-летию Победы. Почти не выходил из дома, только за едой в магазин. Я вообще во время серьезной работы стараюсь не появляться на улице, чтобы не набрать негативных эмоций. Я вообще люблю военную тематику, а этот танк я делал с дотошностью истинного фаната военной техники, — рассказывает Николай Сергеевич. — Собрал из 257 отдельных деталей!»

Останкинская телебашня

Расположена на яблочном зерне

Высота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы

Накануне 40-летнего юбилея Останкинской телебашни умелец смастерил ее точную копию, только в 850 тысяч раз меньше. На ней через микроскоп отчетливо видны все антенны, спутниковые тарелки и даже ресторан «Седьмое небо». 

По словам Николая, к нему часто обращались представители политических кругов и шоу-бизнеса — заказывали подарки, например, портрет известной певицы на рисовом зернышке или подкованную блоху для политика.

Н.В.Гоголь

Портрет на рисовом зерне

Умелец выполнил около сотни работ. Все шедевры Николай Алдунин исполнял из чистого золота 999,9 пробы. По его словам, это было продиктовано суровой необходимостью, ведь микроскопическая деталь, изготовленная из любого другого металла, на глазах могла бы покрыться ржавчиной.

Велосипед

Расположен на швейной игле

Длина - 2 мм.

Про мастера микроминиатюры Алдунина уже стали ходить легенды, вот что мы прочли в одном из блогов: чтобы достичь идеальных движений рук, Николай научился играть более чем на 20-ти струнных музыкальных инструментов. Благодаря этому он может создавать такие удивительные вещи.

Л.Н.Толстой

Портрет на рисовом зерне

1 сентября Николай Алдунин, талантливый мастер, отметил в больнице свой 53-ий день рождения. 2 месяца он пролежал в больнице при институте им.Вишневского с осложнениями после перенесенной операции. У него был хронический панкреатит. 9 сентября у Николая открылось сильное внутреннее кровотечение, которого он не смог перенести. Он ушел, как и жил, борясь и яростно вырывая у тяжелого недуга каждый свой новый день. «Я не молю, а только прошу Бога, чтобы он дал мне немного времени доделать то, чего не успел», — сказал он другу Александру Богатырёву, прощаясь, 19 мая в Москве. А планов и новых уникальных замыслов у микроминиатюриста было много...

Автомат АКМ-47

Расположен поперек спички

Длина-1,625 мм. Состоит из 34 детелей. Материал - золото 585 и 999,9 пробы. Время изготовления - 6 месяцев.

«В ближайшем будущем я собираюсь приступить к созданию новой работы — „Мерседеса“ длиной в 15 см из золота, серебра и платины, — планировал Николай Сергеевич. — Причем в нем будут детали реального автомобиля. Особое внимание я уделю приборной доске: все стрелочки, циферки, кнопочки...» Была задумка выковать блоху из металла. И чтобы она кадриль выкидывала наподобие лесковской под музыку «Тула веками оружие ковала». Жаль, что его планам не суждено было сбыться.

По его глубокому убеждению, философии и психологии мастерства исполнения миниатюрных шедевров научить невозможно. Он постоянно подчеркивал: «Я не художник!» При этом Николай Алдунин на первое место в своей работе ставил изящество и красоту исполнения задумки.Но, наверное, самым главным секретом Николая было то, что за работу он садился только в хорошем настроении, в состоянии гармонии и любви к себе и миру, к тому, что предстояло сделать.

Интервью с мастером микроминиатюры 2002 года, взят первый рубеж — подкована блоха...

ochendaje.livejournal.com


Смотрите также