Как и откуда появляются вши у человека. Блохи вши лошадь мочится у изголовья


Конкурс хайку: Переводы третьего тура

Конкурс хайку: Переводы третьего тураJan. 31st, 2005 @ 11:21 am

Конкурс хайку: Переводы третьего тура

Благодаря уважаемому pendelschwanz у нас теперь есть фотография монумента, возведённого на том месте, где Басё заели блохи. На нём написан текст того самого хайку, которое вы переводили:

蚤虱馬の尿する枕もと

номи сирами ума но ситосуру макурамото

Большая просьба к переводчикам: пожалуйста, комментируйте свои переводы; пишите, почему вы выбрали тот или иной вариант, какие варианты вы отвергли и почему.

Тодомацу

Вши донимают.Дождь или лошадь журчитУ изголовья?

Химавари

Сено, вши, блохи,Ливень, льёт из лошади,Подушка мокнет

Судзуран

блохи кусают,шумно мочится лошадьнад самым ухом

Юри

Вшами изъедени мочится лошадьна голову будто

Хасу

Вши, сыро. Хлынул ливень...Нет, это мочится коньУ моего изголовья.

Сакура

блохи. вши.звук лошадиной мочиу изголовья.

Аои

блохи да вши...Мочится лошадьвблизи изголовья.

Надэшко

Блошки да вошки,Сыро. Лошадка журчитВозле подушки.

Кури

Для вшей - застольеОтхожее место для лошадейУ моего изголовья...

Хаку

Блохи да вшиОпорожняется лошадьУ изголовья

Акасеа

под дождем в горув приют с блохами вшамида звуком конской струи

Фудзи

Ненастье : блохи, вши, и у подушки мочится лошадь

Азами

Вши угощают блох;К северу от мозжечкаПисает лошадь.

Бара

блохи со вшамишумно мочится лошадьмрак в изголовье

Кику

Блохи, вши,конюшни запах кислый,влажная подушка

Янаги

Вши, блохи, жара,Рядом мочится лошадь.Устроился на ночь.

Хинагику

Вши да блохи. Дождьжурчит. У изголовьямочатся кони.

Васуренагуса

Блохи и вши. Мочатся лошади рядом.Тот же звук от дождя...

Голосование будет определять Приз Зрительских Симпатий.

Какие из переводов вам больше всего нравятся ? (можно отмечать несколько):

Васуренагуса

1(2.0%)

Тодомацу

7(13.7%)

From:Date:
shurra
January 30th, 2005 - 06:51 pm
(Link)

Тодомацу - мне понравилось просто как законченное произведение. Янаги - единственный (или единственная?) у кого прозвучало указание на японскую погоду "жарко",- то, чего не было в подстрочнике. Но это очень важно, как мне кажется. Ведь дождь - не прохладный, не освежающий, сезон дождей - это духота и влажность. У Янаги как раз передано, что в одном темном помещении, в жаре, в спертом воздухе ночуют и люди, и кони, собаки и прочие мелкие животные. Но это единственный доступный ночлег, где уж тут выбирать... Да, и еще. Вряд ли у путника "подушка", скорее "изголовье" - в лучшем случае, своя же сырая верхняя одежда или мешок с вещами.

Надо же! Такая неаппетитная тема, а практически все переводы мне нравятся!

Развеселили Надэшко и Азами.

У Надэшко - сплошное созвучие уменьшительно-мультфильмное:надэшко, блошки, вошки, лошадка, подушка.И лошадка деликатно журчит:)

А Азами - это просто Хармс с Чуковским:)У блошек с вошками пир с угощениями, не иначе муха нашла иену и самовар купила:)"К северу от мозжечка" вообще такая топографическая загадка, все пытаюсь представить:)Ну и "писает" это тоже трогательно. Да:)

старался перевести как можно ближе к оригиналу, не добавляя от себя ничего "неавторского"автор не старался внести сюда чего-то окрыляющего, надеюсь что мой перевод "пахнет" сродни оригиналу

варианты, которые я отверг выложил сюда:http://www.livejournal.com/users/hakukun/1319.html#cutid2(ничего серьезного :) )

From:Date:
(Anonymous)
January 30th, 2005 - 07:51 pm

Комменты от Кури

(Link)
1. Хорошо получилось у Тодомацу! У меня была та же ассоциация - звук дождя, звук мочи. Но... ассоциация была отвергнута, потому что звук дождя непрерывный, а пописать так даже у лошади не получится.

2. Сначала хотелось написать что-то жалостливое. Но ведь у Басе просто констатация фактов, никаких вздохов-охов. А потом подумалось, что в тяжелых условиях часто люди сохраняют присутствие духа, если сохраняют способность посмеяться над испытаниями. Отсюда "застолье у вшей".

3. Блохи могут укусить случайно, довольно неприятно. А вот вши... вши в тех условиях могли доставить много неприятностей. Поэтому вши - главное действующее лицо, если можно так сказать.

4. А вот вопрос к знатокам - были ли там подушки в нашем понимании слова? Вроде спали на деревянной подставке, которую подкладывали под голову.

From:Date:
catpad
January 30th, 2005 - 08:03 pm

Re: Комменты от Кури

(Link)
From:Date:
(Anonymous)
January 30th, 2005 - 08:00 pm

Записки стороннего наблюдателя

(Link)
Некоторые комментарии

Тодомацу, Хасу, Васуренагуса - интересная идея смешать звук лошади со звуком дождя. Как бы эвфемизм.

Химавари - не хайку, но перечисление даже завораживает.

Судзуран - как всегда близко к тексту, и слова стоят складно.

Сакура, Аои - тоже близко к тексту, однако у Аои намного складнее.

Надэшко - это, конечно, не хайку, а пародия на Басё. Но пародия неплохая! Не совсем понятно, как судьи будут это оценивать. Хорошо бы услышать их мнение.

Азами - ещё одна хорошая пародия; настоящий пир блох. Тот же вопрос к судьям.

Кику, Кури, Акасеа - как-то коряво поставлены слова.

Хаку - "опорожняется" всё-таки слишком сильное слово. Лошадь же не "по-большому" ходит :)

Бара - не совсем ясно, к чему здесь "мрак в изголовье".

Янаги - "Устроился на ночь" - замечательный юмор, хороший перевод!

Хинагику - слово "кони", кажется, здесь не совсем уместно.

From:Date:
shurra
January 30th, 2005 - 08:11 pm

Re: Записки стороннего наблюдателя

(Link)

Да-да, чувствуется юмор, и это так здорово! Хайку - и про блох :) Кажется мне, что и Басё что-то подобное имел в виду.

From:Date:
(Anonymous)
January 30th, 2005 - 08:32 pm
(Link)
Тодомацу, здорово! Немножко не по тексту, но мне нравится очень!

Надэшко - каваи!!! ;)

Хинагику - все бы ничего, но предложения разбиты...

Янаги, классно!

Азами - вот это сюююр! :)))

А теперь позанудствую. Можно?

Вот, многие уважаемые участники притащили в хайку кто дождь, кто жару...Оно, конечно, окрасило текст, но... э... Мы говорим - блохи, подразумеваем лето. Мы говорим - лето, подразумеваем блох! :)))))Вот. По этому поводу уже была дискуссия...Так что, пожалуйста, давайте не будем спорить, просто вот мое мнение такое.

:)

Судзуран

Пы Сы: С каждым туром мы все лучше и лучше! Уррра!!!!

спорить не будем. но мы, к сожалению, не подразумеваем. а сноски нам, в отличие от обычных переводчиков не позволены. пришлось тащить жару, хотя, как я отметил ниже у меня была мысль заменить кого-нибудь из паразитов на летнего комара

From:Date:
hasukun
January 30th, 2005 - 09:01 pm

Комментарии

(Link)

Здорово!!! Мне нравятся переводы!Немного о своем переводе: я хотел отразить сырость, и дождь стеной, и то, что хайку скорее серьезное, а не комичное. Поэтому я и убрал блох, как сезонное слово, русскому человеку непонятное и с ливнями не ассоциирующееся. Ну и поскольку звук лошадиной мочи, явно очень громкий, по-моему, сравнивается со звуком ливня (не шелестом дождя по крыше, а именно с грохотом проливного дождя), то я и перевел хайку так:Вши, сыро. Хлынул ливень...Нет, это мочится коньУ моего изголовья.Снимаю шляпу перед Тодомацу за сохраненный размер, но я пожертвовал им ради грохота ливня вместо журчания дождя. :)

From:Date:
baibikov
January 31st, 2005 - 01:39 am

Re: Комментарии

(Link)

конь - для русского читателя слишком "нагруженное смыслами " слово. мне кажется, что в данном случае "лошадь" или "лошади" все-таки уместнее.

Все переводчики порадовали. Cпасибо!Казалось бы, что можно выжать из этого сто раз переведенного хайку!Проголосовал за Сакуру - просто и хорошо передает настроение; за Тодомацу - ей/ему бы Иссу переводить! И еще за Хинагику, хотя там слишко много точек ( хайку, по идее, должно читаться на одном дыхании с одной паузой).Интересно, что после заметки о современном хайку никто не попробовал конкретную графическую форму. Например: дождь блохи вши журчит у изголовья конская моча

:)

From:Date:
catpad
January 30th, 2005 - 10:25 pm
(Link)

Мы, конечно, за прогресс, но всё-таки против совсем уж откровенной отсебятины :)

From:Date:
(Anonymous)
January 30th, 2005 - 10:12 pm
(Link)
Мне показалось, что Басё шутит, поэтому хайку не должно быть слишком серьёзным. К сожалению во время отправки Мише перевода произошла опечятка, было:Блошки да вошкиа стало:Блошки и вошки, по-моему чуть хуже.

В выбранном на отправку переводе постарался не добавлять ни мыслей, ни слов помимо оригинала.Иначе, можно было и так:

Сыро и вшивоЛошадь журчит в изголовье -Славная ночка!

Надэшко

From:Date:
(Anonymous)
January 30th, 2005 - 10:17 pm
(Link)

не "опечятка", конечно, а опечатка :)Надэшко

From:Date:
maqs
January 30th, 2005 - 10:14 pm
(Link)
А лирика-то где?

У грязных яслейВ хижине ветхой делюЦиновку с блохою.

или вот (менее хороший вариант):

Соседями сталиБлохи и конский навозВ ночлеге моем.

По моему скромному мнению, надо переводить с языка на язык, а не просто слова транслировать :) Не сочтите за ханжество, но Басё - это не бродский, по-русски должен звучать по-нежнее, что-ли. Повторюсь, все это - мое скромное мнение.

From:Date:
dyn_ka
January 30th, 2005 - 11:52 pm
(Link)

лошадь потерял :-), точнее, собственно действие, получилось местохотя да, вариант:-)

From:Date:
baibikov
January 30th, 2005 - 11:04 pm

вариант

(Link)

лежу: июньскиеблохи и вши над ухоммочится лошадь

Re: вариант

(Link)

Над ухом - отличное выражение !то, что надо

Мне снова нравятся все переводы, потому что люди смогли увидеть (услышать) в этом хайку там много всяких удивительных вещей.

Понравилось, как тонко и с юмором получилось у Янаги и Тодомацу. Как вам это удалось? :)) Невольно улюбаюсь.Азами вообще развеслил(а) географией мозжечка.Хасу и Химавари тоже пошутили удачно.Мне кажется, юмор привносит необходимую легкость в хайку.

Картинка, образность у Судзуран - очень сильно. Фаворит

У Кури получилось еще сыграть на антитезе "застолье-отхожее место". По-моему, находка.

Аои, Хаку, Надесико - до чего вы здорово придумали с союзом "да" в первой строчке. Именно то, что надо. Звучит!

А вот у Хинагику и Васуренагуса получилось лиричнее, наверно из-за дождя.

Такие мысли.Когда сама переводила, то была проблема с адекватным выражением "лошади мочатся". Я краснела-бледнела и все же не посмела оставить, как было в оригинале. Вариантов не было.

Ответ ниже, если хватит терпения прочитать :-)"Звук лошадиной мочи" ничем не хуже, хотя возможно "шум" было бы более однозначно

From:Date:
himavari
January 30th, 2005 - 11:10 pm

Антиперевод

(Link)
ТАк как хайку - явление объемное, отныне публикую в своем журнале ка каждое хайку антиперевод.Данный перевод близок к тексту и воспроизводит мелдодию:

Вшами, блохамиМочей конской пропитанаМоя подушка

From:Date:
origa
January 30th, 2005 - 11:24 pm
(Link)
Аои

блохи да вши...Мочится лошадьвблизи изголовья.---------------------

Вот за это я проголосовала. Мне кажется, этот вариант отвечает самому духу басёвской поэзии (его хайбунам, в том числе -- как хайку в прозе). Переводчик не исказил ни смысл, ни букву, а главное - ни сам дух и стиль Басё. И при этом -- наиболее сжатый из всех перевод, с использованием только необходимых и достаточных (и при этом таких точных!) слов -- но за которыми легко видится много больше... И так ритмично, напевно - так и слышатся японские onji! Замечательное чувство языка. Высший класс.

Понравились ещё несколько:

Сакура (было бы отлично, если бы не словосочетание "звук лошадиной мочи" -- звук всё же издаёт не моча сама по себе, а тот, кто её испускает, поэтому немного неточно; можно бы сказать нечто типа "звук испускаемой/льющейся/и пр. мочи" -- но длинно; трудно обработать слово "звук", поэтому оно выбрано не совсем удачно)

Тодомацу (всё прекрасно, но было бы лучше без вопроса, в простом повествовательном стиле -- как у Басё)

Янаги (точно и хорошо переданы образы, но немного многословно, излишне разъясняюще: целое предложение о том, что поэт устроился на ночь, не нужно -- снижает яркость картины)

Хаку (только слово "опорожняется" абсолютно неточное -- надеюсь, понятно, почему :-))

Судзуран (было бы отлично, если бы не читалось как одно предложение; всё же у Басё два сопоставленных образа, это наиболее часто употребляющийся приём в хайку)

Спасибо за возможность поучаствовать в голосовании!

From:Date:
catpad
January 30th, 2005 - 11:34 pm
(Link)

У Янаги "устроился на ночь" - это не разъяснение, а чистый юмор. Добавьте невозможное в хайку "ну вот" и увидите: "ну вот, устроился на ночь".

From:Date:
yanagichan
January 30th, 2005 - 11:25 pm

Поэтическая кухня

(Link)

Вы знаете (ну или скоро узнаете) мою страсть переводить как можно буквальнее. А теперь посмотрим, как я от буквального перевода дошел до того, что в итоге послал:- во-первых, мне кажется моё понимание оказалось отличным от большинства участников. Я понял так: блохи, вши, лошади, которые делают не скажу что (у меня тоже проходило как версия "лошадь журчит", но здесь я удержался на буквальности) - все это фигня, когда усталый путник может наконец приклонить голову.- кроме того у меня четкое представление о хайку, сложившееся, естественно, благодаря русским переводам. В него входит "оторванная" третья строка, которую я всегда стараюсь протащить. Т.е. третья строка это, по возможности, новое предложение.- сначала, конечно, было изголовье (потом, недолго, подушка) в форме "вот изголовье", "есть изгловье", "но (есть) изголовье", "о! изголовье", которое почти вошло в окончательный вариант. Но тут меня одолели лишние знания, почерпнутые из конкурса, о том, что вот бывает такая специальная стандартная частица в хайку, которая усиливает/выделяет, и которой здесь нет. Я их давил, давил, но так и не смог написать "о!" без оснований. Кроме того, меня раздражало изголовье чисто фонетически (и длиной), а подушка семантически и тем, что я знал, что японцы спали на каких-то чурбачаках. Так изголовье сменлось ложем, постелью, а потом и вовсе отпало и заменилось описанием эмоции, как я ее понял, вместо перевода.- вторая строка подрейфовала немного, но тут меня одолел буквализм. Вместо "рядом" рассматривалось "где-то", которое мне лично нравится больше, но пришлось уступить и принять в расчет, что все читали комментарии к хайку и запомнили, что лошадь буквально над головой, а не "где-то"- первая строка долго была буквальной, потом было "полно блох и вшей" и это было неплохо, но опять припомнился комментарий про сезонные слова. Летние блохи и июньские блохи, которые мне нравятся, показались чудовищно длинными, лето, чересчур буквальным, постепенно возникла жара, для передачи и сезона и общей гнусности ситуации. А, думал о москитах/комарах, которые очень даже летние у нас, но вспомнил, что они в хайках встречаются самостоятельно, да и отказ от буквализма в третьей строке меня угнетал, так что пришлось вернуть оригинальных паразитов.Что-то я растренделся (c)

From:Date:
catpad
January 30th, 2005 - 11:35 pm

Re: Поэтическая кухня

(Link)

Молодец Янаги,тренди и дальше в следующих турах!

all-japan.livejournal.com

Блохи, вши и клопы и европейская цивилизация

Блошиные ловушки не очень надежно защищали своих хозяев от надоедливых паразитов, зато дамы той эпохи придумали способ, как использовать блох в искусстве флирта. Вскрикивая от мнимых и настоящих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы чтобы не разводить «зоопарк» носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится... ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают. Большое распространение приобрел «блошиный мех» - носимый на руке или возле шеи кусочек меха, куда, по мысли средневековых дам, должны были собираться блохи, и откуда их можно потом вытрясти куда-нибудь на землю. Лучший подарок возлюбленным и супругам - чучела пушных зверей для этих же целей. Чучела были инкрустированы драгоценными камнями. На картинах вроде «Дама с горностаем» (только это не горностай, а белый хорек - фуро) или «Королева Елизавета I с горностаем», как раз и изображены чучела или зверьки, используемые как блошиный мех. Их носили с собой, как позднее дамы носили декоративных собачек. Кроме собачек еще держали ласк, как раз для ловли блох. Начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. У мелкого зверя температура тела выше, чем у человека и он в отличие от дамы ловит блох все время и зубами. Наконец те же собачки, водимые под юбкой... Интересным вляется тот факт, что блохи не вызывали у людей такого отвращения как, скажем, вши. Более того блохи во многих случаях вызывали к себе интерес у коллекционеров и даже служили предметом экстравагантных развлечений человека. Вот одна из таких забав. В XVII в. среди французских кавалеров считалось модным хранить, как сладкое воспоминание, блоху, пойманную собственноручно на теле дамы своего сердца. В ту пору в европе, самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой. Держали блоху в миниатюрной, часто прекрасной ювелирной работы шкатулке-клетке, висящей на цепочке на шее, и блоха каждый божий день сосала кровь «счастливого» владельца. Этим безумно своеобразным сувениром оригинал старался обратить на себя внимание окружающих и только с ним был вхож в сомнительные компании. А когда блоха издыхала, убитый горем кавалер отправлялся на ловлю нового сувенира при живом участии всей распутной братии! Помимо анонимных историй, до наших дней дошло и свидетельство, что таким сладостным сувениром владел французский поэт и большой распутник Барро (Jacques Vallee des Barreaux, 1602 — 1673, который держал блоху, изловленную на знаменитой куртизанке Марион Делорм

Клопы - бич средневековой европы.

Западная цивилизация настолько привыкла к клопам, что присказку «Спокойной тебе ночи и чтоб клопы не кусали» можно услышать в каждом втором голливудском фильме.Клопы были настолько неотъемлемой и привычной частью жизни, что даже кориандр (известный также под названиями «кинза» и «китайская петрушка»), семена которого используются как специи, в средние века получил свое название от греческого koriannon («клоповник»), производного от korios - «клоп» - из-за свого специфического запаха. Средневековая европа мало что изобрела, но кое-какие оригинальные новшества в изготовлении мебели в это время появились, хотя говорить о мебельном искусстве становится возможно только начиная с века девятого, в муках родившего первый средневековый стиль, по преемственности названный романским. По сравнению с римской мебелью это был шаг назад, и самой универсальной и практичной мебелью средневековья был сундук, который мог одновременно служить и кроватью, и скамьей, и дорожным чемоданом. Но в позднем средневековье у изготовителей мебели появляются новинки, вполне отражающие его (средневековья) дух. Это не только всевозможные стулья, банкетки и троны со встроенными ночными горшками, но и балдахины у кроватей. Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и - обязательно - с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались. Помогали балдахины мало, ибо клопы чудно устраивались в складках. Антисанитария активно содействовала их размножению. Балдахинами влияние клопов на культуру Европы не ограничилось, и повеление Людовика о применение духов было вызвано, очевидно, не только своей собственной вонью и вонью подданных, но, учитывая постоянную бессонницу монарха из-за укусов клопов, имело также и другую цель. Так, с легкой руки Короля-Солнца в Европе появились духи, прямое предназначение которых - не только забивать неприятный запах, но и отгонять клопов.В книге «Верные, удобные и дешевые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в Европе в 1829 году, говорится: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов надо натираться духами. От запаха натертого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение свое к запахам и возвращаются сосать тело с большим еще ожесточением нежели прежде». Народ пытался использовать и другие средства в борьбе с «вампирами». Иногда применялся известный с давних времен своими чудесными свойствами «персидский порошок» из цветков далматской ромашки, а в музеях при изучении домашней утвари и других важных в то время приспособлений можно увидеть и менее тривиальные вещи - например, устройство для выжигания клопов из кровати.Веку к XVII-му распространяются «клоповарки» - этакая штуковина с длинным и тонким носиком по типу самовара. Внутрь насыпался уголь, заливалась вода, и из носика струя пара - смерть клопам! Народ в отличии от христианских мучеников клопов все же не любил, а утописту Фурье даже грезились в будущем не только океаны из лимонада, но желал он увидеть в этом призрачном утопическом будущем также и свою несбыточную мечту - «антиклопов». В отличии от вшей, считающихся «жемчужинами Божиими», наличие клопов не всегда приветствовалось и монахами. Например, всех поражало отсутствие столь привычных клопов у картезианцев: Ко всеобщему удивлению в монастыре не водилось клопов, хотя некоторые обстоятельства должны были бы способствовать их появлению: монашеский образ жизни (отсутствие нательного белья), манера спать одетыми, деревянные постройки, редко сменяемые постели и соломенные тюфяки. Правда, клопы водились у братьев-конверзов (как, впрочем, и у остальных людей в Средние века). По этому поводу возникали споры. Некоторые усматривали здесь особую милость Небес, оказанную этому наиболее строгому из монашеских орденов. Другие считали отсутствие клопов результатом того, что здесь не ели мяса(Лео Мулен. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.)

Хотя в этом случае отсутствие клопов трактуется, как «милость Небес», но, конечно, не все монахи относились к клопам отрицательно. Их, например, прикармливал собой св. Симеон. Нет, не тот Симеон, который оставил горы фекалий в келье Трира, и не тот Симен Златогорец, который сидел на горе. Этот Симеон «воздвиг славу Господу», просидев на столпе (колонне) - преподобный Симеон Столпник. «Подвиг Симеона совершенно исключителен, необычен. Столпничества еще не знала тогда богатая формами христианская аскеза. По-видимому, Симеон был его изобретателем [прим.: это утверждает и Евагрий. Такой вот истинно христианский «подвиг». Эх, «Гвозди бы делать из этих людей», как говаривал Маяковский. «Отныне вся его долгая жизнь – 37 лет – втеснилась в пространство каких-нибудь четырех квадратных метров. Он даже на столпе приковывал ноги, чтобы стеснить себя до конца. Единственное движение, которое позволял себе подвижник, кажется, имеет одно измерение: высоту». Приковывать себя цепью св. Семеону было не в первой, еще раньше он то замуровывал себя в келье в Теланиссу (Тель-Нешн), то там же жил на горе, приковав себя к ней цепью. Но о клопах св. Симеон не забывал никогда: «Когда снимали цепь, под кожаным подкандальником нашли 20 огромных клопов, которых добровольный мученик кормил своей кровью». В средние века вши - «Божьи жемчужины» - почитались и считались признаком святости отнюдь не за свою древнюю историю (недавно палеонтологи обнаружили вошь, которая жила в оперении птиц еще 44 миллиона лет назад). Дело, вероятно, в том, что «причащающиеся кровью» насекомые как бы становились освященными - ведь они питались христианской кровью. Средневековое богословие вообще уделяло много внимание подобным вопросам (например, перепадает ли на мышей, отведавших причастие, Божья Благодать). Пока богословы спорили, вши успешно завоевывали себе жизненное пространство в Европе. Известно, что даже одна французская принцесса, имя которой история не сохранила, умерла именно от вшей. Можно вспомнить и короля арагонского Фердинанда II, прозванного Католиком, супруга наследницы кастильской короны Изабеллы. Этот благочестивый монарх умер такой же ужасной смертью: вши заели его заживо. Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны - этологические корни налицо) - значило высказывать свое расположение. «В Монтайю почти не бреются, умываются лишь слегка, не купаются и не принимают ванн. Зато много ищутся, давить друг у друга вшей было знаком доброй дружбы» (Монтайю. Окситанская деревня (1294 - 1324) / книга написана на основе допросов еретиков-катаров) Искание вшей укрепляет или намечает семейные узы и нежные связи, оно предполагает отношения родства и даже близости, хотя бы и незаконной. Любовница ищет у любовника, равно как и у его матери. Будущая теща ищет у нареченного зятя. Дочь избавляет от вшей мать. Сегодня трудно вообразить, сколь эмоциональную роль играла в человеческих отношениях эта, утраченная нами, паразитическая фауна. Отметим одно: искание было всеобщим, абсолютно неизбежным и женским занятием. (Монтайю. Окситанская деревня)

В светской жизни вши тоже занимали не последнее место. Дамы носили с собой украшенные бриллиантами безделушки для того, чтобы почесывать головы, в которых кишели вши.«Итальянский поэт XVII века Джанбаттиста Мамиани воспевал в стихах вшей, в избытке угнездившихся в светлых кудрях его любимой, причем это была не шутка, а искренний гимн женской красоте» (Юрий Бирс).

Средневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое. комментарий : Недавно рассуждали мы с другом и пришли к интересному выводу, почему у франков, в отличие от других германцев, было в обычае брить усы и бороду. Дело в том, что они, в отличие от готов, приняли христианство в ортодоксальной форме. Следовательно, мыться перестали, а в усах и бороде у них появились вши. Если же вошь упадет в суп к католику, это ж нарушение поста - ведь вошь - это МЯСО! «Божьи жемчужины», конечно, нравились не всем. Брезгливого Эразма Роттердамского в конце XV раздражали не только английские дома, в которых стоял «запах, какой, по моему мнению, никак не может быть полезен для здоровья». Парижские вши вызывали у него не меньше отвращения, чем плохая еда, зловонные общественные уборные и невыносимые споры схоластов. При дворе Людовика XIV принято было на карточный стол ставить специальное блюдечко. К карточной игре оно никакого отношения не имело - на нем давили вшей. Поскольку от вшей все равно было не избавиться, то их присутствие скрывалось цветом одежды - так в Европе появилась устойчивая мода на бежевый цвет, чтобы ползавшие по аристократкам насекомые не так бросались в глаза. К тому времени портные уже были вынуждены изобрести также ткань цвета puce (пьюс, красновато-коричневый цвет; дословно с французского: «блошиного цвета»). Возможно также, что мода на парики в эпоху Ренессанса была спровоцирована не только одним сифилисом, но и тем, что просвещенная Европа была вынуждена бриться наголо, лишь бы избавиться от надоедливых насекомых.Вши в Европе стали исчезать только после появления в Европе мыла.

p-i-f.livejournal.com

отчего заводятся на голове, лобке, вещах, причины появления у детей, взрослых

Педикулезом может заболеть каждый человек. Это заразное заболевание, возбудителем которого являются вши – маленькие насекомые, живущие в волосах, на лобке или на одежде человека. Соответственно, выделяют три вида болезни. И несмотря на разнообразие средств современной медицины, избавиться от паразитов непросто. Откуда же появляются вши на голове, лобке и вещах?

Педикулезом может заболеть каждый человек

Содержание материала

Как вши попадают на волосы человека

Человеческая вошь – маленький, незаметный паразит. В отличие от блохи, она не умеет прыгать, поэтому заразиться педикулезом можно при тесном контакте с больным человеком. Дети обычно передают друг другу вшей во время совместной игры.

Вши могут быстро ползать, преодолевая до половины сантиметра в секунду, поэтому заразиться можно также в переполненном общественном транспорте или в любом месте, где собирается много народа. Паразит, учуяв запах человеческого пота, начинает двигаться в направлении запаха и переползает на нового хозяина. Но это возможно, только если между людьми есть контакт – например, в транспорте они соприкасаются одеждой. Воздушный барьер вши преодолевать не умеют.

Часто заражение происходит при пользовании чужими вещами: расческами, заколками, резинками для волос, головными уборами, на которых остаются взрослые насекомые или их личинки. Так часто заражаются дети и подростки. Поэтому очень важно объяснить своему ребенку, что нельзя меняться этими предметами с друзьями и носить чужую одежду.

Наши читатели рекомендуют! Для избавления от блох и вшей наши читатели советуют отпугиватель Pest-Reject. Работа прибора основана на технологии электро-магнитных импульсов и ультразвуковых волнах! Абсолютно безопасное, экологическое средство для человека и домашних животных.

 

Подробнее здесь...

Также рекомендуем прочитать:

Но заразиться педикулезом можно не только при непосредственном контакте с больным или через его вещи. Человеческая вошь может несколько суток жить в воде, поэтому купаться в стоячих водоемах нужно с осторожностью. Это относится, прежде всего, к городским прудам, где купается множество людей. Вероятность заболеть педикулезом после купания в реках или в проточных озерах значительно ниже, особенно если посещаемость пляжа не очень велика. Также заразиться можно в бане и даже в бассейне – несмотря на то, что воду обеззараживают, вши и гниды в ней все равно могут жить продолжительное время.

Откуда ползут вши (видео)

Причины появления вшей на лобке

Лобковые вши очень маленькие – максимальный размер насекомого не превышает 2мм. Они окрашены в серовато-розовый цвет и практически незаметны на человеческом теле, поэтому часто зараженный человек даже не знает, что у него живут вши. Помимо лобка, паразиты могут селиться в подмышечных впадинах и на других частях тела, если там есть волосы. У детей лобковые вши часто поражают брови и ресницы.

Заболевание, вызываемое этими паразитами, называется фтириаз. Как и власяная вошь, лобковая тоже не умеет прыгать, поэтому заражение обычно происходит при контакте с больным человеком. Чаще всего паразиты передаются при половой близости, поэтому фтириаз относят к венерологическим заболеваниям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для быстрого избавления от блох и вшей есть всего три действенных варианта:

 

Подробнее здесь...Вши могут быстро ползать, преодолевая до половины сантиметра в секунду

Но заболеть фтириазом можно и через постельное белье и полотенца в поездах, гостиницах и общежитиях: паразит способен несколько суток жить на ткани вне человеческого организма.

Часто бывает, что заражение происходит в банях, саунах и общественных туалетах, поэтому следует соблюдать осторожность при посещении этих мест: вши могут какое-то время выживать не только на одежде, но и на различных поверхностях. Кроме того, лобковые вошки, как и власяные, могут жить в воде, поэтому заражение возможно при купании.

Отчего заводятся вши на вещах

Платяные вши живут в постельном белье и на одежде человека, поэтому заразиться можно при пользовании чужими вещами или в гостиницах, общежитиях, поездах, туристических походах и любых местах, где постельное белье используют разные люди.

Больше всего платяные вши любят хлопковые ткани, а на синтетике и шелке живут неохотно. Это нужно учитывать, выбирая вещи в поездку. А после возвращения нужно тщательно вымыться, простирать и прогладить все белье: это поможет предотвратить занесение паразитов в дом.

Часто заражение происходит при пользовании чужими вещами: расческами, заколками, резинками для волос, головными уборами, на которых остаются взрослые насекомые или их личинки

Однако занести платяных вшей можно через контакт с любой одеждой – даже в примерочной в магазине, если до этого вещь мерил зараженный человек. Поэтому педикулез – очень коварное заболевание: полностью обезопасить себя от заражения практически невозможно.

Итак, вшами можно заразиться либо непосредственно от больного человека, либо через вещи и воду. Но в народе распространены и ложные утверждения о педикулезе, не имеющие ничего общего с реальностью. Их полезно знать, чтобы отличать ложь от правды.

Как избавиться от непрошенных гостей (видео)

Заблуждения о появлении вшей

  • Существует популярный миф, что педикулезом можно заболеть на нервной почве, но это не так. Возникновение этой легенды связано с тем, что при стрессе могут развиваться другие поражения кожи – аллергия и дерматит, которые сопровождаются зудом, как и педикулез. Но вши не появляются на теле человека сами по себе, и никакое потрясение не способно спровоцировать заражение.
  • Также вши не появляются из-за снижения иммунитета: они являются эктопаразитами, то есть живут снаружи человеческого организма, и иммунные клетки не способны их уничтожить. Потому что находятся эти клетки в составе крови, а вошь сидит на поверхности тела или на волосах.
  • Некоторые считают, что педикулезом можно заразиться от животных, но человеческая вошь не приспособлена к жизни в густой шерсти. Верно и обратное: собачья блоха не сможет жить на волосах человека. Поэтому заразиться вшами от четвероногих друзей невозможно.
  • Еще одно частичное заблуждение – что вши появляются исключительно у нечистоплотных людей, и тщательное следование правилам личной гигиены защищает человека от заражения. На самом деле паразиты легко переносят большинство шампуней и гелей для душа, поэтому чистоплотность не может полностью защитить от педикулеза. Однако риск заражения действительно снижается: вши хорошо улавливают запах человеческого тела, поэтому нечистоплотный человек скорее привлечет к себе паразита, чем тот, кто соблюдает правила личной гигиены.

Человеческая вошь делится на три вида: платяную, власяную и лобковую. Вши не умеют прыгать, как блохи, поэтому заразиться можно только при тесном контакте с больным человеком, или через его вещи и одежду. Можно заразиться и через воду при купании, а также через постельное белье в гостиницах и поездах. Но сам по себе педикулез не возникает, и на фоне стресса или сниженного иммунитета заболеть нельзя, если не было занесения паразита извне.

Таким образом, предотвратить заражение педикулезом сложно, так как человека постоянно окружают другие люди. Но снизить риск заболевания можно, если соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими вещами и не брать чужую одежду, не купаться в стоячих водоемах.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

загрузка...

tarakanam.com


Смотрите также