/ Блох И. - История Проституции. Блох история проституции


Блох И. - История Проституции

И.Блох «История проституции»

Религиозную проституцию можно разделить на две кате гории:

1) однократную проституцию в честь божества; 2) постоян ную религиозную проституцию. При первой речь идет о прине сении в жертву целомудрия девушки или об однократной отдаче себя уже дефлорированной женщины. В обоих случаях, если роль мужчины не исполняет какой нибудь божественный сим вол (искусственный фаллос и т. п.), то женщина отдается одному или нескольким мужчинам, которых нужно рассматривать как заместителей божества. Такая временная религиозная прости туция является своего рода замещением, или искуплением за ограничение первоначальной половой разнузданности, которую из религиозного страха перед старым обычаем не осмеливаются совершенно устранить, но по возможности временно ограничивают.

Постоянная проституция есть дальнейший шаг в этом направлении, так как отныне все другие девушки исключаются, и одни только проститутки поддерживают принцип ничем не ограниченных половых сношений, исполняя тем самым боль шую задачу, которая в глазах их земляков не только не заслу живает презрения, но достойна благодарности и приобретает ореол святости. Этим объясняются религиозные празднества при посещении публичных женщин, известные у первобытных народов.

Наряду с этими очевидными социальными причинами религиозной проституции могут играть роль индивидуальные моменты в отношении божества к половой жизни. Признавая со циальные причины при замещении промискуитета проститу цией первичным фактором, я думаю, однако, что имеет основа ние и нижеследующий взгляд.

Когда женщина отдается в честь божества, этот акт связан с религиозным чувством. Сочетание жгучей чувственности с религиозным ощущением может послужить для женщины пово дом всецело посвятить себя богу и во имя его всегда отдавать свое тело. Или в храмовой проституции, при которой божество пользуется многими женщинами через посредство мужчин, нашла земное осуществление идея о божественном гареме. Или же этот обряд мог, наконец, явиться последствием обычая со вершать совокупление — которое считалось религиозным актом — в храме или в священных местах дома. За это говорит замечание столь сведущего в этнологии Геродота. В то время как он сообщает о египтянах, что совокупление в храме у них строго запрещено, он говорит далее: «А все другие народы, кроме египтян и греков, совокупляются в святилищах или после совокупления, не совершив омовения, отправляются в святили

И.Блох «История проституции»

ща. Они думают, что люди подобны животным. Ведь мы видим, говорят они, что животные и птицы совокупляются в храмах бо гов и священных рощах. Если бы это было неприятно богу, так и животные не делали бы этого. Так они поступают и такое приво дят основание для своих поступков. Мне это, однако, не нравит ся.» (Геродот, кн.II, гл.64.).

Обычай совокупления в храме возник из религиозного чувства, из желания, оставаясь в храме во время акта, вступить в непосредственную связь с божеством. Когда божество по лучило впоследствии своих собственных жриц, не было больше надобности приводить с собой в храм жену или другую женщи ну, так как можно было сноситься с божеством при посредстве его жриц.

Блудницы жрицы, благодаря своей красоте и выдающим ся умственным дарованиям, часто считались изображениями бо гинь. Этим объясняется греческий обычай, по которому краси вые гетеры, например, Фрина*, служили моделью для изваяния статуй богинь.

Религиозный первоначально, священный характер храмо вой проституции доказывает и многозначительное изречение из Книги Притчей Соломоновых (14; 12):

«Начало блуда есть обращение к идолам».

Явления половой жизни были угодны божеству, они из начально божественны, чисты и благородны, потому что выте кают из той же страсти, что и религия. Еще в настоящее время у многих людей с глубоко религиозным чувством можно заметить указанное тождество. Отрицать — это значит противоречить всем наблюдениям истории культуры и индивидуальной жизни.

*Фрина считается одной из знаменитейших гетер древности. Профессией этой она занималась в Афинах с таким успехом, что испросила разрешения вновь отстроить за свой счет разрушенные Александром стены города Фив, а знаменитый «Эрос» Праксителя подарила своему родному городу Веспии. Этот великий художник сделал ее статую, которая стояла рядом с его «Афродитой» в храме Весты. В Дельфах стояла ее статуя из золота — жертвенный подарок «эллинской разнузданности», как выразился киник Кратес. Во время одного из празднеств Посейдона в Элевзине она пред всем народом вошла голая в море, послужив таким образом Апеллесу прообразом для его «Афродиты Анадиомен ской», а Праксителю — для «Афродиты из Книдоса». Обычно она тщательно закрывала свои прелести и, в противоположность другим гетерам, не пользовалась белилами и румянами, так что сохранила до старости свежий цвет лица и многочисленных любовников, которым, как она выражалась, она «продавала отстой дороже, чем вино». Только один упорно противостоял ласкам Фрины, несмотря на то, что она ночью пришла к нему, — платоник Ксенократ. «Он не мужчина, — сказала Фрина, — а только изображение мужчины».

И.Блох «История проституции»

Какое обилие сексуального во всех религиозных явлениях и учреждениях от древнего до нашего времени, во множестве религиозных церемоний и обычаев (культ Марии и т. д.), в рели гиозном способе выражений, в церковных песнях, вере в ведьм, сектантстве, в «черных мессах» и прежде всего в аскетизме! Его нужно рассматривать как реакцию против примитивной рели гии, покоившейся первоначально на половом базисе, для которой обречение женщины на половой акт в честь божества казалось чем то вполне естественным.

Религиозная проституция как пережиток необузданной половой жизни является повсеместным явлением, которое мы и теперь еще находим у дикарей, но которое продолжает суще ствовать как остаток древнего гетеризма и у культурных народов. Ниже мы приводим главные относящиеся сюда факты.

В знаменитом змеином храме в Аюда, в Дагомее, девушки занимаются религиозной проституцией во имя служения боже ству.

Отголосок религиозной проституции обнаруживает запад но африканский обычай «casa das tintas», который напоминает «хижины для девушек» из Библии (II Кн. Царств, 17, 30). На берегу Лоанго девушки, достигшие половой зрелости, выстав ляются публично в «kumbeh» или «casa das tintas». Исключение составляют лишь девушки, уже с детства избранные для себя каким нибудь принцем. Постановление о запрещении девушкам выходить замуж прежде, чем они будут предложены для прода жи в общую собственность, напоминает об условиях, существо вавших во времена необузданных половых отношений и комму нального брака. Связь этого обычая с религиозными представле ниями видна из того, что созревшую для этого девушку прежде всего ведут к идолу божества, потом в «casa das tintas», праз днично убранную хижину, где под звуки кастаньет и песню женщин — «уже она молода, уже ей нужен мужчина» — какая нибудь старуха раскрашивает ее тело в красный цвет (отсюда название «casa das tintas»), а затем она принимает многих мужчин, но может совершать с ними половые сношения лишь при закрытых дверях, открыто же дозволены только «игры». Во время этих церемоний произносятся святые молитвы и изречения, обращенные к богу. Пребывание в хижине продолжа ется до пяти месяцев, пока ее обитательница не выйдет замуж. Взрослая дочь принца, если она еще не нашла себе мужа, точно так же выставляется, с разрисованным телом в «casa das tintas» — не найдется ли кто нибудь, кто бы заплатил родителям за первое пользование ею. Если охотника нет, то девушка преда

И.Блох «История проституции»

ется рабу, который сам должен исполнить обязанность, возло женную раньше в Арракане на жрецов (как заместителей боже ства), а потом должен жениться на ней или отпустить ее.

Классической страной религиозной проституции в преде лах культуры старого Света считался Вавилон, из которого, как из центра, обычай этот распространился по Передней и Запад ной Азии. Мы сталкиваемся здесь с древним обычаем, существо вание которого можно доказать вплоть до времен Константина Великого*.

Наиболее обстоятельным и наглядным сообщением о нем мы обязаны Геродоту (кн.1, гл.199). Он говорит:

«Каждая женщина в стране должна раз в жизни сесть у храма Афродиты и отдаться какому нибудь чужестранцу. Мно гие женщины, не желающие смешиваться с другими потому, что, имея деньги, много воображают о себе, приезжают в святилище в закрытом экипаже, и их сопровождает многочисленная прислу га. Но большинство поступает следующим образом: они сидят в священной роще Афродиты, с венками из веревок на голове — их много, потому что одни уходят, а другие приходят. Из круга, образуемого женщинами, по всем направлениям расходятся прямые дороги, по которым проходят чужеземцы, чтобы выбрать себе одну из сидящих. Раз женщина пришла и села здесь, она не может вернуться домой, пока не получила денег с чужеземца и не вступила с ним в сношение вне святилища. Бросая ей деньги, он должен сказать: во имя богини Милитты. Милиттой называется у ассирийцев Афродита. Сколько бы он ни дал ей денег, она не должна отвергать. Это запрещено, потому что деньги посвящены божеству. Она должна пойти с первым встречным, кто дал ей деньги, и не должна никому отказывать.

Когда она совершила половой акт, посвятив себя богине, она снова идет домой, и отныне, сколько бы ей ни предлагали де нег, не сделает этого еще раз. Красивые и стройные женщины скоро возвращаются домой, но безобразным приходится долго сидеть здесь, не имея возможности выполнить закон. Некоторые остаются даже три, четыре года. В некоторых местах на Кипре господствует аналогичный обычай.

На основании наших этнологических знаний, мы можем утверждать теперь, что описания нашего старого учителя ис тории во всех отношениях правильны. Вместе с тем, мы ус матриваем в них тесную связь религиозной проституции с первобытным принципом промискуитета. Женщина отдает се* бя близ храма Милитты и во имя этой богини, приобретенные

*Константин I Великий (ок.285–337)— римский император с 306 года.

И.Блох «История проституции»

таким путем деньги предназначаются для богини и посвящаются ей, но только в том случае, если женщина вступает в сношение с «первым встречным». Всякий выбор воспрещен! Речь идет о строгом проведении принципа промискуитета, который считает ся священным, в противоположность ограничительному браку, но здесь уже носит явный характер однократного искупления, однократной жертвы богине как родоначальнице и представи тельнице этого принципа.

Связь между религиозной проституцией в Вавилоне и проституцией с целью гостеприимства видна из того, что вави лонские женщины отдавались именно чужестранцам.

Кроме такой однократной религиозной проституции, в Ва вилоне существовала, конечно, и постоянная. Ею занимались де вушки, служившие в храме богини любви Иштар (Астарты), которые носили название «посвященных». Их содержал храм, и они не имели права выходить замуж без разрешения. Дети их воспитывались в царском дворце.

Библейский закон строжайшим образом запрещал всяко го рода мужскую и женскую проституцию, особенно же религи озную. Во Второзаконии (23; 17 и 18) сказано:

«Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых.

Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету; ибо то и другое есть мерзость пред Господом, Богом твоим».

Вот почему царь Иосия приказал первосвященнику Хел кии и другим священникам «вынести из храма Господня все ве щи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного…

И разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (IV Кн. Царств, 23; 4, 7). И то и другое он сделал, «чтобы исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем» (IV Кн. Царств, 23; 24).

Иными словами, — чтобы поддержать опирающееся на патриархат чистое монотеистическое учение, в противополож ность первобытной религии, основанной на патриархате и вместе с ним освящающей необузданные половые отношения, сопровождающие служение финикийской богине Ашера (Ас* тарте) илиВаалу, которое хотел искоренить царь Иосия.

Страстные слова пророка Осии (4; 13 и 14) против девушек, которые «любодействуют», «отделяются вместе с блудницами и со жрицами разврата приносят жертвы», — слова эти доказы вают, что религиозная проституция была распространена и среди израильтян. Что она существовала у них в первобытные

И.Блох «История проституции»

времена, еще до Моисея, доказывают некоторые места из Биб лии. Так, в древние времена блудница, совершенно как в Вавило не, сидела у дороги, по которой шли караваны, «у источника» (Быт., 38; 14, 15) — потому ли, что здесь, где отдыхали чужезем цы, она скорее могла рассчитывать на клиентов, или речь шла, быть может, о каком нибудь «священном источнике», у которого она отправляла свои обязанности хиеродулы на службе у боже ства. Название места Валааф Беер (Кн. Иисуса, 19; 8), оз начающее «богиня источника», относится, вероятно, к этому языческому времени.

В книге Бытия (6; 2 и 4) в представлении о половых сноше ниях между сынами Божьими и дочерьми человеческими также скрывается идея, лежащая в основе религиозной проституции.

Как и у евреев, религиозная проституция была также вве дена в Месопотамии.

К странам, находившимся под влиянием ассирийской культуры, принадлежала и Лидия, в которой мы также находим религиозную проституцию, причем женщины публично прости туировались в «священном месте». То же самое совершалось в храме Венеры в Абидосе, посвященном Венере блудниц.

Далее, уже Геродот (кн.1, гл.199) указывал на родство религиозной проституции на Кипре и в Вавилоне, что вполне подтверждается указаниями позднейших авторов.

Основателем служения Милитте на Кипре и ее разврат ных мистерий называют Цинираса. Ему приписывают учрежде ние храма в Пафосе и в Аматусе. Поводом для культа религиоз ной проституции послужила для царя любовь его к одной прос титутке, которую он будто бы боготворил.

Религиозная проституция распространена была и в ос тальных пунийских колониях. Так, в Афаке, на берегу реки Адо ниса, сидели на земле девушки, изображавшие печальную Афродиту, в ожидании мужчины, воплощающего Адониса, ко торому они отдавали свою девственность за подарок Венере Ба алтис. Поблизости находилась роща, в которой и совершался всякого рода разврат в честь богини.

Религиозная проституция в честь Венеры Баалтис господ ствовала также в Библосе. Лукиан (ок.120 — ок.190) дает в 6 гла ве своего сочинения о сирийской богине следующее описание:

«Но и в Библосе также я видел большое святилище Ве неры, в котором они празднуют мистерии Адониса. Я сам видел эти мистерии. Они говорят, что история Адониса с диким каба ном разыгралась на их территории, а потому они, в память этого несчастья, ежегодно устраивают мистерии, причем вопят, бьют друг друга кулаками и распространяют по всей стране большую печаль. А когда они перестают вопить и плакать, они приносят

И.Блох «История проституции»

сначала жертвы Адонису, как мертвецу, а на следующий день говорят, что он снова ожил, и воссылают его на небо. Они так же стригут себе волосы, как египтяне, когда умирает Апис. Те из женщин, которые не хотят стричь волос, подвергаются сле дующему наказанию: они должны в течение целого дня пуб лично продавать свою красоту. Но рынок этот открыт только для иностранцев, а выручка представляет жертву Венере».

И здесь опять поражает тождественность с вавилонским обычаем, продолжительное существование которого может быть доказано, так как обычай отдавать девушек иноземцам господ ствовал до императора Константина.

Однократная религиозная проституция, существование которой засвидетельствовано также в Самосе и Локри в Нижней Италии, составляет переходную ступень к постоянной религиоз ной проституции на более или менее продолжительное время, либо на всю жизнь. Первое мы видим в Армении, где девушки некоторое время перед замужеством служат богине Анаитис и предаются в ее святилище проституции, и в Египте. В Фивах, например, самая красивая и знатная девушка, заменяя осталь ных, должна была заниматься проституцией в храме Амона до тех пор, пока у нее не наступали признаки возмужалости, после чего ее отдавали замуж.

Храмовую проституцию на всю жизнь, засвидетельство ванную уже в Вавилоне и Финикии, мы встречаем главным образом в Персии, Греции и Индии. Она способствует переходу к светской проституции, с которой остальные девушки не имеют ничего общего, между тем как в однократной проституции принимали участие все девушки данного народа. Отныне одни только храмовые девушки приносят в жертву целомудрие за всех остальных женщин. Поэтому божество к ним особенно ми лостиво. Храмовые проститутки представляют особое сословие, которое с переходом храмовой проституции в бордельную так же становится светским и теряет свое прежнее значение и ува жение.

В Персии храмовые девушки, или хиеродулы, должны бы ли всю жизнь служить богине Анаитис.

Величайшее значение имеет религиозная проституция в Древней Греции, так как из нее, очевидно, развилась та органи зация светской проституции, которая послужила прототипом современной проституции европейского культурного мира и ко торую мы детально рассмотрим в следующей главе.

Греческие храмовые бордели находились главным образом в местах, где происходило большое передвижение иностранцев, следовательно, большей частью в гаванях, что доказывает их связь с первобытным промискуитетом, с необузданным половым

И.Блох «История проституции»

смешением, без всяких индивидуальных отношений. В Элладе религиозная проституция была связана с женским божеством, с

Афродитой Пандемос («всенародной») или Афродитой Уранией

(«небесной»). Главный храм ее находился в богатом портовом городе Коринфе. Расположенный на перешейке, он обращен был одновременно к Азии и Италии, и в нем всегда имелся огромный наплыв иностранцев. Храм Афродиты был так богат, что имел больше 1000 состоящих у него на службе проституток, которые посвящали богине как мужчин, так и женщин, и ради которых именно многие жили и обогащали город; дело в том, что судовла дельцев легко заставляли раскошеливаться, так что даже воз никла поговорка: «Не всякому мужчине путь в Коринф свобо ден».

Эти храмовые проститутки, «священные женщины», или хиеродулы, составляли «союз сестер антивесталок», которые продавали себя чужим мужчинам, а вознаграждение делили с жрецами. Таким образом, они из развратных превратились в за щитниц и крепостных Венеры Пандемос, в рабынь святилища.

Следы религиозной проституции можно доказать и у рим лян. Так, 22 апреля проститутки приносили Venus erycina, боги не болота, жертву, причем курили ей фимиам и возлагали на ал тарь венки из роз. На этом «празднике блудниц» они просили ми лости богини и хорошего заработка.

Римской богиней проституции первоначально была также, вероятно, Флора, богиня цветов, праздник которой, флоралии, продолжался от 28 апреля до 1 мая. Существовала легенда, буд то Флора была проституткой и все свое состояние завещала народу, за что ей и посвящен был этот праздник. Во всяком случае, на роскошном празднестве Флоры проститутки играли очень значительную роль. Между прочим, они должны были перед всем народом раздеться и плясать на сцене сладострас тные танцы.

К чудовищному половому смешению и проституции вели тайные празднества, вакханалии, в честь Вакха (Диониса) и ма тери богов Кибелы. Они впервые были введены в Риме, по образ цу азиатских, беспутными, предававшимися проституции жен щинами, которых побудил к тому один грек. Еще Мессалина* праздновала с развратными женщинами такие вакханалии в своем доме.

*Мессалина — жена римского императора Клавдия (1 я пол. I в.), известная своим распутством, властолюбием и жестокостью. Имя Мессалины стало нарицательным для женщин, занимающих высокое положение и отличающихся бесстыдством и распущенностью.

И.Блох «История проституции»

Истинным божеством религиозной проституции был у римлян Приап, который считался плодом любви Венеры (Афродиты) и Вакха (Диониса). Как известно, его ставили в са дах как хранителя плодородия с колоссальным символическим фаллосом.

Большое распространение приобрела религиозная прости туция в Индии, где происхождение ее можно проследить до времен Веды и где она проявилась — несомненно, в теснейшей связи с широко распространенным культом фаллоса, Линга и Йони*— в самых удивительных формах. Здесь ясно видно, что для примитивной культуры, находящейся под влиянием перво бытного религиозного поклонения природе, половая жизнь пред ставляет нечто совершенно естественное, само собой понятное,

и— как производительная сила природы — нечто священное, а потому она входит как составная часть в религию и проявляется в религиозных церемониях.

Уже в церемонии принесения жертвы, согласно Ведам, по ловое сношение является религиозным актом, который соверша ется во время жертвоприношения сомы, в закрытом месте. Вави лонский обычай отдаваться в храме или устройство «хижины не весты» в храме господствовали также в долинах Ганга, в Пондишери и Гоа. Во время чествования весной известных богов плотские сношения без различия между всеми считались необ ходимой принадлежностью богослужения. С XVI столетия секта Caitanya, например, празднует дикие религиозно половые оргии. Основатель их выдавал себя за воплощение бога Кришны. Введенное им богослужение, во время которого все участники были равны и все касты отменялись, состояло главным образом в долгих литаниях (молитвах) и гимнах, изобилующих разнуздан ной эротикой, чтобы по возможности почувствовать «божествен ную любовь» (бакти). Между отдачей себя «пастухам» (Кришне)

и«учителю» (гуру) не было никакого различия. В результате по лучалось дикое половое смешение, которое являлось продолже нием и усилением религиозной страсти, «бакти», ибо наступало как естественное, земное освобождение от экстатического напряжения, направленного на неземное, метафизическое.

При такой тесной связи промискуитета с богослужением неудивительно, что в Индии процветает храмовая проституция. Здесь также можно различать однократную и постоянную рели гиозную проституцию.

*Линга — в древнеиндийской мифологии — символ божественной производящей силы, обозначение мужского детородного органа. Йони — женский символ. Поклонение Линге и Йони распространено было в культах Передней Азии и Средиземноморья.

И.Блох «История проституции»

Наиболее известны, однако, представительницы постоян ной храмовой проституции в Индии. Это так называемые ба ядеры или девадаси. Различают два класса баядер: находящихся на службе большим богам, главным образом Вишну и Шиве, и состоящих при небольших храмах. Первая группа имеет право оставить храм только с разрешения верховного жреца, который посвящает проституток при их поступлении. Они могут, однако, выбрать себе возлюбленного из высших двух классов общества. Баядеры второй группы, напротив, совершенно свободны. Они живут в городах и селах и принимают участие в празднествах в качестве танцовщиц, за плату.

Обе категории баядер считаются повенчанными с боже ством. Они являются любовницами жрецов и в то же время прос титутками для чужих. Деньги, заработанные проституцией, принадлежат божеству, а о содержании баядер должны забо титься жрецы Брамы.

Храмам могут быть посвящены индийские девушки всех каст. Они не выходят замуж, но имеют право проституироваться с мужчинами равного или высшего сословия. Они считаются по венчанными с божеством храма и происходят нередко из самых знатных каст, если отец, в силу данного обета, посвящает их храму. Девушки ежедневно обучаются два часа танцам и два часа пению. От значения храма, к которому они принадлежат, зависит размер назначаемого им жалованья. Обучение начина ется с 5 лет, а в 7–8лет заканчивается, и тогда девушки до14–15лет танцуют по 6 раз ежедневно. Когда они выступают, то носят богатые украшения из золота и драгоценных камней. Храмовые проститутки образуют особую касту, имеющую свои законы, пользуются большим уважением и на собраниях сидят рядом с самыми знатными мужчинами.

По достижении половой зрелости такая девушка лишает ся невинности брамином или каким нибудь добивающимся этой чести чужим, который должен внести за это соответствующую сумму. С этого момента она занимается постоянной проститу цией с чужими. Храмовая девушка, в силу своей профессии, должна проституироваться со всяким мужчиной любой касты, и это считается большой честью, так что даже знатные семьи пос вящают своих дочерей служению храму.

Храмовых проституток нередко приглашают на свадьбы, посвящения и всякие другие празднества, где они играют вы дающуюся роль. В одном только мадрасском президентстве име ется около 12000 таких храмовых проституток. Почетное поло жение их объясняется и тем обстоятельством, что они в боль шинстве случаев очень образованны и обладают большим искусством держать себя в обществе. Известную роль играет

studfiles.net

Блох И. - История Проституции

И.Блох «История проституции»

туция играет выдающуюся роль, или которые написаны для проституток и их клиентуры и нашли себе доступ и в светские круги: комедии; монографии о проститутках; специфически эротическая и порнографическая литература.

Комедия

Тот факт, что в древности сводники, проститутки и даже жизнь борделя могли представляться на сцене для публики, бо лее всего доказывает, насколько различно было отношение об щественного мнения к проституции в древности и теперь. Прав да, и позже встречались пьесы, в которых такого рода личности играли главную роль. Достаточно вспомнить средневековые мас леничные представления, испанские celestina, современные французские бытовые пьесы. Но такой реализм в представле нии проституции, какой практиковался на античной сцене, поз днее был уже невозможен, по крайней мере для широкой публи ки. Впрочем, даже и в древности он господствовал только со времени средней (404–336или 323 до н.э.) и новейшей (конец IV в. — начало III в. до н.э.) аттической комедии, хотя, безусловно, присутствовал и в древнейшей комедии(486–404до н.э.).

То, что изображение проституции на сцене связано глав ным образом с комедией, очевидно, объясняется ее происхожде нием из фаллических песен, которые распевала в честь Диониса участвовавшая в фаллических процессиях comos, веселая тол па. Таким образом, в противоположность трагедии, здесь уже с самого начала более выступал эротический элемент, а дионись евский характер комедии объясняет нам, почему в ней рано ста ли появляться изображения женской и мужской проституции и распущенной жизни гетер.

То же самое нужно сказать о родственных комедии мимах (в них только не было хора и отсутствовало непрерывное разви тие действия) — мимически драматических представлениях, которые в позднейшее время по своему реализму даже опереди ли комедию и в лице мимистки (что равнозначно проститутке) Теодоры, наконец, вступили даже на самый высокий трон того времени.

Типичные пьесы из жизни гетер писали и некоторые ав торы древнейшей аттической комедии (Ферекратес, Эвполис, Аристофан). Но полное выражение гетеризм находит себе лишь в средней комедии. Можно сказать, что средняя и новейшая греческая комедия вращается, как вокруг центра, вокруг связи с какой нибудь гетерой, в то время как древнейшая комедия рас сматривала главным образом политические условия. Плутарх высказывается о главных мотивах комедии из жизни гетер сле дующим образом: «О любви к мальчикам нигде нет речи, а соб

И.Блох «История проституции»

лазнение девушки кончается обыкновенно браком. Что касается проституток, то если они наглы и бесстыдны, связь с юношей порывается благодаря исправлению или раскаянию его. Если же они приличны и любят опять другого, то автор (Менандр) застав ляет их найти своего настоящего отца, или же их любви опреде ляется известное время, в течение которого им разрешается чес тная любовная связь».

Преобладание гетер в средней и новейшей комедии связа но с развитием индивидуализма в это время, что благоприят ствовало представлению на сцене частной жизни, в которой ге тера играла такую значительную роль. Характерно, что поли тические нападки на мужчин в древнейшей комедии в средней уступают место нападкам на женщин, то есть на гетер.

Втипичной посвященной гетерам пьесе средней комедии гетера является героиней интриги, действие которой большей частью обнаруживается в ссорах между различными соперника ми и в вытекающих отсюда комических любовных столкновени ях. Любовь к гетере изображается единственной достойной пох валы, причем здесь постоянно подчеркиваются преимущества гетеры перед честной женщиной.

Любовь к честной девушке в средней комедии совершенно неизвестна. Ее основное положение — дайте нам жить и наслаж даться, потому что завтра мы должны… жениться. Любовь явля ется только простой чувственной страстью, а потому даже зна менитые представители более благородных любовных ощуще ний, Платон иСафо, составляют предмет грубых острот. Есть, пить и предаваться половым сношениям — вот главные наслаж дения в жизни, все остальное только «придаток».

Совсем иное мы видим в новейшей комедии. Здесь мы впервые встречаем индивидуальные типы честных девушек, романтическую и платоническую любовь, которая ведет к браку. Тем не менее, в пьесах новейшей комедии, связанной, главным образом, со знаменитыми именами Менандра, Филемона иДи* фила, значительную роль играют также различного рода прос титутки, хозяева борделей, образы паразита, интригующего раба, легкомысленного сына и хвастуна.

Мужская проституция также служила сюжетом для коме

дии.

Вродственных комедии мимически драматических пьесах, мимах и ателланах, пользовавшихся дурной славой за их реализм и неприличие, точно так же весьма распространено было представление на сцене проституции и сводничества. Свод ницы, гетеры, флейтистки, проституированные мужчины были излюбленными типами в мимах. Они изображались професси

И.Блох «История проституции»

ональными мимами, кочевавшими с места на место во время ярмарок и сельских праздников, и нашли себе дальнейшее раз витие в произведениях писателей и поэтов в мимическом роде.

Монографии о гетерах (каталоги, собрания анекдотов, панегирики, беседы, письма, речи)

Интерес, существовавший в древности ко всему, что свя зано было с проституцией, сводничеством и гетеризмом, прояв лялся не только в драматических произведениях, но и в своеобразном виде литературы, в монографиях о гетерах. К этой категории принадлежат прежде всего каталоги знаменитых проституток, которые являются прообразом современных ан глийских, французских и итальянских «списков девушек», адресных книг проституток и борделей, словом, произведений, представляющих не столько литературу, сколько рекламу.

Содержание этих руководств о гетерах мы можем более или менее восстановить по различным сообщениям Атенея*. Все они были составлены по одной и той же схеме, введенной, вероятно,Аристофаном из Византии, творцом этого рода произ ведений. Они содержали список наиболее знаменитых гетер прошлого и настоящего времени, их биографии, привычки, опи сания квартиры, гонорара, телесных и половых особенностей и всякие другие сообщения анекдотического характера. То были практические руководства для сношений с гетерами.

Сочинения, весьма родственные по своему характеру руководствам о гетерах, представляют сборники относящихся к гетерам анекдотов, известные также под названием «хрии» (то есть сентенции, изречения). Они содержали богатый, преимуще ственно анекдотический материал о проститутках и гетерах и пользовались, по видимому, большой любовью публики.

Сборники эти, часто написанные в поэтической форме и вышедшие из под пера видных писателей и ученых, были весь ма различны. Вообще, писание анекдотов ничуть не вредило сла ве ученого.

Во многих исторических сочинениях сообщения и анекдо ты о проституции и ее известнейших представительницах также занимали немало места — часто даже настолько, что трудно ска зать, имеем ли мы перед собой сборник анекдотов или же ис торическое сочинение.

*Атеней (кон.II — нач.III в.) — греческий ритор и грамматик.

И.Блох «История проституции»

Особый вид литературы о гетерах представляют энкомии — хвалебные сочинения об отдельных знаменитостях из них. Это были, впрочем, скорее софистские упражнения, так как их сочиняли главным образом знаменитые учители ораторского искусства.

Более точное представление мы имеем о того рода сочине ниях, в которых вопросы и описания из жизни гетер излагались в форме диалогов, то есть о так называемых беседах гетер. Мы должны здесь различать два вида бесед: во первых, философ ский диалог, который частью содержал биографический ма териал в форме философского изложения, частью же в нем выс казывались мысли относительно жизни гетер. Второй вид бесед представляет конкретное описание радостей и страданий жизни гетер в отдельных жанровых картинках. Классическим образцом этого рода бесед являются сохранившиеся до сих пор знамени тые беседы гетерЛукиана.

Эти реалистические произведения, по видимому, не встретили подражания в древности. Лишь во время Ренессанса они возбудили богатую литературу в таком же роде, которая продолжала существовать до XVIII столетия. Прямое влияние Лукиан имел, быть может, на своего младшего современникаАл* кифрона, который в письмах, относящихся к гетерам, по реализ му бытовых описаний напоминает Лукиана. Но род его произведений —эротические письма.

Как о последнем виде специальных сочинений о гетерах нам остается еще упомянуть о судебных речах за или против ге тер, из которых в оригинале сохранилась одна только приписы ваемая Демосфену знаменитая речь против Неэры. Большинство этих речей относится к IV столетию до н.э. и принадлежит веку Демосфена, только две, приписываемые Периклу и Лисию, отно сятся к V веку. Поводами для этих речей служили чаще всего жалобы на дурное обращение со стороны законной жены, а так же, как в случае Неэры, незаконное вступление в брак заведо мой проститутки с гражданином. Причиной могло быть также обвинение в безбожии и сводничестве по отношению к свобод ным девушкам или, наконец, личная злоба.

ЭротикоLпорнографическая литература

Наряду с комедиями и особыми сочинениями, посвящен ными исключительно гетерам, существовала и чрезвычайно бо гатая эротико порнографическая литература, обнаружи вающая самые разнообразные отношения к проституции и первоначально, вероятно, вышедшая из ее кругов. Греков можно назвать настоящими творцами так называемой эротической ли тературы (в более узком смысле) и порнографии. Они послужили

И.Блох «История проституции»

в этом отношении образцом как для римлян и средних веков, так

идля новейшего времени, наиболее известные литературные произведения которого в этой области всегда обнаруживают от голосок греко римской эротики и заимствования тех же ли тературных типов и тех же родов литературы.

Благодаря более наивному и свободному взгляду на поло вую жизнь в древности к этой литературе относились совершен но иначе, чем теперь, хотя отнюдь не было недостатка и в голо сах, которые протестовали против ее распространения среди мо лодежи.

Для взрослых же порнографическая литература и порнографическое искусство тем менее считались опасными, что некоторые религиозные культы были чрезвычайно богаты эротическими и неприличными изображениями и к ним допуска лись только взрослые мужчины в качестве зрителей, чтобы мо литься во время празднеств и за своих жен и детей. А потому, ес ли среди древнейших авторов античной порнографии порази тельно много женских имен, то мы уже a priori можем допустить, что речь шла о публичных женщинах, о проститутках. Ведь и са мое происхождение эротико порнографической литературы связано с песнями кинедов, бродячих шутов и представителей мужской проституции, и с импровизированными грязными ям бами проституток во время элевзинских таинств в честь Де метры.

Находясь в постоянной связи с проституцией — связь эта продолжала существовать и дальше, только в скрытом виде, — порнографическая литература отнюдь не отрицает своего ди онисьевского характера, который в достаточной степени сказы вается во всех случаях, в которых она находит себе практичес кое применение: в танцах, дионисьевских празднествах, симпо зиях.

Во всех трех случаях речь идет, как мы уже не раз го ворили об этом, о психо физических состояниях опьянения, ко торые, разумеется, очень часто сопровождались половым воз буждением и половыми эксцессами. Этим объясняется тесная связь сотадически эротических представлений и песен с пляс кой, религиозным экстазом и алкогольным опьянением во время симпозии. Поэтому кинеды и танцовщицы обычно сопровождали свои хореографические представления неприличными песнями; поэтому же симпозии представляли самый удобный случай не только для встреч с проституированными лицами обоего пола, но

идля произнесения эротических стихов и для обсуждения эротических тем в форме речей, диалогов и вопросов. Поэтому же, наконец, искусство гастрономии и общительности во время симпозии так тесно связано с искусством любви.

И.Блох «История проституции»

Весьма характерно, что, например, стоик Хриссип (ок.280– 208 или 205 до н.э.) называет «Гастрономию»Архестратоса, то есть сочинение об искусстве по части еды, и пользующуюся сом нительной славой книгу Филенис* о фигурах Венеры принадле жащими к одному роду литературы, а также то, что одно только имяАрхестратоса уже напоминало во время симпозия о ве личайшей разнузданности и разврате, так как в своем сочинении

огастрономии он описал все эксцессы, возможные в таком случае.

Еще яснее выступает эта связь в «Диалогах» и «Мемуарах

осимпозиях» стоика Перзаиоса, в которых объявляется, что за вином уместно говорить о любовных наслаждениях, и делается предложение о допущении молодых мальчиков и девушек на симпозии, чтобы помешать собутыльникам заснуть. В названных сочиненияхПерзаиоса, кроме различного рода гастрономичес ких удовольствий, непременной принадлежностью симпозиев называются также поцелуи. А потому это отнюдь не случайность, что именно гетера (Гнафения), по образцу анало гичных философских сочинений, написала в 323 стихах «Кодекс столовых законов», в котором рассматривается также половое общение с гетерами во время симпозии и которыйКаллимах** даже поместил в свой сборник законодательных таблиц.

Хотя эротико порнографическая литература греков очень давнего происхождения, но периодом ее расцвета была эллин ская эпоха, к которой принадлежит большинство писателей в этой области, а вероятно, и многие сочинения, приписываемые более старым авторам. Известные места служили центральны ми пунктами собственно порнографической литературы. Тако вы, главным образом, Сибарис и Милет.

От этих общих замечаний мы переходим к краткому об зору отдельных видов и произведений литературы, поскольку они еще не были упомянуты нами.

*Под именем Филенис вышло сочинение о различных видах любовного наслаждения. Согласно ее надгробной надписи, сочиненной поэтом Ешрионом из Самоса, оно было, однако, написано не ею, а софистом

Поликратом, который хотел оклеветать гетеру, связав ее имя с такой книгой.

**Каллимах (ок. 310–240до н.э.) — древнегреческий поэт.

И.Блох «История проституции»

ЭротикоLсотадическая поэзия

Мы можем останавливаться на рассмотрении эротической поэзии греков и римлян лишь постольку, поскольку в ней высту пают на первый план физическая любовная страсть, связь с мужской и женской проституцией и с жизнью гетер. Сентимен тальная же эротика сюда менее относится.

Старейшим представителем поэзии кинедов и развратных песен, которыми сопровождались ионийские танцы и анало гичного характера музыка, считается Питермос из Теоса. Он же является, как говорят, и изобретателем неприличной ионийской музыки?

Периодом расцвета «кинедологии», или «ионикологии», была эллинская эпоха. О происхождении ее из развратных пе сен, популярных среди проституированных лиц обоего пола, свидетельствует Страбон*, когда сообщает, что фехтовальщик Клеомах влюбился в кинеда и в его содержанку проститутку и потом подражал их развратному способу выражений и поэтичес кому изображению нравов.

Затем Сотад и житель ЭтолииАлександр переработали кинедологию в прозе, аСимос иЛизис — в стихах.

Но истинным творцом и главным представителем гречес кой порнографической литературы, по имени которого весь этот род литературы и до сих пор называется «сотадическим», был Сотад из Маронеи, живший при Птолемее II Филадельфе и пи савший свои неприличные сочинения как в прозе, так и в стихах. Его стихи обладали одной особенностью: они приобретали неприличный смысл лишь после того, как их читали в обратном порядке.

Даже смерть Сотада связана, как говорят, со сказанной им неприличной остротой по поводу свадьбы Птолемея Филадель* фа с его сестройАрсиноей: по приказу государя, его будто бы сбросили в море в свинцовом ящике.

Другую категорию порнографических писателей — ко торые в Греции, впрочем, назывались не «pornographoi», что оз начало скорее творцов неприличной скульптуры и картин, a «kinaidologoi» — представляют авторы paegnia, частью эротических, частью же прямо развратных поэтических произ ведений в прозе и в стихах. Изобретателем их считается Ботрис из Мессины на Сицилии.

*Страбон (64 или 63 до н.э. — 23 или 24 н.э.) — древнегреческий географ и историк.

И.Блох «История проституции»

Вблизком родстве с paegnia находятся эротические стихи

олюбви к мальчикам, большей частью неприличного содержа ния: paidia (paidica).

Стихотворения о любовном искусстве

Богатую литературу о любовном искусстве создали также индийцы, но она стала известна лишь в новейшее время, между тем как многочисленные произведения древних на эту тему, хо тя из них сохранились лишь немногие, все же имели громадное влияние на последующую литературу, так что аналогичные произведения времен Ренессанса и новейшего времени почти всецело на них основаны. А все они в совокупности принадлежат к кругу литературы о проституции в более узком смысле. Не только создание таких произведений приписывалось ли тературно образованным проституткам, но они представляли практические руководства для сношений с проститутками, все равно, излагались ли в них специально бордельные наблюдения, как в статьях о фигурах Венеры, или же правила более тонкого любовного искусства при сношениях с дамами полусвета, клас сическим примером чего служит «Наука любви» Овидия.

Большинство этих произведений имели, по видимому, поэтическую форму. Среди авторов поразительно много гетер. Мало того, весь этот род литературы считается первоначально творением проституток, опытных в области любовного искус ства. Так как сохранились литературные произведения гетер в других областях, то нет основания отрицать возможность сос тавления ими и таких писаний на половые темы. Правда, по случаю с Филенис мы знаем, что такие технико эротические сочинения писали также мужчины, которые потом публиковали их под именем каких нибудь известных по части этих искусств гетер. Но если и допустить, что родоначальниками таких произ ведений по эротической технике были мужчины, то сотруд ничество в них опытных проституток все же весьма вероятно: ведь даже в делах более благородной любви охотно обращались за поучением к гетерам, как это сделал, например,Сократ (ок.470–399до н.э.) по отношению кАспазии, которая и получила с тех пор название «учительница любви». Впрочем, советчиц, по могавших писать эти сотадические произведения, правильнее было бы называть «учительницами разврата».

ЭротикоLпорнографические романы и рассказы

По литературным указаниям, у греков существовали порнографические романы и рассказы, от которых однако, ничего не сохранилось,

И.Блох «История проституции»

В римской эротике мы должны прежде всего назвать зна менитый роман нравов Петрония «Сатирикон», или, вернее, сохранившиеся от него отрывки из 15 и 16 книг. Роман всюду об наруживает законченную художественность изображения, ко торая сказывается не только в индивидуальной манере разго вора каждого из персонажей, но и в полном жизнеописании со циальных условий провинциальной жизни, в обрисовке выскочек, полового разврата и т. д. Ни один сатирик, вообще ни один памятник древности не может в этом отношении сравнить ся с романомПетрония.

Кроме «Сатирикона» Петрония, мы должны указать на «Метаморфозы» африканского платоникаАпулея, которые сос тоят из рассказов и, в целом, представляют сатирический роман нравов, имеющий еще и второе заглавие «Золотой осел». Загла вие это произошло от лейтмотива, от превращения героя в осла.

Сочинение Апулея написано во временаМарка Аврелия (121–180,император с 161), а сам автор родился около 125 года н.э.

Идея произведения, очевидно, заимствована из новеллы Лукиана «Лукий, или Осел», в которой рассказана история мо лодого купца Лукия из Патры, пожелавшего изучить в Фессалии колдовство и по ошибке превратившегося при этом в осла, но сохранившего человеческое сознание и рассказавшего затем, что он пережил, будучи ослом, пока не получил снова человеческий облик. РоманАпулея представляет дальнейшее развитие рас сказаЛукиана, интересного с точки зрения истории нравов, ноАпулей вплел в свой рассказ еще целый ряд историй о привиде ниях, разбойниках и скандалах, а также милую сказку об Амуре и Психее. В обоих произведениях часто затрагивается также жизнь гетер и проституированных мальчиков.

Исследования и статьи о половом влечении и различных видах любви

Особую категорию эротической литературы представ ляют философские исследования о сущности и значении полово го влечения и о различного рода его проявлениях. Академики, перипатетики, стоики, эпикурейцы рассматривали половую проблему в многочисленных произведениях, написанных боль шей частью в форме диалогов и носящих преимущественно заг лавие «Eroticus», или «Об эросе». Чаще всего в этих сочинениях рассматривался вопрос о том, заслуживает ли предпочтения любовь к женщинам или к мальчикам.

ЭротикоLпорнографические стенные надписи и приапическая

И.Блох «История проституции»

эпиграфика

Как на последнюю и своеобразную категорию античной порнографии, мы должны указать на поэтическую и прозаичес кую литературу, происшедшую из стенных надписей. В основе своей это порождения чрезмерного полового чувства, вслед ствие чего они встречались, главным образом, на стенах борде лей и храмов дионисьевских богов, например, Приапа, что весь ма для них характерно. Им родственны стенные надписи в пуб личных отхожих местах, которые играли в этом отношении в древности такую же роль, как и в настоящее время.

Название «эпиграмма» для краткого стихотворения, сос тоящего из нескольких двустиший, объясняется тем, что оно происходит первоначально от эпиграфа, надписи для храма, ста туи или бюста. Эти неприличные эпиграммы надписывались в большом числе на статуях Приапа или на стенах посвященных ему храмов и ревностно читались посетителями, в том числе и женщинами. Такие стихи назывались priapea.

Из этих стенных стихотворных надписей возникла худо жественная приапическая поэзия, в которой пробовали свои си лы Гораций иКатулл, а позднееПетроний, Марциал, Апулей и

другие.

Наряду с приапическими надписями, мы должны назвать эротические стенные надписи, многие из которых стали извес тны благодаря раскопкам в Помпее. Всего чаще они, конечно, производились в борделях, но имеются также и в общественных местах в Афинах, например, на колоннах и в домах Керамеикоса.

Наконец, неприличными стихами и выражениями ис пещрены были также стены публичных отхожих мест. И в древ ности также была своя скатологическая литература, корни ко торой нужно искать в бессознательной, инстинктивной ассоци ации между процессами половой жизни и совершаемыми в названных местах отправлениями.

Наряду с литературой, эротикой была проникнута живо пись и скульптура. Отсутствие стеснений и наивность древних именно здесь обнаруживаются особенно поразительно, в том смысле, что многие приапические и неприличные произведения, например, живописи, выставлялись совершенно открыто, пуб лично.

«Едва ли существует другая эпоха, — говорит Эдуард Фукс*, — которая предоставила бы в наше распоряжение анало гичный по своему богатству материал в сфере эротических худо жественных изображений. Нигде изо дня в день не накопляется еще и теперь столь неистощимый материал, как из времен древ ности. Куда бы ни прикоснулась лопата, она извлекает на по

studfiles.net

Блох И. - История Проституции

И.Блох «История проституции»

Имена средневековых проституток производились в боль шинстве случаев от их родины и происхождения, реже в связи с вероисповеданием. Прозвища, noms de guerre, ласкательные и шутливые имена, часто выражали физические или умственные качества и особенности проституток, последствия наказаний и т. п.

Обыкновенно проституток, в большинстве иногородних, называли по их родине, например: Эльза из Регенсбурга, Ка терина из Гельбрунна, Базельская проститутка, Та из Ботцена. На происхождение и на другие вообще отношения указывают такие имена, как Агнесса, сестра Лоренца, Шанен, девушка по гонщика скота.

Чрезвычайно характерны прозвища проституток, весьма похожие на современные и употреблявшиеся даже начальством

вофициальных бумагах. Так, в Лейпциге нам известны Жирная Редвига, Разрисованная Анна, Маленькая Анхен. Прозвища обозначают также подвергнутых телесному наказанию, например: безносая Метц из Ульма или Безносая Анна.

Что касается возраста проституток, то запрещено было принимать в бордель несовершеннолетних, как это прямо сказа но в страсбургском предписании от 1493 года. В Нюрнберге запрещено было принимать в бордель девственниц. С другой стороны, упоминаются также проститутки пожилого возраста. В записи майнцских бордельных проституток от 20 июня 1402 года упоминаются не менее трех пожилых проституток, 41, 60 и 70 лет.

Если в борделях только одного такого города, как Майнц, и

водном только году было так много старых проституток, зани мавшихся своим ремеслом 30–40лет и более, то отсюда можно заключить, что жизнь в публичных домах, во всяком случае, бы ла более благоприятна для здоровья, чем жизнь бродячих прос титуток. Уставы средневековых борделей показывают, что гиги енические условия в борделе были в то время безусловно бла гоприятнее, чем теперь. Тогда старались избегнуть настоящего рабства и физической эксплуатации сил проституток, и в отно шении пищи, питья, пользования свежим воздухом существова ли самые либеральные предписания. Проституткам было обес печено право посещения церкви. Терпимость и сострадание су ществовали не только на бумаге, но проявлялись и в отношениях чиновников при посещении борделей. Когда члены ратуши ос матривали бордель, они выражали дружелюбие его обитатель ницам и даже выдавали им из городской кассы на чай. Такое от ношение, составляющее странный контраст с общественным презрением к проститутке, является результатом приведенного

И.Блох «История проституции»

уже выше взгляда, что проститутки являются необходимыми и полезными сочленами общества и играют известную официаль ную роль.

Замечательны отношения проституции к церковной жизни в средние века. Хозяин борделя должен был беспрепятственно отпускать проституток на богослужения (в церкви им отведены были особые места). Благочестивая вера, которую исповедовали проститутки, указывала им на бывших кающихся проституток старого времени как на их святых заступниц и патронесс, поми нальные дни которых они праздновали и которым молились во время нужды и болезни. Этот патронат средневекового проис хождения сохранил свою силу до сих пор. Приведем краткий об зор таких святых:

Мария Магдалина. Название Магдалина получила от свое го замка Магдалон, в котором провела чрезвычайно грешную жизнь. Ее отождествляют с великой грешницей из Евангелия (Лука, 7; 36). После смерти Иисуса она бежала от евреев в Марсель и много лет предавалась покаянию в пещере. Ее атрибуты: книга, Христос, ангел, сосуд, волосы, пещера, крест, склянка с миром, мертвая голова. Местная патронесса Ша тодюна, Марселя, Неаполя (королевства), Прованса (графства), Темплена, Везеле. Поминальный день — 22 июля. XIV век.

Мария Египетская. Невидимая сила удержала ее от вступления в Иерусалимский храм, после чего Мария изменила свой образ жизни — она была проституткой и сама говорила о себе: «Я делала все, что было позорного». С тех пор она жила в глубоком покаянии, в одиночестве, в пустыне. Ее атрибуты: хлеб, волосы, морковь. Местная патронесса Парижа. Поминальный день — 9 апреля 431 года.

Лючия. Знатная девушка из Сиракуз. Ее хотели насильно потащить в бордель, но даже волы не могли сдвинуть ее с места. Местная патронесса Сиракуз, Толедо. Поминальный день — 13 декабря 303 года.

Маргарита из Картоны. После жизни, полной греха, пуб лично покаялась в церкви в Альвиано. Ее образумил вид изъ еденного червями трупа товарища ее сладострастия. Атрибуты: крест, орудия пытки. Местная патронесса Кортоны. Поминаль ный день — 22 февраля 1297 года.

Так называемые «дома для кающихся грешниц» и «дома магдалин» нередко связаны с почитанием одной из этих святых покаявшихся грешниц.

И.Блох «История проституции»

Наряду с благочестием, немаловажную роль играет также обязательный труд. Так, в ульмском борделе проституток приучали к ежедневной работе; в Риме они должны были помо гать при тушении пожаров. Но, судя по немногим имеющимся документам, принудительная работа существовала не везде.

Круг клиентов публичных домов составлялся в средние века из самых различных слоев населения. Среди посетителей борделя называют императоров и князей, дворян, членов рату ши, бюргеров, студентов, писателей, священников, ремесленни ков, низших городских служащих, преступников и сутенеров и даже ищущих гетеро и гомосексуальных сношений женщин.

Несмотря на стремления властей ограничить и скон центрировать всю проституцию в борделях, находящихся под государственным наздором, невозможно было воспрепятство вать увеличению числа тех, которые «не желали быть публично проститутками». В противоположность вольным (или тайным), бордельные проститутки назывались публичными (или явными).

Вольную проституцию средних веков нужно различать по тому, концентрируется ли она больше в известных улицах и до мах (в частных квартирах, тайных борделях и квартирах для встреч, в трактирах и танцклассах, тавернах и увеселительных заведениях, банях, цирюльнях, мельницах и погребах), или же предпочитает открытую улицу.

Наконец, средневековые проститутки разделяются еще на оседлых и бродячих, а на греко магометанском Востоке еще на гетер и низших проституток.

О трактирах, тавернах и харчевнях, как местах для прос титуции мы уже говорили выше. Аналогичным характером от личались на Западе многие танцклассы, а на Востоке — увесели тельные заведения с музыкой и пением. Время расцвета домов для танцев относится к XV веку. В танцевальных залах со бирались ремесленники и студенты, а хозяин доставлял пуб личных женщин.

На магометанском Востоке музыкально вокальное увесе лительное заведение работорговца представляло нечто анало гичное нашему современному кафе шантану. Это было главное место для проституции. Сохранилось описание такого борделя с музыкой, в котором богатый работорговец из Куфы по имени Ибн Замин, очевидно, перс или индиец, живший во время хали фа Мансура, вместе со своими продажными девушками прини мал покупателей и любовников. Их посещения всегда кончались тем, что девушки проституировали и собирали богатую жатву золотом. Его рабыни, одна красивее другой, совершенно свободно обращались с гостями, показывали им свое искусство в пении и

И.Блох «История проституции»

музыке… Эти бордели с музыкой играли на мусульманском Вос токе значительную роль и служили главным образом для завя зывания свободных половых отношений.

Средневековые бани, служившие местом проституции, по степенно превратились в кабаки с женской прислугой, в банные бордели. Их развитие относится к XII–XIIIвекам. Так, например, баня у Pont Troucat в Авиньоне в 1435 году имела не менее 16 спален, кухню, большой купальный зал, сад. Все комна ты в изобилии снабжены были перинами. Составленный в 1446 году список инвентаря бани у La Pierre в Авиньоне перечисляет многочисленные кровати, каменные и медные ванны. Весьма за мечателен также венецианский документ от 30 марта 1490 года, в котором в ответе на прошение арендатора бани Энрико Сквам мико прямо сказано, что его банное заведение должно отныне считаться явным борделем, в котором могут находиться и жить все явные проститутки.

В некоторых городах, например, в Париже, с борделями постоянно конкурировали цирюльни. Предписание от 1311 года запрещает парижским цирюльникам держать у себя проститу ток и эксплуатировать их экономически.

Мы встречаемся также с проституцией на мельницах, из вестной нам из древних времен, и с проституцией в погребах и других подземных помещениях, где проститутки оставались только днем и в определенные часы, а с наступлением ночи ухо дили оттуда, чтобы избежать преступлений, возможных в этих темных углах.

На основании многочисленных источников мы можем за ключить, что в средние века существовала обширная уличная проституция. Часто встречаются жалобы на уличные скандалы со стороны проституток. В 1458 году Гедвиг из Силезии и Грета француженка были высланы из Лейпцига за скандал и драку на улице. В 1459 году Маленькая Анхен и Кет из Виденгайна, воль ные женщины, напали на честную женщину, хотели потащить ее к себе и совершили над ней насилие. Чаще всего ссоры и драки происходили между бордельными и вольными проститутками.

Отношение бродячих проституток к оседлым — по крайней мере, в северных странах Европы — можно охарак теризовать в следующих словах: первоначально бродячие, пришлые проститутки занимались своим ремеслом, переходя из города в город, из деревни в деревню, а потом уже были учреж дены публичные дома, для которых проститутки рекрутирова лись и из местных девушек.

И.Блох «История проституции»

В более позднюю эпоху средних веков бродячие прости тутки все еще играли значительную роль наряду с оседлыми и в известных случаях (празднества, имперские сеймы, мессы и т. п.) составляли большинство. Столь же распространенный тип представляла бродячая проститутка на магометанском Востоке.

Хотя в Европе в средние века не было гетер и мы встречаем вполне развитые формы гетеризма только на Востоке, тем не менее и в западных странах существовали различные ка тегории проституток. Обитательницы публичных домов и тайные проститутки стремились изображать элегантных дам и применять всевозможные косметические средства, чтобы прив лекать мужчин.

Институт собственно гетер мы находим в средние века только на Востоке. В Византии, в Багдаде, в индийских городах красивые, умные, художественно образованные гетеры были славой страны. Пикантная певица ценилась больше честной женщины. Выдающаяся куртизанка какого нибудь города была предметом зависти для других городов. Украшением каждой пирушки была арабская певица. Замечательно, что вначале пе вицами были византийские гетеры, которые пели на греческом языке, и только впоследствии возникла настоящая арабская школа пения в Мекке.

Большое и без того число клиентов проституции уве личивалось благодаря мужчинам, которых завлекали и соблаз няли сами проститутки. Параграф 14 авиньонского устава от 1458 года строго запрещает проституткам всякое насильствен ное принуждение мужчин путем потягивания их за платье, от нятия шапки и т. п.

Из интересного неаполитанского манускрипта Парижской Национальной библиотеки мы узнаем, что и средневековая прос титутка стремилась получить плату вперед, затем внезапно из меняла свое обращение с посетителем и старалась грубыми сло вами как можно скорее избавиться от него. Как употребительное обращение проституток к клиентам там приводится следующее: «Скорей, скорей, и вставай! Черт тебя возьми!»

Плата проститутке за одно посещение была довольно не значительна, особенно в домах терпимости — настолько, что это вошло в поговорку и даже мужчины низшего сословия могли се бе позволять регулярное посещение борделя. (Согласно хронике декана Сен Тьебо, в 1420 году сношения с четырьмя проститут ками стоили столько же, сколько одно яйцо.)

Сказанное об институте гетер относится также к гомосек суальной мужской проституции средних веков, которая на Вос токе была развита сильнее, чем на Западе. Из этого, однако, не следует, что на христианском Западе она была менее

И.Блох «История проституции»

распространена — на Востоке, под влиянием греко визан тийского народного обычая, она только пользовалась большей свободой и терпимостью, чем в Европе, где гомосексуальные сно шения подвергались строгому преследованию и нередко наказы вались смертью как ужаснейшее преступление.

Однако гомосексуализм распространен был тогда, вероят но, в таком же процентном отношении, как теперь, и поэтому можно допустить существование гомосексуальной проституции и в тех европейских городах, в которых случайно не сохранилось источников по этому вопросу. В некоторых городах (как, например, в Венеции и Париже) гомосексуальная проституция достигла даже такого объема, который напоминает о положении вещей на Востоке. Уже в средние века встречаются свои гомо сексуальные скандалы и скандальные процессы. Мы напомним только о знаменитом процессе тамплиеров, в котором обвинение в гомосексуализме составляет центральный пункт всего обвине ния.

Здесь, конечно, не место подробно описывать гомосексуа лизм средних веков, история которого до сих пор еще недоста точно разработана. Мы ограничимся лишь указанием на глав ные пункты, имеющие значение для понимания гомосексуальной проституции.

Так, не подлежит сомнению, что среди проституирован ных мужчин и их клиентов было много гомосексуалистов от природы — факт, который бросился в глаза уже великому араб скому врачу средних веков, знаменитому Ибн Сине (Авиценне) (ок.980–1037),и заставил его высказать замечательный взгляд, что педерастия есть «физический недостаток».

Положение, что прирожденный гомосексуализм представ ляет общераспространенное антропологическое явление, не за висящее от времени, места и народности, доказано мною статис тическим путем для Кельна. Из кельнских процессуальных ак тов за 1484 год я добыл поразительное доказательство того, что процент гомосексуалистов в Кельне в это время почти совпадает с тем, который установила для города ценная анкета Гиршфель да о распространении гомосексуализма в Германии. Согласно за явлению одного пастора, в 1484 году в Кельне было около 200 го мосексуалистов, известных ему лично или со слов других лиц, что при общем числе жителей в 20–25тысяч человек составляет около 1%, то есть лишь немногим менее цифры, полученной по статистике Гиршфельда(1–1,5%).Одного этого было бы доста точно, чтобы усомниться в предполагаемом «возрастании» гомо сексуализма в наше время, если бы даже не было других фактов,

И.Блох «История проституции»

решительно говорящих против такого мнения, в особенности факта полного совпадения всех явлений средневекового гомосек суализма с современным.

Тогда, как и теперь, он существовал среди всех сословий, среди богатых и бедных, среди мужчин и женщин. Тогда, как и теперь, существовали мужская проституция, известные места для встреч и собраний гомосексуалистов и, вероятно, известные организации.

Капитулярии* Каролингов и каноническое право говорят о гомосексуализме как общеизвестном и распространенном виде половых сношений в такой форме, которая скрывает в себе су ществование гомосексуальной проституции. По внешним своим проявлениям, последняя в древнейшие времена еще обнаружи вает подражание римскому кинедизму. Италия в этом отноше нии приняла наследство от Рима. Уже Данте и Боккаччо упоми нают о большом распространении гомосексуальных наклоннос тей и о возможности легкого им удовлетворения. В XIV и XV веках более значительные итальянские города, особенно Вене ция и Рим, были центрами обширной и вполне организованной мужской проституции.

Известны замечательные документы, касающиеся средне вековой гомосексуальной проституции в Венеции, из которых мы укажем в хронологическом порядке на следующие: 30 авгус та 1443 года запрещено было мужчинам под страхом денежного штрафа и тюремного заключения публично появляться в жен ском платье. В акте от 2 марта 1455 года указывается на большое распространение педерастии в городах, и для каждой части города назначаются два пожилых дворянина для наблюдения за местами гомосексуальной проституции и за тем, как она приме няется. В 1459 году грек гомосексуалист Иоанн Гиерахос приго ворен был к смерти через обезглавливание, между тем как прос титуированный мальчик Франческо Бардерио отделался годом тюремного заключения.

В высшей степени характерно предписание от 16 мая 1461 года, согласно которому врачи и цирюльники обязаны доносить о всяком поражении или повреждении заднего прохода у женщи ны или мужчины, вызванном педикацией. Законом от 25 августа 1464 года за педерастию назначается смертная казнь через сож жение. Предписание от 7 января 1468 года указывает на то, что многие женщины и мальчики предаются профессиональной проституции и педикации.

*Капитулярии — королевские указы.

И.Блох «История проституции»

Существование в Венеции обширной гомосексуальной проституции подтверждает, кроме того, следующее описание поведения сводников: «Но так как сводники и сводницы, сводя щие с мальчиками и с женщинами для педерастических целей, своими советами, обещаниями и вознаграждением, соблазняют и распространяют это отвратительное преступление, то постанов лено, чтобы сводники и сводницы подвергались такому же нака занию, как и сами педерасты, если сводничество их послужило причиной педикации мальчика или женщины».

Число проституированных мужчин в Венеции в XV веке было так велико, а выступление их на улице так свободно и непринужденно, что они составляли серьезную конкуренцию для женщин проституток. Поэтому правительство было вынуж дено прибегнуть к удивительной мере, о которой и теперь еще напоминает название Ponte e fondamente delle Tette в городе Сан Кассиано: жившие в бордельном квартале Карампане прос титутки должны были доходить до этого моста и, стоя с обнажен ной грудью (tette), завлекать прохожих. Обычай этот объясняет ся законом Совета Десяти, который повелевал женщинам прос титуткам стоять с обнаженной грудью у открытого окна или на улице, чтобы завлекать мужчин и удерживать их таким образом от увлечения педерастией. Поистине своеобразный способ борьбы с гомосексуальной проституцией, отнюдь не достигший, однако, своей цели.

Суровые наказания, которым подвергали даже несо вершеннолетних проституированных мальчиков, также оста лись совершенно бесплодными. Так, например, 7 июля 1462 года приговорены были к суровым телесным наказаниям (обрезанию носа, кастрации, клеймению) проституированный греческий мальчик Теодор и мальчикиФранческо Раваньяно иГаспаре Ка* легарио.

Особенно любимым местом для «прогулок» прости туированных мужчин были окрестности монастыря крестонос цев и темные углы во дворцах, принадлежавших герцогам Мо денскому и Феррарскому в Венеции. Для встреч с кинедами, по видимому, пользовались также гондолами. Но излюбленными местами для мужской проституции — судя по чрезвычайно мно гочисленным сообщениям — служили цирюльни, владельцы или служащие которых давали значительно больший процент гомо сексуалистов и проституированных мужчин, чем другие профессии. Кроме того, для целей мужской проституции пользо вались тавернами, борделями и частными квартирами женщин проституток.

И.Блох «История проституции»

В Риме гомосексуальная проституция достигла еще боль ших размеров, чем в Венеции. Кинедизм широко развивался также в университетских городах, например, в Болонье. Произ ведения Боккаччо, Петрарки (1304–1374),Мазуччо (ок. 1415 — ок. 1475) и многих других авторов полны намеков на существова ние педерастии.

О Париже Жак де Витри рассказывает, что гомосексуа лизм до такой степени господствовал там среди духовенства, что если кто либо из них отвергал проститутку, пристававшую на улице, то она из мести кричала ему вслед: «Содомит!» Мало того, мужчины, следовавшие приглашению проституток или имев шие наложниц, считались добродетельными.

Тем не менее, вряд ли можно было бы говорить в средние века об «итальянском пороке» или «пороке французском» (вроде того, как французы называют теперь педерастию «немецким пороком»), если рассматривать, например, условия, существо вавшие в средние века в Кельне. Для этого можно воспользо ваться процессуальными актами, из которых видно, что в конце XV века деятельность гомосексуалистов и проституированных мужчин была до такой степени публична и заметна, что совет вынужден был опросить пасторов и исповедников, чтобы выяс нить положение вещей и, если возможно, помочь делу. Мы ука жем на следующие замечательные детали из заявлений, сделан ных различными пасторами. Пастор церкви Св.Апостолов рас сказывает о бедняке, который на смертном одре признался ему во время исповеди о своих половых отношениях с одним богатым господином из высших слоев общества. Хотя у последнего были жена и дети, он был, по видимому, типичным гомосексуалистом, так как часто прибегал к сношениям с названным бедняком и каждый раз платил ему гульден.

Из заявления пастора в Ст.Колумбане мы узнаем подроб ности о существовании мужской проституции в Кельне. Он сооб щает, что несколько лет тому назад один мужчина продавал себя другим за деньги.

Чиновник из Ст.Куниберта сообщает, что он, к сожалению, довольно часто встречал таких субъектов, прежде еще больше, чем теперь — каждый год по два или три человека, «предавав шихся греху», как среди «распутных и непросвещенных людей», так и среди людей, живших при хороших условиях.

Пастор из Ст.Мартина делает еще, кроме того, интересные указания относительно части города, особенно посещаемой гомосексуалистами — у Сенного рынка. (Один кельнский госпо дин сообщает, что в Кельне у Сенного рынка и теперь еще есть старый кабачок, посещаемый почти исключительно гомосексу

И.Блох «История проституции»

алистами и проституированными мужчинами.) Лишь немногим священникам даже на исповеди не пришлось ничего узнать об этих вещах.

Научного исследования гомосексуализма в то время еще не было, и сообщения католических священников и исповедников — людей, единственно призванных и действи тельно сведущих в этой области — обнаруживают довольно об стоятельное знакомство с кельнскими гомосексуалистами и их организацией. До сих пор мы не имеем столь полных сведений о каком бы то ни было другом немецком городе, хотя и относитель но других городов есть указания на «ересь», как называли тогда педерастию.

В Голландии высший чиновник страны, президент Гоосвин де Вильде был даже обезглавлен в 1446 году за этот грех.

На Востоке с его гигантскими городами гомосексуальная проституция могла развиться до более значительных размеров, тем более, что здесь всюду можно доказать греческое влияние, продолжавшее действовать через Византию и вызвавшее, например, у арабов, организацию типичного кинедизма, перво начально им чуждого. Греческих проституированных мальчиков можно было найти в средние века во многих городах Востока и в странах, прилегавших к Средиземному морю. Распутную де ятельность профессиональных соблазнителей мальчиков в са мой Византии описывает уже Прокопий. Она была так распространена и в более позднюю эпоху средних веков, что за нее присуждали к самым суровым наказаниям, даже к сожже нию на костре.

Впервые тип проституированного мужчины укоренился среди арабских завоевателей благодаря бродившим на Востоке греческим мимам. До ислама настоящая гомосексуальная прос титуция не могла развиться из за отсутствия больших городов и соответственного спроса. Она появляется только в империи ха лифов, в больших городах, выросших отчасти на почве греческой культуры. Противоположность в этом отношении между эпохой бедуинов и временем больших городов отмечают уже средневе ковые арабские писатели.

Публичному распространению гомосексуальных наклон ностей способствовали также учения магометанских гностиков, не только превративших греческую любовь чуть ли не в догму, но и предававшихся ей на практике, между тем как учение пророка в чистом виде подвергало любовь между мужчинами проклятию. Впрочем, первая организация гомосексуальной проституции исходит именно из священных городов Мекки и Медины как рассадников музыкального и вокального искусства, мужские представители которого, моханнат, образовали цех

studfiles.net


Смотрите также