Блох, Эрнст Симон. Блох эрнст симон


Блох, Эрнст Симон Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Блох. Дата рождения:Место рождения:Дата смерти:Место смерти:Страна:Школа/традиция:Основные интересы:Значительные идеи:Оказавшие влияние:Испытавшие влияние:
Эрнст Блох
Ernst Bloch

8 июля 1885(1885-07-08)

Людвигсхафен-ам-Райн

4 августа 1977(1977-08-04) (92 года)

Тюбинген

ГДР ГДР, ФРГ ФРГ

неомарксизм (западный марксизм)

Утопии, революционные идеи, теология освобождения

«философии надежды», «онтология Еще-Не-Бытия»

Г. Ф. В. Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Карл Май, Георг Зиммель, Макс Вебер, В. И. Ленин, Дьёрдь Лукач, Бертольт Брехт, Курт Вайль, Теодор В. Адорно

теология освобождения, Зигфрид Кракауэр, Вольфганг Харих, Руди Дучке, Фредрик Джеймисон, Ремо Бодеи, Юрген Мольтманн, Эрнесто Балдуччи

 Эрнст Блох на Викискладе

Эрнст Симон Блох (нем. Ernst Bloch; 8 июля 1885 года, Людвигсхафен-ам-Райн — 4 августа 1977 года, Тюбинген) — немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Ещё-Не-Бытия».

Биография

Родился в Людвигсхафене в обеспеченной еврейской семье железнодорожного служащего. Своё первое философское сочинение написал в 13 лет. В это же время приобщился к социалистическим идеям, познакомившись в 14 лет с речами Августа Бебеля и Розы Люксембург, а также выписывая социал-демократическую газету «Форвертс».

Уже в школьные годы переписывался с Эрнстом Махом, Теодором Липпсом, Эдуардом фон Хартманом, Вильгельмом Виндельбандом. Изучал философию, физику, германистику и музыку; учился в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине и Гейдельберге — у Теодора Липпса, Георга Зиммеля, Макса Вебера, Освальда Кюльпе. Интересовался музыкой (Густав Малер был среди его предпочтений) и искусством (особенно экспрессионизмом). Был в дружеских отношениях с такими людьми, как Бертольт Брехт, Курт Вайль, Вальтер Беньямин и Теодор В. Адорно.

  • 1908 год — Защитил докторскую диссертацию в духе неокантианства, о Генрихе Риккерте и проблемах гносеологии.
  • С 1911 начиналось творческое сотрудничество с Дьёрдем Лукачем. Во время эмиграции последнего из Венгрии после падения советской республики Блох инициировал кампанию солидарности за освобождение Лукача из австрийского заключения и написал воззвание «К спасению Георга Лукача».
  • 1915—1917 годы — в Грюнвальде под Мюнхеном пишет свою первую крупную работу «Дух утопии».
  • 1917 год — будучи противником войны, Блох, хоть и не был призван из-за близорукости, был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где начал работать над своей философией надежды. Пораженческая позиция Блоха была столь радикальна, что его не удовлетворяли даже решения антивоенной социалистической Циммервальдской конференции, возлагающей вину за развязывание войны на обе воюющие стороны. Его взгляды привели его в пацифистскую группу, в которую входили Герман Гессе, Рене Шикеле, Хуго Балль. В связанную с ней «Свободную газету» Блох написал свыше 100 статей о войне, милитаризме, пацифизме, демократии, социализме и Октябрьской революции. К последней отнёсся с симпатией, хотя не скрывал разочарования негативными явлениями в Советской России и поражением социалистической революции в Германии; позже вспоминал, что на него и Лукача произвела исключительное впечатление поэма А. А. Блока «Двенадцать».
  • 1919 год — по окончании Первой мировой войны вернулся с больной женой в Германию, где вступил в Коммунистическую партию.
  • 1920-е годы — Путешествия по Европе и Северной Африке (Берлин, Берн, Мюнхен, юг Франции, Париж, Италия, Тунис, Алжир, Марокко).
  • 1933 год — повторная эмиграция из Германии в Цюрих из-за прихода к власти нацистов, объявивших Блоха в розыск.
  • 1934 год — выслан из Швейцарии. Переезжает в Вену, а затем в Париж.
  • 1937—1938 годы — живёт и работает в Праге, Чехословакия.
  • 1938 год — эмигрировал в США, где поначалу жил в стеснённых условиях. Даже левый социолог Макс Хоркхаймер отказался принять его на работу в Институт социальных исследований, переместившийся из Франкфурта в Нью-Йорк, считая воззрения Блоха «чересчур коммунистическими». Выручала помощь друзей — Ханса Эйслера, Альфреда Канторовича, Адольфа Лёве и других. Не без труда выучил английский язык и получил американское гражданство.
  • 1948 год — призван Вернером Краусом и министерством образования земли Саксония на профессуру кафедры философии в университет Лейпцига, Восточная Германия, которую ранее занимал Ханс-Георг Гадамер, переехавший во Франкфурт-на-Майне в западной зоне оккупации. Также приглашённый туда Герберт Маркузе от предложения отказался, но дал коллеге положительную рекомендацию.
  • В 1949—1956 годах — профессор философии Лейпцигского университета (ГДР), директор Института философии при Лейпцигском университете (с 1949). Читает курсы по истории философии, в публичных лекциях «Университет, марксизм, философия» (1949), «Университет, истина, свобода» (1955) выступает против упрощения высшего образования. В 1953 году вместе с Вольфгангом Харихом выступает соучредителем ведущего философского издания ГДР — «Немецкого журнала по философии» (Deutsche Zeitschrift fuer Philosophie). Обрабатывает и издаёт работы, скопившиеся за долгие годы эмиграции: «Субъект-Объект. Разъяснения к Гегелю» (1951), «Авиценна и аристотелевские левые» (1952), «Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953), два тома «Принципа надежды» (1954—1955). Избран председателем Союза работников культуры за демократическое обновление Германии (Культурбунда) в Лейпциге.
  • 1954—1955 годы — признание: с марте 1954 года — действительный член Германской академии наук (ещё единой для ГДР и ФРГ), вскоре возглавивший в ней секцию философии. Удостоен Национальной премии ГДР 2 класса по науке и технике (7 октября 1954 года) и «Отечественным орденом за заслуги» в (8 июля 1955 года). ЦК Социалистической единой партии Германии посылает приветствие, отмечающее усилия Блоха в борьбе за «новую демократическую Германию», а орган СЕПГ — газета «Нойес Дойчланд» — публикует поздравление секретаря ЦК Курта Хагера. Однако нарастает и критика философии Блоха как не соответствующей принятому в СССР и ГДР пониманию диалектического и исторического материализма. В 1954 году начинается дискуссия о буржуазном наследии в философии ГДР, запущенная статьёй другого лейпцигского профессора философии Ругарда Отто Гроппа «Марксистский диалектический метод и его противоположность идеалистической диалектике», в которой Блох назван представителем гегельянского идеализма. После XX съезда КПСС под влиянием Эрнста Блоха в издательстве Вальтера Янки Aufbau-Verlag, возник «Круг единомышленников» — неформальная группа марксистских мыслителей, требовавших внутренних реформ в партии. Разработавший от имени группы и передавший как партийному руководству, так и на Запад «Платформу особого немецкого пути к социализму» Вольфганг Харих был на показательном суде обвинён в подготовке государственного переворота. Блоха не арестовали, но лишили права на публичные выступления и запустили кампанию травли в прессе ГДР и на различных конференциях, в которой на страницах «Нойес Дойчланд» принял участие сам Вальтер Ульбрихт.
  • 1957 год — лишён звания профессора после продолжительных конфликтов с властями Восточной Германии из-за подавления восстания в Венгрии в 1956 году. Против принудительной отправки Блоха на пенсию высказались многие его коллеги и товарищи, включая теолога Эмиля Фукса. При этом философ Манфред Бур в основанном Блохе журнале обвиняет Блоха в иррационалистских, ревизионистских и агностицистских тенденциях, указывая на истоки его философии в Откровении Иоанна Богослова. Впрочем, даже после отстранения Блох продолжал получать выплаты и пользоваться определёнными привилегиями, включая право на свободное перемещение по миру — он побывал в Греции, Египте, Франции, Албании, несколько раз в Западной Германии.
  • С 1961 года — находясь на летнем отдыхе на территории ФРГ, в Баварии, под влиянием известий о сооружении Берлинской стены, обозначавших крах надежд на демократизацию в ГДР, принял решение не возвращаться в ГДР, которое далось ему с трудом. Он стал приглашённым профессором в Тюбингенском университете. Лекции Блоха, прочитанные в течение первого года пребывания в Тюбингенском университете, на которые подчас собиралось по тысяче человек, были изданы в 1963 году под названием «Тюбингенского введения в философию». Одно из ведущих западногерманских издательств — Suhrkamp Verlag — приступает к изданию собрания сочинений Блоха. В 1964 году награждён премией по культуре Объединения немецких профсоюзов, в 1967 году — премией мира немецкой книготорговли. Университеты Загреба (1969) и Сорбонны (1975) присвоили ему звание почётного доктора.

На формирование философии Блоха оказали влияние марксизм, немецкая классическая философия (Кант и Гегель), экзистенциализм (особенно в варианте Кьеркегора), а также ветхозаветное иудейское мессианство, раннее христианство и позднесредневековая еврейская мистика. Близкими к его идеям называли философию экзистенциалиста-марксиста Жана-Поля Сартра. В Марксе Блох видел последовательного гуманиста:

«Понятие «гуманизм» (в том смысле, которым оно обладает сегодня) сложилось в 17-18 веках. Вообще-то, оно гораздо старше, но в политику оно вошло именно в это время. Действительно, то что спроецировал молодой Маркс, является последовательным развитием идеалов Французской революции. Во время Французской революции «гражданин» всего лишь предавался иллюзии, поскольку у него не было ключа к решению проблемы – экономического ключа, социологического ключа. Маркс не просто учитывает прежние идеалы. Он в самой действительности ищет ключ, рычаг, чтобы положить конец состоянию отчуждения, как это сформулировал Гегель, состоянию отчуждения, в котором человек оказался в силу царящих в обществе торгово-экономических отношений. Молодой Маркс в то время называл это не «материализмом», «диалектическим материализмом», а «реальным гуманизмом». Категорический императив «требует» устранения всех отношений, низводящих человека до состояния угнетённого, жалкого существа. Именно эту цель ставил перед собой Маркс. Так что понятие «гуманизм» – это не какой-нибудь свалившийся с неба термин. Марксизм опирается на богатое наследие. И Маркс (я хочу добавить, что марксизм гораздо старше Маркса) вкладывает в это понятие совершенно определённое содержание. «Гуманизм» он понимает как движение, направленное на освобождение человека от состояния рабства и гнёта»[1].

Блох в 1956 году

Блох был участником диалога марксизма и христианства. Не примыкая прямо ни к одной из марксистских школ или течений, теснее всего с середины 1960-х годов Блох сотрудничал с югославской группой «Праксис», входя в редколлегию одноименного журнала. До смерти оставался социалистом, утверждая, что «дело социализма не может быть уничтожено»; при этом, заочно полемизируя с выражением Лукача, что самый плохой социализм все же лучше самого хорошего капитализма, считал, что «реальный социализм» в восточном блоке ещё дальше от социализма, чем самый скудный реформизм.

Настаивал, что следует осуждать и американскую интервенцию во Вьетнам, и советскую — в Чехословакию (по его словам, «то, что русские установили в Праге — прямая противоположность марксизма»[2]). Критически поддерживал «новых левых» и студенческое движение 1960-х годов; наладил дружеские отношения с Руди Дучке; выступал на митингах протеста против закона о чрезвычайном положении, запрета на профессии, гонки атомных вооружений, израильского милитаризма и немецкого антисемитизма.

Психоаналитик и экосоциалист Джоэл Ковел назвал Блоха «величайшим из современных утопических мыслителей». Философ второго поколения Франкфуртской школы Юрген Хабермас, ранее назвавший Блоха «марксистским Шеллингом», утверждал, что «только Эрнст Блох и Карл Мангейм в нашем столетии очистили выражение „утопия“ от привкуса утопизма и реабилитировали его как чистую среду для проекта альтернативных возможностей жизни, которые должны быть заложены в самом историческом процессе».

Личная жизнь

В 1913 году женился на Эльзе фон Стрицки (нем. Else von Stritzky), дочери рижского пивовара. Овдовел в 1921 году. Повторно женился, но брак с Линдой Оппенгеймер нем. Linda Oppenheimer) продлился недолго. Третьей женой стала польский архитектор и антисталинистская коммунистка Карола Пиотрковска (польск. Karola Piotrkowska), с которой Блох сочетался браком в Вене в 1934 году и оставался с ней до конца своих дней.

Блох скончался в Тюбингене в 1977 году.

Звания и награды

  • Действительный член немецкой Академии наук (1955, ещё не разделенной).
  • Национальная премия 2 класса по науке и технике (1954).
  • Отечественный орден за заслуги (1955).
  • Премия по культуре от Объединения немецких профсоюзов (1964).
  • Международная премия мира немецких издателей (1967).
  • Почетный доктор Загребского университета (1969).
  • Почетный доктор Сорбонны и Тюбингенского университетов (1975).
  • Именем Блоха названа улица в немецком Оберменцинг[de][3], Тюбингене и Штуттгарте.
  • В Людвигсхафене открыт Архив Эрнста Блоха. К столетию философа в 1985 году в Гамбурге была создана международная ассоциация Эрнста Блоха.

Сочинения

  • «Вадемекум для нынешних демократов» (1918)
  • «Дух утопии» (1918)
  • «Томас Мюнцер как теолог революции» (1921)
  • «Наследие этого времени» (сборник очерков, 1924—1933)
  • «Следы» (1930)
  • «Наследство нашего времени» (1935)
  • «История и содержание понятия „материя“» (1936—1938, опубликована в 1952 под названием «Проблема материализма — его история и сущность»)
  • «Свобода и порядок. Очерк социальных утопий» (1946)
  • «Субъект-Объект. Комментарий к Гегелю» (на испанском языке в 1949, первое немецкое издание — 1951)
  • «Авиценна и аристотелевские левые» (1952)
  • «Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953)
  • «Принцип надежды» (в трех томах — 1954, 1955, 1960) (фрагмент Утопия и утопическое мышление)
  • «Основные философские вопросы онтологии ещё-не-бытия» (1961)
  • «Тюбингенское введение в философию» (1963). Издательство Уральского Университета, 1997 г. ISBN 5-7525-0410-4 Перевод Вершинин С. Е. 1997 год
  • «Атеизм в христианстве» (1968)
  • «Experimentum Mundi» (1975)

Примечания

Литература

  • Болдырев И. А. Время утопии: проблематические основания и контексты философии Эрнста Блоха. — М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012
  • Вершинин С. Е. Жизнь — это надежда. Введение в философию Эрнста Блоха. — Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001.

Ссылки

wikiredia.ru

Эрнст Симон Блох — JewAge

 Эрнст Симон Блох (нем. Ernst Bloch; 8 июля 1885 года, Людвигсхафен-на-Рейне — 4 августа 1977 года, Тюбинген) — немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Ещё-Не-Бытия».

Содержание [убрать] 1 Биография1.1 Личная жизнь2 Звания и награды3 Сочинения4 Литература5 Примечания6 СсылкиБиография[править | править вики-текст]Родился в Людвигсхафене в еврейской семье железнодорожного служащего. Своё первое философское сочинение написал в 13 лет. В это же время приобщился к социалистическим идеям, познакомившись в 14 лет с речами Августа Бебеля и Розы Люксембург, а также выписывая социал-демократическую газету «Форвертс». Изучал философию, музыку и физику, учился у Георга Зиммеля, Макса Вебера, Освальда Кюльпе. Интересовался музыкой (Густав Малер был среди его предпочтений) и искусством (особенно экспрессионизмом). Был в дружеских отношениях с такими людьми, как Бертольт Брехт, Курт Вайль, Вальтер Беньямин и Теодор В. Адорно.

1908 год — Защитил докторскую диссертацию в духе неокантианства, о Генрихе Риккерте и проблемах гносеологии.С 1911 начиналось творческое сотрудничество с Дьёрдем Лукачем. Во время эмиграции последнего из Венгрии после падения советской республики Блох инициировал кампанию солидарности за освобождение Лукача из австрийского заключения.В 1917 году — будучи противником войны, Блох, хоть и не был призван из-за близорукости, был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где начал работать над своей философией надежды.1919 год — по окончании Первой мировой войны вернулся в Германию, где вступил в Коммунистическую партию.1933 — повторная эмиграция из Германии в Цюрих из-за прихода к власти нацистов.1934 — выслан из Швейцарии. Переезжает в Париж.1937—1938 — живёт и работает в Праге, Чехословакия.1938 — эмигрировал в США. Макс Хоркхаймер отказался принять его на работу в Институт социальных исследований, переместившийся из Франкфурта в Нью-Йорк, считая воззрения Блоха «чересчур коммунистическими».1948 — призван Вернером Краусом на профессуру в университет Лейпцига, Восточная Германия (также приглашённый туда Герберт Маркузе от предложения отказался).В 1949—1956 годах — профессор философии Лейпцигского университета (ГДР), директор Института философии при Лейпцигском университете (с 1949). Удостоен Национальной премии ГДР (в 1955 году).1957 — лишён звания профессора после продолжительных конфликтов с властями Восточной Германии из-за подавления восстания в Венгрии в 1956 году. Против принудительной отправки Блоха на пенсию высказались многие его коллеги и товарищи, включая теолога Эмиля Фукса.С 1959 — находясь на территории ФРГ, принял решение не возвращаться в ГДР и стал профессором в Тюбингене. Университеты Загреба и Сорбонны присвоили ему звание почётного доктора.Участник диалога марксизма и христианства. Критически поддерживал «новых левых» и студенческое движение 1960-х годов; наладил дружеские отношения с Руди Дучке.

Психоаналитик и экосоциалист Джоэл Ковел назвал Блоха «величайшим из современных утопических мыслителей». Философ второго поколения Франкфуртской школы Юрген Хабермас утверждал, что «только Эрнст Блох и Карл Мангейм в нашем столетии очистили выражение „утопия“ от привкуса утопизма и реабилитировали его как чистую среду для проекта альтернативных возможностей жизни, которые должны быть заложены в самом историческом процессе».

Личная жизнь[править | править вики-текст]В 1913 году женился на Эльзе фон Стирцки (нем. Else von Stritzky), дочери пивовара. Овдовел в 1921 году. Повторно женился, но брак с Линдой Оппенгеймер нем. Linda Oppenheimer) продлился недолго. Третьей женой стала польский архитектор Карола Пиотрковска (польск. Karola Piotrkowska), с которой Блох сочетался браком в Вене в 1934 году и оставался с ней до конца своих дней.

Блох скончался в Тюбингене в 1977 году.

Звания и награды[править | править вики-текст]Действительный член немецкой Академии наук (1955, ещё не разделенной).Национальная премия 2 класса по науке и технике (1954).Отечественный орден за заслуги (1955).Премия по культуре от Объединения немецких профсоюзов (1964).Международная премия мира немецких издателей (1967).Почетный доктор Загребского университета (1969).Почетный доктор Сорбонны и Тюбингенского университетов (1975).Именем Блоха названа улица в немецком Оберменцинг[de][1]Сочинения[править | править вики-текст]«Вадемекум для нынешних демократов» (1918)«Дух утопии» (1918)«Томас Мюнцер как теолог революции» (1921)«Наследие этого времени» (сборник очерков, 1924—1933)«Следы» (1930)«Наследство нашего времени» (1935)«История и содержание понятия „материя“» (1936—1938, опубликована в 1952 под названием «Проблема материализма — его история и сущность»)«Свобода и порядок. Очерк социальных утопий» (1946)«Субъект-Объект. Комментарий к Гегелю» (на испанском языке в 1949, первое немецкое издание — 1951)«Авиценна и аристотелевские левые» (1952)«Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953)«Принцип надежды» (в трех томах — 1954, 1955, 1960) (фрагмент Утопия и утопическое мышление)«Основные философские вопросы онтологии ещё-не-бытия» (1961)«Тюбингенское введение в философию» (1963). Издательство Уральского Университета, 1997 г. ISBN 5-7525-0410-4 Перевод Вершинин С. Е. 1997 год«Атеизм в христианстве» (1968)«Experimentum Mundi» (1975)Литература[править | править вики-текст]Болдырев И. А. Время утопии: проблематические основания и контексты философии Эрнста Блоха. — М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012Вершинин С. Е. Жизнь — это надежда. Введение в философию Эрнста Блоха. — Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001.

המידע הזה מתפרסם לפי רישיון לשימוש חופשי במסמכים של גנו (GFDL)

אתה צריך להכנס למערכת על מנת לערוך את המאמר

www.jewage.org

Карта сайта - letter.com.ua

Афоризмы - letter.com.ua

  • Афоризмы по темам
    • АДВОКАТ
    • АЛЬТРУИЗМ
    • АРМИЯ
    • АРХИТЕКТУРА
    • АСТРОНОМИЯ
    • АФОРИЗМ
    • БАНКИ
    • БЕДНОСТЬ
    • БЕРЕМЕННОСТЬ
    • БИБЛИЯ
    • БИЗНЕС
    • БЛАГОДАРНОСТЬ
    • БОГАТСТВО
    • БОГИ
    • БРАК
    • БУДУЩЕЕ
    • БЮДЖЕТ
    • БЮРОКРАТИЯ
    • ВДОХНОВЕНИЕ
    • ВЕЖЛИВОСТЬ
    • ВЕЛИКИЕ
    • ВЕРА
    • ВЕРНОСТЬ
    • ВЗЯТКА
    • ВИНО
    • ВЛАСТЬ
    • ВНЕШНОСТЬ
    • ВОЗРАСТ
    • ВОЙНА
    • ВОЛЯ
    • ВОПРОС
    • ВОСПИТАНИЕ
    • ВОСХИЩЕНИЕ
    • ВРАЖДА
    • ВРЕМЯ
    • ВХОД_ВЫХОД
    • ВЫБОР
    • ГЕНИЙ
    • ГЕРОИЗМ
    • ГИГИЕНА
    • ГЛУПОСТЬ
    • ГНЕВ
    • ГОРДОСТЬ
    • ГОРЕ
    • ГОРОД
    • ГОСТЕПРИИМСТВО
    • ГОСУДАРСТВО
    • ГРЕХ
    • ГУМАНИЗМ
    • ДЕЛО
    • ДЕМОКРАТИЯ
    • ДЕНЬГИ
    • ДЕТИ
    • ДИЕТА
    • ДИПЛОМАТИЯ
    • ДОБРО
    • ДОВЕРИЕ
    • ДОЛГ
    • ДРУЖБА
    • ДУША
    • ЖАДНОСТЬ
    • ЖАЛОБА
    • ЖАЛОСТЬ
    • ЖЕЛАНИЕ
    • ЖЕНЩИНА
    • ЖЕСТОКОСТЬ
    • ЖИВОПИСЬ
    • ЖИВОТНЫЕ
    • ЖИЗНЬ
    • ЖУРНАЛИСТИКА
    • ЗАВИСТЬ
    • ЗАКОНЫ
    • ЗАПРЕТ
    • ЗАРПЛАТА
    • ЗДОРОВЬЕ
    • ЗЕРКАЛО
    • ЗЛО
    • ЗНАНИЕ
    • ИГРА
    • ИДЕАЛ
    • ИДЕЯ
    • ИЗМЕНА
    • ИЗОБРЕТЕНИЯ
    • ИНТЕРНЕТ
    • ИНТУИЦИЯ
    • ИНФЛЯЦИЯ
    • ИРОНИЯ
    • ИСКУССТВО
    • ИСКУШЕНИЕ
    • ИСТИНЫ
    • ИСТОРИЯ
    • КАПИТАЛИЗМ
    • КАРЬЕРА
    • КИНО
    • КЛЕВЕТА
    • КЛЯТВА
    • КНИГА
    • КОМПЛЕКСЫ
    • КОМПЛИМЕНТЫ
    • КОМПРОМИСС
    • КОРЫСТЬ
    • КРАСОТА
    • КРИЗИС
    • КРИТИКА
    • КРУГОЗОР
    • КУЛИНАРИЯ
    • КУЛЬТУРА
    • КУРЕНИЕ
    • ЛЕНЬ
    • ЛЕСТЬ
    • ЛИТЕРАТУРА
    • ЛИЦЕМЕРИЕ
    • ЛОГИКА
    • ЛОЖЬ
    • ЛЮБОВЬ
    • МАГИЯ
    • МАТЕМАТИКА
    • МЕДИЦИНА
    • МЕСТЬ
    • МЕЧТА
    • МИЛОСЕРДИЕ
    • МИР
    • МНЕНИЕ
    • МОДА
    • МОЛИТВА
    • МОЛЧАНИЕ
    • МОРАЛЬ
    • МУДРОСТЬ
    • МУЖЕСТВО
    • МУЖЧИНЫ
    • МУЗЕЙ
    • МУЗЫКА
    • МЫСЛЬ
    • НАГРАДА
    • НАДЕЖДА
    • НАКАЗАНИЕ
    • НАЛОГИ
    • НАРОД
    • НАСЛЕДСТВО
    • НАСТРОЕНИЕ
    • НАУКА
    • НЕВЕЖЕСТВО
    • НЕДОСТАТКИ
    • НЕЗАВИСИМОСТЬ
    • НЕКРОЛОГИ
    • НЕНАВИСТЬ
    • НОВОСТИ
    • НРАВСТВЕННОСТЬ
    • ОБЕЩАНИЕ
    • ОБИДА
    • ОБМАН
    • ОБРАЗОВАНИЕ
    • ОБЩЕНИЕ
    • ОБЩЕСТВО
    • ОГОНЬ
    • ОДЕЖДА
    • ОДИНОЧЕСТВО
    • ОПАСНОСТЬ
    • ОПТИМИЗМ
    • ОПЫТ
    • ОРАТОРЫ
    • ОРУЖИЕ
    • ОСТОРОЖНОСТЬ
    • От_Козьмы
    • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    • ОТДЫХ
    • ОХОТА
    • ОШИБКИ
    • ПАМЯТНИКИ
    • ПАМЯТЬ
    • ПАТРИОТИЗМ
    • ПЕЧАЛЬ
    • ПИЩА
    • ПОБЕДА
    • ПОДАРОК
    • ПОДЛОСТЬ
    • ПОЗОР
    • ПОИСК
    • ПОКРОВИТЕЛЬСТВО
    • ПОЛИТИКА
    • ПОЛЬЗА
    • ПОМОЩЬ
    • ПОНИМАНИЕ
    • ПОРОКИ
    • ПОХВАЛА
    • ПОЦЕЛУЙ
    • ПОЭЗИЯ
    • ПРАВА
    • ПРАВДА
    • ПРАВИЛО
    • ПРАВИТЕЛЬ
    • ПРАВОСУДИЕ
    • ПРАЗДНИКИ
    • ПРЕДАТЕЛЬСТВО
    • ПРЕСТУПЛЕНИЕ
    • ПРИВЫЧКИ
    • ПРИКАЗ
    • ПРИМЕТЫ
    • ПРИНЦИП
    • ПРИРОДА
    • ПРИСЛАННЫЕ
    • ПРОБЛЕМА
    • ПРОГНОЗ
    • ПРОГРЕСС
    • ПРОСЬБА
    • ПРОФЕССИЯ
    • ПРОШЛОЕ
    • ПРОЩЕНИЕ
    • ПСИХОЛОГИЯ
    • ПУНКТУАЛЬНОСТЬ
    • ПУТЕШЕСТВИЕ
    • ПУТЬ
    • ПЬЕДЕСТАЛ
    • РАБОТА
    • РАБСТВО
    • РАДОСТЬ
    • РАЗВОД
    • РАЗЛУКА
    • РАЗНОЕ
    • РАЗУМ
    • РАСИЗМ
    • РЕВНОСТЬ
    • РЕВОЛЮЦИЯ
    • РЕЗУЛЬТАТ
    • РЕКЛАМА
    • РЕЛИГИЯ
    • РЕПУТАЦИЯ
    • РЕСТОРАН
    • РЕЧЬ
    • РИСК
    • РОДИНА
    • РОДИТЕЛИ
    • САМООЦЕНКА
    • СВАДЬБА
    • СВИДАНИЕ
    • СВОБОДА
    • СЕКС
    • СЕМЬЯ
    • СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ
    • СЕРДЦЕ
    • СКЕПТИЦИЗМ
    • СКРОМНОСТЬ
    • СКУКА
    • СЛАВА
    • СЛЕЗЫ
    • СЛОВО
    • СЛУЧАЙНОСТЬ
    • СМЕРТЬ
    • СНОВИДЕНИЯ
    • СОВЕСТЬ
    • СОВЕТЫ
    • СОМНЕНИЯ
    • СОСЕДИ
    • СОСТРАДАНИЕ
    • СОЦИАЛИЗМ
    • СОЧУВСТВИЕ
    • СПЛЕТНИ
    • СПОР(ССОРА)
    • СПОРТ
    • СПРАВЕДЛИВОСТЬ
    • СТАТИСТИКА
    • СТИМУЛ
    • СТРАДАНИЯ
    • СТРАСТЬ
    • СТРАХ
    • СТЫД
    • СУДЬБА
    • СУЕВЕРИЕ
    • СЧАСТЬЕ
    • ТАЙНЫ
    • ТАКТ
    • ТАЛАНТ
    • ТАНЕЦ
    • ТВОРЧЕСТВО
    • ТЕАТР
    • ТЕЛЕВИДЕНИЕ
    • ТЕЛО
    • ТЕРПЕНИЕ
    • ТЕРРОРИЗМ
    • ТЕХНИКА
    • ТИРАНИЯ
    • ТОРГОВЛЯ
    • ТРАДИЦИЯ
    • ТРУД
    • ТЩЕСЛАВИЕ
    • УВАЖЕНИЕ
    • УВОЛЬНЕНИЕ
    • УДАЧА
    • УДОВОЛЬСТВИЕ
    • УМЕНИЕ
    • УПРАВЛЕНИЕ
    • УСЕРДИЕ
    • УСЛУГИ
    • УСПЕХ
    • ФАКТЫ
    • ФАНТАЗИЯ
    • ФАШИЗМ
    • ФИЛОСОФИЯ
    • ФИЛЬМЫ
    • ФЛИРТ
    • ФОТОГРАФИЯ
    • ХАРАКТЕР
    • ХИТРОСТЬ
    • ХОЛОСТЯКИ
    • ХРАБРОСТЬ
    • ЦЕЛЬ
    • ЦИВИЛИЗАЦИЯ
    • ЦИНИЗМ
    • ЧЕЛОВЕК
    • ЧЕСТНОСТЬ
    • ЧЕСТЬ
    • ЧУВСТВА
    • ЧУДО
    • ШУТКА
    • ЩЕДРОСТЬ
    • ЭГОИЗМ
    • ЭКОНОМИКА
    • ЭКСПЕРТ
    • ЭНТУЗИАЗМ
    • ЭРУДИЦИЯ
    • ЭТИКА
    • ЭТИКЕТ
    • ЮМОР
    • ЯЗЫК
  • Современные авторы
    • АБДИНОВА
    • АГАЦАРСКИЙ
    • АЛЕКСАНДРОВ
    • АНКА
    • АРКАДИН
    • АСАДУЛЛАЕВ
    • АФОНЧЕНКО
    • БАЛАКИН
    • БАЛАХОН
    • БИЛИЦА
    • БЛАГУТИН
    • БЛОХА
    • БОГОРОДСКИЙ
    • БОРИСОВ
    • БРЯНЦЕВ
    • ВАРФОЛОМЕЕВ

letter.com.ua

Эрнст Симон Блох — JewAge

 Эрнст Симон Блох (нем. Ernst Bloch; 8 июля 1885 года, Людвигсхафен-на-Рейне — 4 августа 1977 года, Тюбинген) — немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Ещё-Не-Бытия».

Содержание [убрать] 1 Биография1.1 Личная жизнь2 Звания и награды3 Сочинения4 Литература5 Примечания6 СсылкиБиография[править | править вики-текст]Родился в Людвигсхафене в еврейской семье железнодорожного служащего. Своё первое философское сочинение написал в 13 лет. В это же время приобщился к социалистическим идеям, познакомившись в 14 лет с речами Августа Бебеля и Розы Люксембург, а также выписывая социал-демократическую газету «Форвертс». Изучал философию, музыку и физику, учился у Георга Зиммеля, Макса Вебера, Освальда Кюльпе. Интересовался музыкой (Густав Малер был среди его предпочтений) и искусством (особенно экспрессионизмом). Был в дружеских отношениях с такими людьми, как Бертольт Брехт, Курт Вайль, Вальтер Беньямин и Теодор В. Адорно.

1908 год — Защитил докторскую диссертацию в духе неокантианства, о Генрихе Риккерте и проблемах гносеологии.С 1911 начиналось творческое сотрудничество с Дьёрдем Лукачем. Во время эмиграции последнего из Венгрии после падения советской республики Блох инициировал кампанию солидарности за освобождение Лукача из австрийского заключения.В 1917 году — будучи противником войны, Блох, хоть и не был призван из-за близорукости, был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где начал работать над своей философией надежды.1919 год — по окончании Первой мировой войны вернулся в Германию, где вступил в Коммунистическую партию.1933 — повторная эмиграция из Германии в Цюрих из-за прихода к власти нацистов.1934 — выслан из Швейцарии. Переезжает в Париж.1937—1938 — живёт и работает в Праге, Чехословакия.1938 — эмигрировал в США. Макс Хоркхаймер отказался принять его на работу в Институт социальных исследований, переместившийся из Франкфурта в Нью-Йорк, считая воззрения Блоха «чересчур коммунистическими».1948 — призван Вернером Краусом на профессуру в университет Лейпцига, Восточная Германия (также приглашённый туда Герберт Маркузе от предложения отказался).В 1949—1956 годах — профессор философии Лейпцигского университета (ГДР), директор Института философии при Лейпцигском университете (с 1949). Удостоен Национальной премии ГДР (в 1955 году).1957 — лишён звания профессора после продолжительных конфликтов с властями Восточной Германии из-за подавления восстания в Венгрии в 1956 году. Против принудительной отправки Блоха на пенсию высказались многие его коллеги и товарищи, включая теолога Эмиля Фукса.С 1959 — находясь на территории ФРГ, принял решение не возвращаться в ГДР и стал профессором в Тюбингене. Университеты Загреба и Сорбонны присвоили ему звание почётного доктора.Участник диалога марксизма и христианства. Критически поддерживал «новых левых» и студенческое движение 1960-х годов; наладил дружеские отношения с Руди Дучке.

Психоаналитик и экосоциалист Джоэл Ковел назвал Блоха «величайшим из современных утопических мыслителей». Философ второго поколения Франкфуртской школы Юрген Хабермас утверждал, что «только Эрнст Блох и Карл Мангейм в нашем столетии очистили выражение „утопия“ от привкуса утопизма и реабилитировали его как чистую среду для проекта альтернативных возможностей жизни, которые должны быть заложены в самом историческом процессе».

Личная жизнь[править | править вики-текст]В 1913 году женился на Эльзе фон Стирцки (нем. Else von Stritzky), дочери пивовара. Овдовел в 1921 году. Повторно женился, но брак с Линдой Оппенгеймер нем. Linda Oppenheimer) продлился недолго. Третьей женой стала польский архитектор Карола Пиотрковска (польск. Karola Piotrkowska), с которой Блох сочетался браком в Вене в 1934 году и оставался с ней до конца своих дней.

Блох скончался в Тюбингене в 1977 году.

Звания и награды[править | править вики-текст]Действительный член немецкой Академии наук (1955, ещё не разделенной).Национальная премия 2 класса по науке и технике (1954).Отечественный орден за заслуги (1955).Премия по культуре от Объединения немецких профсоюзов (1964).Международная премия мира немецких издателей (1967).Почетный доктор Загребского университета (1969).Почетный доктор Сорбонны и Тюбингенского университетов (1975).Именем Блоха названа улица в немецком Оберменцинг[de][1]Сочинения[править | править вики-текст]«Вадемекум для нынешних демократов» (1918)«Дух утопии» (1918)«Томас Мюнцер как теолог революции» (1921)«Наследие этого времени» (сборник очерков, 1924—1933)«Следы» (1930)«Наследство нашего времени» (1935)«История и содержание понятия „материя“» (1936—1938, опубликована в 1952 под названием «Проблема материализма — его история и сущность»)«Свобода и порядок. Очерк социальных утопий» (1946)«Субъект-Объект. Комментарий к Гегелю» (на испанском языке в 1949, первое немецкое издание — 1951)«Авиценна и аристотелевские левые» (1952)«Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953)«Принцип надежды» (в трех томах — 1954, 1955, 1960) (фрагмент Утопия и утопическое мышление)«Основные философские вопросы онтологии ещё-не-бытия» (1961)«Тюбингенское введение в философию» (1963). Издательство Уральского Университета, 1997 г. ISBN 5-7525-0410-4 Перевод Вершинин С. Е. 1997 год«Атеизм в христианстве» (1968)«Experimentum Mundi» (1975)Литература[править | править вики-текст]Болдырев И. А. Время утопии: проблематические основания и контексты философии Эрнста Блоха. — М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012Вершинин С. Е. Жизнь — это надежда. Введение в философию Эрнста Блоха. — Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001.

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).

You should be logged in, in order to edit this article.

www.jewage.org

Блох, Эрнст Симон Вики

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Блох. Дата рождения:Место рождения:Дата смерти:Место смерти:Страна:Школа/традиция:Основные интересы:Значительные идеи:Оказавшие влияние:Испытавшие влияние:
Эрнст Блох
Ernst Bloch

8 июля 1885(1885-07-08)

Людвигсхафен-ам-Райн

4 августа 1977(1977-08-04) (92 года)

Тюбинген

ГДР ГДР, ФРГ ФРГ

неомарксизм (западный марксизм)

Утопии, революционные идеи, теология освобождения

«философии надежды», «онтология Еще-Не-Бытия»

Г. Ф. В. Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Карл Май, Георг Зиммель, Макс Вебер, В. И. Ленин, Дьёрдь Лукач, Бертольт Брехт, Курт Вайль, Теодор В. Адорно

теология освобождения, Зигфрид Кракауэр, Вольфганг Харих, Руди Дучке, Фредрик Джеймисон, Ремо Бодеи, Юрген Мольтманн, Эрнесто Балдуччи

 Эрнст Блох на Викискладе

Эрнст Симон Блох (нем. Ernst Bloch; 8 июля 1885 года, Людвигсхафен-ам-Райн — 4 августа 1977 года, Тюбинген) — немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Ещё-Не-Бытия».

Биография[ | код]

Родился в Людвигсхафене в обеспеченной еврейской семье железнодорожного служащего. Своё первое философское сочинение написал в 13 лет. В это же время приобщился к социалистическим идеям, познакомившись в 14 лет с речами Августа Бебеля и Розы Люксембург, а также выписывая социал-демократическую газету «Форвертс».

Уже в школьные годы переписывался с Эрнстом Махом, Теодором Липпсом, Эдуардом фон Хартманом, Вильгельмом Виндельбандом. Изучал философию, физику, германистику и музыку; учился в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине и Гейдельберге — у Теодора Липпса, Георга Зиммеля, Макса Вебера, Освальда Кюльпе. Интересовался музыкой (Густав Малер был среди его предпочтений) и искусством (особенно экспрессионизмом). Был в дружеских отношениях с такими людьми, как Бертольт Брехт, Курт Вайль, Вальтер Беньямин и Теодор В. Адорно.

  • 1908 год — Защитил докторскую диссертацию в духе неокантианства, о Генрихе Риккерте и проблемах гносеологии.
  • С 1911 начиналось творческое сотрудничество с Дьёрдем Лукачем. Во время эмиграции последнего из Венгрии после падения советской республики Блох инициировал кампанию солидарности за освобождение Лукача из австрийского заключения и написал воззвание «К спасению Георга Лукача».
  • 1915—1917 годы — в Грюнвальде под Мюнхеном пишет свою первую крупную работу «Дух утопии».
  • 1917 год — будучи противником войны, Блох, хоть и не был призван из-за близорукости, был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где начал работать над своей философией надежды. Пораженческая позиция Блоха была столь радикальна, что его не удовлетворяли даже решения антивоенной социалистической Циммервальдской конференции, возлагающей вину за развязывание войны на обе воюющие стороны. Его взгляды привели его в пацифистскую группу, в которую входили Герман Гессе, Рене Шикеле, Хуго Балль. В связанную с ней «Свободную газету» Блох написал свыше 100 статей о войне, милитаризме, пацифизме, демократии, социализме и Октябрьской революции. К последней отнёсся с симпатией, хотя не скрывал разочарования негативными явлениями в Советской России и поражением социалистической революции в Германии; позже вспоминал, что на него и Лукача произвела исключительное впечатление поэма А. А. Блока «Двенадцать».
  • 1919 год — по окончании Первой мировой войны вернулся с больной женой в Германию, где вступил в Коммунистическую партию.
  • 1920-е годы — Путешествия по Европе и Северной Африке (Берлин, Берн, Мюнхен, юг Франции, Париж, Италия, Тунис, Алжир, Марокко).
  • 1933 год — повторная эмиграция из Германии в Цюрих из-за прихода к власти нацистов, объявивших Блоха в розыск.
  • 1934 год — выслан из Швейцарии. Переезжает в Вену, а затем в Париж.
  • 1937—1938 годы — живёт и работает в Праге, Чехословакия.
  • 1938 год — эмигрировал в США, где поначалу жил в стеснённых условиях. Даже левый социолог Макс Хоркхаймер отказался принять его на работу в Институт социальных исследований, переместившийся из Франкфурта в Нью-Йорк, считая воззрения Блоха «чересчур коммунистическими». Выручала помощь друзей — Ханса Эйслера, Альфреда Канторовича, Адольфа Лёве и других. Не без труда выучил английский язык и получил американское гражданство.
  • 1948 год — призван Вернером Краусом и министерством образования земли Саксония на профессуру кафедры философии в университет Лейпцига, Восточная Германия, которую ранее занимал Ханс-Георг Гадамер, переехавший во Франкфурт-на-Майне в западной зоне оккупации. Также приглашённый туда Герберт Маркузе от предложения отказался, но дал коллеге положительную рекомендацию.
  • В 1949—1956 годах — профессор философии Лейпцигского университета (ГДР), директор Института философии при Лейпцигском университете (с 1949). Читает курсы по истории философии, в публичных лекциях «Университет, марксизм, философия» (1949), «Университет, истина, свобода» (1955) выступает против упрощения высшего образования. В 1953 году вместе с Вольфгангом Харихом выступает соучредителем ведущего философского издания ГДР — «Немецкого журнала по философии» (Deutsche Zeitschrift fuer Philosophie). Обрабатывает и издаёт работы, скопившиеся за долгие годы эмиграции: «Субъект-Объект. Разъяснения к Гегелю» (1951), «Авиценна и аристотелевские левые» (1952), «Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953), два тома «Принципа надежды» (1954—1955). Избран председателем Союза работников культуры за демократическое обновление Германии (Культурбунда) в Лейпциге.
  • 1954—1955 годы — признание: с марте 1954 года — действительный член Германской академии наук (ещё единой для ГДР и ФРГ), вскоре возглавивший в ней секцию философии. Удостоен Национальной премии ГДР 2 класса по науке и технике (7 октября 1954 года) и «Отечественным орденом за заслуги» в (8 июля 1955 года). ЦК Социалистической единой партии Германии посылает приветствие, отмечающее усилия Блоха в борьбе за «новую демократическую Германию», а орган СЕПГ — газета «Нойес Дойчланд» — публикует поздравление секретаря ЦК Курта Хагера. Однако нарастает и критика философии Блоха как не соответствующей принятому в СССР и ГДР пониманию диалектического и исторического материализма. В 1954 году начинается дискуссия о буржуазном наследии в философии ГДР, запущенная статьёй другого лейпцигского профессора философии Ругарда Отто Гроппа «Марксистский диалектический метод и его противоположность идеалистической диалектике», в которой Блох назван представителем гегельянского идеализма. После XX съезда КПСС под влиянием Эрнста Блоха в издательстве Вальтера Янки Aufbau-Verlag, возник «Круг единомышленников» — неформальная группа марксистских мыслителей, требовавших внутренних реформ в партии. Разработавший от имени группы и передавший как партийному руководству, так и на Запад «Платформу особого немецкого пути к социализму» Вольфганг Харих был на показательном суде обвинён в подготовке государственного переворота. Блоха не арестовали, но лишили права на публичные выступления и запустили кампанию травли в прессе ГДР и на различных конференциях, в которой на страницах «Нойес Дойчланд» принял участие сам Вальтер Ульбрихт.
  • 1957 год — лишён звания профессора после продолжительных конфликтов с властями Восточной Германии из-за подавления восстания в Венгрии в 1956 году. Против принудительной отправки Блоха на пенсию высказались многие его коллеги и товарищи, включая теолога Эмиля Фукса. При этом философ Манфред Бур в основанном Блохе журнале обвиняет Блоха в иррационалистских, ревизионистских и агностицистских тенденциях, указывая на истоки его философии в Откровении Иоанна Богослова. Впрочем, даже после отстранения Блох продолжал получать выплаты и пользоваться определёнными привилегиями, включая право на свободное перемещение по миру — он побывал в Греции, Египте, Франции, Албании, несколько раз в Западной Германии.
  • С 1961 года — находясь на летнем отдыхе на территории ФРГ, в Баварии, под влиянием известий о сооружении Берлинской стены, обозначавших крах надежд на демократизацию в ГДР, принял решение не возвращаться в ГДР, которое далось ему с трудом. Он стал приглашённым профессором в Тюбингенском университете. Лекции Блоха, прочитанные в течение первого года пребывания в Тюбингенском университете, на которые подчас собиралось по тысяче человек, были изданы в 1963 году под названием «Тюбингенского введения в философию». Одно из ведущих западногерманских издательств — Suhrkamp Verlag — приступает к изданию собрания сочинений Блоха. В 1964 году награждён премией по культуре Объединения немецких профсоюзов, в 1967 году — премией мира немецкой книготорговли. Университеты Загреба (1969) и Сорбонны (1975) присвоили ему звание почётного доктора.

На формирование философии Блоха оказали влияние марксизм, немецкая классическая философия (Кант и Гегель), экзистенциализм (особенно в варианте Кьеркегора), а также ветхозаветное иудейское мессианство, раннее христианство и позднесредневековая еврейская мистика. Близкими к его идеям называли философию экзистенциалиста-марксиста Жана-Поля Сартра. В Марксе Блох видел последовательного гуманиста:

«Понятие «гуманизм» (в том смысле, которым оно обладает сегодня) сложилось в 17-18 веках. Вообще-то, оно гораздо старше, но в политику оно вошло именно в это время. Действительно, то что спроецировал молодой Маркс, является последовательным развитием идеалов Французской революции. Во время Французской революции «гражданин» всего лишь предавался иллюзии, поскольку у него не было ключа к решению проблемы – экономического ключа, социологического ключа. Маркс не просто учитывает прежние идеалы. Он в самой действительности ищет ключ, рычаг, чтобы положить конец состоянию отчуждения, как это сформулировал Гегель, состоянию отчуждения, в котором человек оказался в силу царящих в обществе торгово-экономических отношений. Молодой Маркс в то время называл это не «материализмом», «диалектическим материализмом», а «реальным гуманизмом». Категорический императив «требует» устранения всех отношений, низводящих человека до состояния угнетённого, жалкого существа. Именно эту цель ставил перед собой Маркс. Так что понятие «гуманизм» – это не какой-нибудь свалившийся с неба термин. Марксизм опирается на богатое наследие. И Маркс (я хочу добавить, что марксизм гораздо старше Маркса) вкладывает в это понятие совершенно определённое содержание. «Гуманизм» он понимает как движение, направленное на освобождение человека от состояния рабства и гнёта»[1].

Блох в 1956 году

Блох был участником диалога марксизма и христианства. Не примыкая прямо ни к одной из марксистских школ или течений, теснее всего с середины 1960-х годов Блох сотрудничал с югославской группой «Праксис», входя в редколлегию одноименного журнала. До смерти оставался социалистом, утверждая, что «дело социализма не может быть уничтожено»; при этом, заочно полемизируя с выражением Лукача, что самый плохой социализм все же лучше самого хорошего капитализма, считал, что «реальный социализм» в восточном блоке ещё дальше от социализма, чем самый скудный реформизм.

Настаивал, что следует осуждать и американскую интервенцию во Вьетнам, и советскую — в Чехословакию (по его словам, «то, что русские установили в Праге — прямая противоположность марксизма»[2]). Критически поддерживал «новых левых» и студенческое движение 1960-х годов; наладил дружеские отношения с Руди Дучке; выступал на митингах протеста против закона о чрезвычайном положении, запрета на профессии, гонки атомных вооружений, израильского милитаризма и немецкого антисемитизма.

Психоаналитик и экосоциалист Джоэл Ковел назвал Блоха «величайшим из современных утопических мыслителей». Философ второго поколения Франкфуртской школы Юрген Хабермас, ранее назвавший Блоха «марксистским Шеллингом», утверждал, что «только Эрнст Блох и Карл Мангейм в нашем столетии очистили выражение „утопия“ от привкуса утопизма и реабилитировали его как чистую среду для проекта альтернативных возможностей жизни, которые должны быть заложены в самом историческом процессе».

Личная жизнь[ | код]

В 1913 году женился на Эльзе фон Стрицки (нем. Else von Stritzky), дочери рижского пивовара. Овдовел в 1921 году. Повторно женился, но брак с Линдой Оппенгеймер нем. Linda Oppenheimer) продлился недолго. Третьей женой стала польский архитектор и антисталинистская коммунистка Карола Пиотрковска (польск. Karola Piotrkowska), с которой Блох сочетался браком в Вене в 1934 году и оставался с ней до конца своих дней.

Блох скончался в Тюбингене в 1977 году.

Звания и награды[ | код]

  • Действительный член немецкой Академии наук (1955, ещё не разделенной).
  • Национальная премия 2 класса по науке и технике (1954).
  • Отечественный орден за заслуги (1955).
  • Премия по культуре от Объединения немецких профсоюзов (1964).
  • Международная премия мира немецких издателей (1967).
  • Почетный доктор Загребского университета (1969).
  • Почетный доктор Сорбонны и Тюбингенского университетов (1975).
  • Именем Блоха названа улица в немецком Оберменцинг[de][3], Тюбингене и Штуттгарте.
  • В Людвигсхафене открыт Архив Эрнста Блоха. К столетию философа в 1985 году в Гамбурге была создана международная ассоциация Эрнста Блоха.

Сочинения[ | код]

  • «Вадемекум для нынешних демократов» (1918)
  • «Дух утопии» (1918)
  • «Томас Мюнцер как теолог революции» (1921)
  • «Наследие этого времени» (сборник очерков, 1924—1933)
  • «Следы» (1930)
  • «Наследство нашего времени» (1935)
  • «История и содержание понятия „материя“» (1936—1938, опубликована в 1952 под названием «Проблема материализма — его история и сущность»)
  • «Свобода и порядок. Очерк социальных утопий» (1946)
  • «Субъект-Объект. Комментарий к Гегелю» (на испанском языке в 1949, первое немецкое издание — 1951)
  • «Авиценна и аристотелевские левые» (1952)
  • «Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953)
  • «Принцип надежды» (в трех томах — 1954, 1955, 1960) (фрагмент Утопия и утопическое мышление)
  • «Основные философские вопросы онтологии ещё-не-бытия» (1961)
  • «Тюбингенское введение в философию» (1963). Издательство Уральского Университета, 1997 г. ISBN 5-7525-0410-4 Перевод Вершинин С. Е. 1997 год
  • «Атеизм в христианстве» (1968)
  • «Experimentum Mundi» (1975)

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Болдырев И. А. Время утопии: проблематические основания и контексты философии Эрнста Блоха. — М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012
  • Вершинин С. Е. Жизнь — это надежда. Введение в философию Эрнста Блоха. — Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Эрнст Симон Блох — JewAge

 Эрнст Симон Блох (нем. Ernst Bloch; 8 июля 1885 года, Людвигсхафен-на-Рейне — 4 августа 1977 года, Тюбинген) — немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Ещё-Не-Бытия».

Содержание [убрать] 1 Биография1.1 Личная жизнь2 Звания и награды3 Сочинения4 Литература5 Примечания6 СсылкиБиография[править | править вики-текст]Родился в Людвигсхафене в еврейской семье железнодорожного служащего. Своё первое философское сочинение написал в 13 лет. В это же время приобщился к социалистическим идеям, познакомившись в 14 лет с речами Августа Бебеля и Розы Люксембург, а также выписывая социал-демократическую газету «Форвертс». Изучал философию, музыку и физику, учился у Георга Зиммеля, Макса Вебера, Освальда Кюльпе. Интересовался музыкой (Густав Малер был среди его предпочтений) и искусством (особенно экспрессионизмом). Был в дружеских отношениях с такими людьми, как Бертольт Брехт, Курт Вайль, Вальтер Беньямин и Теодор В. Адорно.

1908 год — Защитил докторскую диссертацию в духе неокантианства, о Генрихе Риккерте и проблемах гносеологии.С 1911 начиналось творческое сотрудничество с Дьёрдем Лукачем. Во время эмиграции последнего из Венгрии после падения советской республики Блох инициировал кампанию солидарности за освобождение Лукача из австрийского заключения.В 1917 году — будучи противником войны, Блох, хоть и не был призван из-за близорукости, был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где начал работать над своей философией надежды.1919 год — по окончании Первой мировой войны вернулся в Германию, где вступил в Коммунистическую партию.1933 — повторная эмиграция из Германии в Цюрих из-за прихода к власти нацистов.1934 — выслан из Швейцарии. Переезжает в Париж.1937—1938 — живёт и работает в Праге, Чехословакия.1938 — эмигрировал в США. Макс Хоркхаймер отказался принять его на работу в Институт социальных исследований, переместившийся из Франкфурта в Нью-Йорк, считая воззрения Блоха «чересчур коммунистическими».1948 — призван Вернером Краусом на профессуру в университет Лейпцига, Восточная Германия (также приглашённый туда Герберт Маркузе от предложения отказался).В 1949—1956 годах — профессор философии Лейпцигского университета (ГДР), директор Института философии при Лейпцигском университете (с 1949). Удостоен Национальной премии ГДР (в 1955 году).1957 — лишён звания профессора после продолжительных конфликтов с властями Восточной Германии из-за подавления восстания в Венгрии в 1956 году. Против принудительной отправки Блоха на пенсию высказались многие его коллеги и товарищи, включая теолога Эмиля Фукса.С 1959 — находясь на территории ФРГ, принял решение не возвращаться в ГДР и стал профессором в Тюбингене. Университеты Загреба и Сорбонны присвоили ему звание почётного доктора.Участник диалога марксизма и христианства. Критически поддерживал «новых левых» и студенческое движение 1960-х годов; наладил дружеские отношения с Руди Дучке.

Психоаналитик и экосоциалист Джоэл Ковел назвал Блоха «величайшим из современных утопических мыслителей». Философ второго поколения Франкфуртской школы Юрген Хабермас утверждал, что «только Эрнст Блох и Карл Мангейм в нашем столетии очистили выражение „утопия“ от привкуса утопизма и реабилитировали его как чистую среду для проекта альтернативных возможностей жизни, которые должны быть заложены в самом историческом процессе».

Личная жизнь[править | править вики-текст]В 1913 году женился на Эльзе фон Стирцки (нем. Else von Stritzky), дочери пивовара. Овдовел в 1921 году. Повторно женился, но брак с Линдой Оппенгеймер нем. Linda Oppenheimer) продлился недолго. Третьей женой стала польский архитектор Карола Пиотрковска (польск. Karola Piotrkowska), с которой Блох сочетался браком в Вене в 1934 году и оставался с ней до конца своих дней.

Блох скончался в Тюбингене в 1977 году.

Звания и награды[править | править вики-текст]Действительный член немецкой Академии наук (1955, ещё не разделенной).Национальная премия 2 класса по науке и технике (1954).Отечественный орден за заслуги (1955).Премия по культуре от Объединения немецких профсоюзов (1964).Международная премия мира немецких издателей (1967).Почетный доктор Загребского университета (1969).Почетный доктор Сорбонны и Тюбингенского университетов (1975).Именем Блоха названа улица в немецком Оберменцинг[de][1]Сочинения[править | править вики-текст]«Вадемекум для нынешних демократов» (1918)«Дух утопии» (1918)«Томас Мюнцер как теолог революции» (1921)«Наследие этого времени» (сборник очерков, 1924—1933)«Следы» (1930)«Наследство нашего времени» (1935)«История и содержание понятия „материя“» (1936—1938, опубликована в 1952 под названием «Проблема материализма — его история и сущность»)«Свобода и порядок. Очерк социальных утопий» (1946)«Субъект-Объект. Комментарий к Гегелю» (на испанском языке в 1949, первое немецкое издание — 1951)«Авиценна и аристотелевские левые» (1952)«Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953)«Принцип надежды» (в трех томах — 1954, 1955, 1960) (фрагмент Утопия и утопическое мышление)«Основные философские вопросы онтологии ещё-не-бытия» (1961)«Тюбингенское введение в философию» (1963). Издательство Уральского Университета, 1997 г. ISBN 5-7525-0410-4 Перевод Вершинин С. Е. 1997 год«Атеизм в христианстве» (1968)«Experimentum Mundi» (1975)Литература[править | править вики-текст]Болдырев И. А. Время утопии: проблематические основания и контексты философии Эрнста Блоха. — М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012Вершинин С. Е. Жизнь — это надежда. Введение в философию Эрнста Блоха. — Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001.

Эта информация опубликована в соответствии с GNU Free Documentation License (лицензия свободной документации GNU).

Вы должны зайти на сайт под своим именем для того, чтобы иметь возможность редактировать эту статью

www.jewage.org

Блох, Эрнст - это... Что такое Блох, Эрнст?

Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство: Школа/традиция: Основные интересы: Значительные идеи: Оказавшие влияние:
Эрнст Блох

8 июля 1885(1885-07-08)

Людвигсхафен

4 августа 1977(1977-08-04) (92 года)

Тюбинген

 ГДР,  ФРГ

неомарксизм

Утопии, революционные идеи, теология освобождения

«философии надежды», «онтология Еще-Не-Бытия»

Г. Ф. В. Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Карл Май, Георг Зиммель, Макс Вебер, В. И. Ленин, Дьёрдь Лукач, Бертольт Брехт, Курт Вайль, Теодор В. Адорно

Эрнст Симон Блох (нем. Ernst Bloch; 8 июля 1885 года, Людвигсхафен — 4 августа 1977 года, Тюбинген) — немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Еще-Не-Бытия».

Биография

Учился у Г. Зиммеля, М. Вебера, О. Кюппе. Интересовался музыкой (Густав Малер был среди его предпочтений) и искусством (особенно экспрессионизмом). Был в дружеских отношениях с такими людьми, как Бертольт Брехт, Курт Вайль и Теодор В. Адорно.

  • 1908 год — Защитил докторскую диссертацию в духе неокантианства, о Генрихе Риккерте и проблемах гносеологии.
  • С 1911 начиналось творческое сотрудничество с Дьёрдем Лукачем.
  • В 1917 году — будучи противником войны, Блох эмигрировал в Швейцарию, где начал работать над своей философией надежды.
  • 1919 год — по окончании войны вернулся в Германию, где вступил в Коммунистическую партию.
  • 1933 — повторная эмиграция из Германии.
  • 1934 — выслан из Швейцарии. Переезжает в Париж.
  • 1938 — эмигрировал в США
  • 1948 — призван на профессуру в университет Лейпцига, ГДР.

В 1949—1956 годах профессор философии Лейпцигского университета (ГДР), директор Института философии при Лейпцигском университете (с 1949).

С 1959 — профессор в Тюбингене.

Звания и награды

  • Действительный член немецкой Академии наук (1955, ещё не разделенной).
  • Национальная премия 2 класса по науке и технике (1954).
  • Отечественный орден за заслуги (1955).
  • Премия по культуре от Объединения немецких профсоюзов (1964).
  • Международная премия мира немецких издателей (1967).
  • Почетный доктор Загребского университета (1969).
  • Почетный доктор Сорбонны и Тюбингенского университетов (1975).

Сочинения

  • «Вадемекум для нынешних демократов» (1918)
  • «Дух утопии» (1918)
  • «Томас Мюнцер как теолог революции» (1921)
  • «Наследие этого времени» (сборник очерков, 1924—1933)
  • «Следы» (1930)
  • «Наследство нашего времени» (1935)
  • «История и содержание понятия «материя»» (1936—1938, опубликована в 1952 под названием «Проблема материализма — его история и сущность»)
  • «Свобода и порядок. Очерк социальных утопий» (1946)
  • «Субъект-Объект. Комментарий к Гегелю» (на испанском языке в 1949, первое немецкое издание — 1951)
  • «Авиценна и аристотелевские левые» (1952)
  • «Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953)
  • «Принцип надежды» (в трех томах — 1954, 1955, 1960) (фрагмент Утопия и утопическое мышление)
  • «Основные философские вопросы онтологии еще-не-бытия» (1961)
  • «Тюбингенское введение в философию» (1963). Издательство Уральского Университета, 1997 г. ISBN 5-7525-0410-4
  • «Атеизм в христианстве» (1968)
  • «Experimentum Mundi» (1975)

Литература

  • Болдырев И.А. Время утопии: проблематические основания и контексты философии Эрнста Блоха. – М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012

Ссылки

test.academic.ru


Смотрите также